Открываем Великую Отечественную заново, или Как не стать бандеровцем
В 1946-м или 2020-м, в СССР и России, государство и общество оказались перед одной и той же задачей — построить из настоящего в прошлое мост памяти о Великой Победе.
Говоря на эту тему, Александр Твардовский написал о береге предков, который, «кроясь дымкой, уходит вдаль под залпы салюта».
В 20-е годы советское государство, вставшее перед задачей создать новое, наделенное новыми смыслами общество, устраивало народные инсценировки революции 1917 года и городские шествия, массовые субботники и праздники урожая. Это был напряженный процесс поиска живой идентичности.
В этих праздненствах в той или иной степени соединялись воля власти и масс, так или иначе оформлялось их совместное видение себя самих, необходимое для решения исторических задач.
В сталинскую эпоху возникли акции, соответствующие ее классическому стилю: демонстрации, спортивные и прочие парады. Кстати, ведь и современная акция «Бессмертный полк» наследует городские шествия советской эпохи.
Главный вопрос, волновавший устроителей массовых празденств во все времена, состоял в том, чтобы добиться наибольшей вовлеченности людей в происходящее.
Государство предлагает — общество откликается или не откликается. Предлагает общество — откликается или не откликается государство.
Известный литературовед, телеведущий Игорь Волгин требует на занятиях литературной студии МГУ рассматривать каждое студенческое стихотворение в контексте мировой литературы. Только так, по его мнению, молодые авторы могут почувствовать свои реальные достижения и продолжить развиваться. Точно также и память о войне, любая, даже самая маленькая, существует в мировом масштабе.
Студенчество — испокон веков территория определенной дополнительной свободы: свободной мысли и действия. Так в каких же отношениях сейчас находятся эта свобода и историческая память?
Либеральная Высшая школа экономики проводит интересные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Прежде всего, это многодневные экспедиции в разные регионы России, в которых студенты и аспиранты не только посещают музеи, но и получают доступ в архивы. Проект носит необычное название «Открываем Россию заново».
Надо сказать, не всегда учащиеся совершают эти открытия без помощи преподавателей из США и повышенного внимания к тематике политических репрессий в СССР, но живая нота в их отзывах, пожалуй, важнее их же опасений по поводу «повышенного градуса милитаризма в российском обществе» или сетований на недостатки в экспозициях провинциальных музеев. Неужели нет их, этих недостатков?
И очень может быть, что, называя в своих отчетах о поездках в историю ХХ века трагической (об этом трагизме власть, по мнению учащихся во ВШЭ, не знает, как говорить), кто-то из них имеет в виду прежде всего советский период. Но и «трагическая история» — это все-таки еще не черная дыра.
В той или иной степени трудности исторической самоидентификации испытывают молодые люди как во ВШЭ, так и в других более или менее известных учебных заведениях. Растерянные лица парней и девчонок, держащих в руках гвоздики во время различных памятных акций, можно найти на фотографиях из разных вузов. Учащимся во ВШЭ еще повезло, что у них есть эти поездки. В некоторых местах в памятные дни не проходят даже концерты.
Города, по которым прошла война, помнят ее по-своему. То же самое и с вузами. Московский университет, потерявший только под Ельней в октябре 1941 г. тысячу человек: студентов, аспирантов и преподавателей — забудет о них, наверное, только когда перестанет быть Московским университетом. Тем не менее традиция приезжать на ельнинскую землю и проводить там памятные мероприятия возникла в МГУ уже в постсоветское время. Хотя мемориальные объекты в деревне Уварово, вблизи которой, не отступив перед бешеным натиском нацистов, практически целиком погибла 8-я Краснопресненская дивизия народного ополчения, были созданы университетскими стройотрядами еще в 60-е годы.
Стоит, кстати, отметить, что после огромных потерь в боях под Ельней Гитлер был вынужден расформировать специальную дивизию вермахта, являвшуюся главной ударной силой в операции «Тайфун», конечной целью которой была Москва.
В своих выступлениях на митингах памяти во время ежегодных поездок университета, приуроченных к дню начала Великой Отечественной войны — 22 июня, ректор Виктор Садовничий упоминает каждый раз новые подробности боевого и жизненного пути известных участников боев под Ельней 4–7 октября 1941 г.
В 1948 г. Александр Андреевич Самарский (1919-2008), аспирант выдающегося советского математика Андрея Николаевича Тихонова (1906-1993), начал расчеты мощности взрыва атомной бомбы. Вскоре в СССР прошли испытания атомного оружия, и эти расчеты в значительной степени оправдались. А за семь лет до этого будущий академик, создатель кафедры вычислительных методов на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ А. А. Самарский, наряду с тысячью других студентов, аспирантов и преподавателей МГУ, сражался в Смоленской области под Ельней. Самарский ушел на фронт добровольцем на четвертом курсе. 12 декабря 1941 года, находясь в разведке под Москвой, он получил тяжелое ранение от разрыва мины.
Будущий профессор механико-математического факультета, автор крупнейших открытий в аэрокосмической сфере, в области сверхзвука и гиперзвука, Горимир Черный дошел до Берлина артиллеристом. Вряд ли новейшие стратегические вооружения России можно было создать без открытий этого ученика знаменитого Мстислава Келдыша.
В 2019 году памятное мероприятие в Ельне отметилось тем, чего ранее не было. В ельнинском ДК театральная студия юрфака представила постановку «Позади Москва». Текст пьесы и ее сценическое решение принадлежит студентке факультета Татьяне Шайковой.
Своя история участия в Великой Отечественной войне есть у большинства московских вузов, открывшихся в раннюю советскую эпоху или до Октябрьской Революции.
Например, в МИФИ, созданном в 1942 г. как Московский механический институт боеприпасов, работая в лишенных водопровода неотапливаемых помещениях, специалисты создавали новые снаряды, мины, авиабомбы, патроны и гильзы. Все то же самое делали и в Московском авиационном институте, где массово готовили инженеров для авиационных производств, а еще — успели изобрести первый советский вертолет серийного производства «Омега», впервые поднявшийся в воздух в 1943 г. В Московском институте инженеров транспорта (МИИТ) делались стратегически важные открытия, касающиеся строительства мостов и экономии угля.
Но в ополчение шли — везде.
Московский педагогический университет (МПГУ) каждый год проводит Вахту Памяти по местам боев 5-й Фрунзенской дивизии народного ополчения, сформированной в июле 1941 года из трудящихся Фрунзенского района, а также из числа студентов и сотрудников педагогического института. Эта дивизия задержала наступление нацистов в октябре–декабре 1941 г. в ходе ожесточенных боев за Боровск (Калужская обл.). Тяжелые бои тогда шли за каждую деревню — о них напоминают братские могилы и памятники.
МПГУ также проводит в Москве многочасовые экскурсии, посвященные формированию 5-й Фрунзенской дивизии. Интересно смотреть фотографии, сделанные во время одной из этих акций. Несколько расслабленные, иногда скучающие лица в начале и совершенно другие, серьезные и внимательные, в конце. В завершение экскурсии ее участников ждет возложение цветов к памятнику ополченцам во дворе института иностранных языков имени Мориса Тореза, в здании которого формировалась дивизия. Многие студенты и преподаватели этого института в 1941 г. также вступали в эту дивизию.
А на День Победы актив МПГУ, будущие и действующие педагоги, стремящиеся найти взаимопонимание с теми новыми людьми, которые сегодня приходят учиться, проводят военно-патриотические игры-учения. В 2019 г. такая игра прошла в Подмосковье, под Дедовском. Выбор места не случаен. Школьникам и студентам напомнили о том, что захват находящегося в 23 км от Москвы Дедовска открывал нацистам выход на Волоколамское шоссе и дальнейший путь на столицу. Натиск врага удалось тогда отбить контрнаступлением.
В рамках организованной МПГУ военно-патриотической игры прошла поисково-спасательная операция. Группы-участники этой операции противодействовали другим группам, учились налаживать взаимодействие, находить в лесу оставшегося без связи и с минимумом еды и воды человека, оказывать доврачебную помощь, транспортировать пострадавших.
Руководитель Студенческого научного общества МПГУ Эльмира Полатханова всегда подчеркивает, что актуализация памяти о войне — это творческая, всегда непростая задача. И даже по-настоящему интересная идея здесь не всегда побеждает, настолько специфичен школьник или студент, сформированный современным обществом с его спецификой.
В июле 2019 г. в рамках Селигерского слета (не имеет отношения к имевшему место ранее кремлевскому начинанию) подопечные МПГУ, среди которых — много трудных подростков, продолжили приводить в порядок ДОТы и другие живые памятники Великой Отечественной войны в укрепрайоне близ деревни Любимовка в окрестностях Осташкова (Тверская область). Год назад, после того, как в этом месте были восстановлены два пулеметных и один артиллерийский ДОТ, а также очищены две стелы-памятника, проезжающие автомобили стали останавливаться, а их водители и пассажиры — выходить для осмотра достопримечательностей. «Мы столько раз проезжали здесь и никогда не видели этого», — говорили они.
Московский государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН) и Институт истории белорусской академии наук, а также белорусские военные музеи ранее начали совмещать обучение, стажировку и активную защиту исторического достоинства в рамках проекта «Сожженные деревни: Хатынь и ее сестры» — школы молодых историков. Авторы проекта напоминают, что сразу после окончания Великой Отечественной войны некоторые специалисты на Западе стали оправдывать карательные акции тем, что эти акции были-де направлены исключительно против партизан, которые вели войну не по правилам.
В октябре 2018 г. в рамках российско-белорусского проекта прошла школа, на которой выступили ведущие исследователи немецко-фашистской оккупационной политики из России и Белоруссии. Они рассказали студентам и аспирантам об основных видах исторических источников по теме, доступных в российских архивах, и показали приемы работы с ними. Через год прошел конкурс лучших молодежных исследований.
Кстати, в проекте «Сожженные деревни: Хатынь и ее сестры» принимают участие украинские вузы. Подспорьем для их исследований является материал, выпущенный авторами проекта ранее. Речь идет об аннотированном указателе «Сожженные села. Украина под нацистской оккупацией, 1941–1944 годы», созданном в 2013 г. украинским Институтом национальной памяти, ныне печально известном своей радикальной пробандеровской ориентацией.
Продолжение следует