Граница — дело тонкое. Таджикистан и Киргизия снова готовы стрелять
Предыстория конфликта
В конце апреля 2021 года на киргизско-таджикской границе на водораспределительном узле «Головной» возник острый конфликт. Причиной стала установка таджикскими пограничниками трех камер видеонаблюдения на электрических столбах возле водораспределителя в селе Кок-Таш Баткенского района Киргизии. Это возмутило местных жителей Киргизии. Началась перепалка между жителями пограничных сел, которая на следующий день переросла в вооруженный конфликт между Киргизией и Таджикистаном.
Все страны, включая США, призвали к мирному решению конфликта и началу совместных работ по делимитации и демаркации еще не описанных с развала Советского Союза участков границы. Конфликт возник как раз на одном из не описанных участков. Только Турция тогда заявила о готовности поддержать Киргизию военной техникой.
По стечению обстоятельств, сейчас идет процесс вывода войск США из Афганистана и американцы подыскивают себе военную базу в Средней Азии. Все страны в регионе отказали им. Россия сыграла свою роль в процессе, подписав Стратегическую программу партнерства с Узбекистаном в военной области и проведя переговоры по сотрудничеству в области обороны с государствами — участниками Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Через месяц, 1 июня, госсекретарь США Энтони Блинкен в телефонном разговоре с главой МИД Таджикистана Сироджиддином Мухриддином заявил, что Америка полностью поддерживает «территориальную целостность и независимость Таджикистана». Он выразил свои соболезнования погибшим на киргизско-таджикской границе в конце апреля и отдельно поблагодарил за поддержку мирных переговоров в Афганистане, а также за партнерство в борьбе с терроризмом в рамках платформы «С5+1».
«Госсекретарь подтвердил неизменную поддержку Соединенными Штатами суверенитета, территориальной целостности и независимости Таджикистана. Он поблагодарил министра иностранных дел за лидерство Таджикистана в вопросах региональной безопасности», — сообщила пресс-служба Госдепартамента США.
Зарождение нового конфликта на киргизско-таджикской границе
Через три дня после звонка Блинкена, 4 июня 2021 года, в 3 часа утра на границе Лахшского района Таджикистана и Чон-Алайского района Киргизии таджикские военные установили контейнер, очень похожий на контрольно-пропускной пункт, а также военную технику. На все официальные запросы по данной ситуации Таджикистан не отвечал.
На место происшествия для проведения переговоров выехали глава киргизской государственной делегации по делимитации и демаркации киргизско-таджикской госграницы, председатель госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) Киргизии генерал-лейтенант Камчыбек Ташиев, специальный представитель правительства Назирбек Борубаев и директор Государственного агентства по земельным ресурсам Киргизии Абдулат Мырзаев.
Киргизская сторона заявила о незаконности действий военных Таджикистана, нарушивших ранее достигнутые договоренности о запрете на проведение каких-либо работ на не описанных участках киргизско-таджикской границы до завершения процесса ее делимитации и демаркации.
«Военнослужащие Таджикистана… нарушили ранее достигнутые договоренности, проникнув в глубь территории Кыргызской Республики на 1000 м, установили контейнер на не описанном участке госграницы „Унжу-Булак“ Чон-Алайского района Ошской области», — заявила пресс-служба правительства Киргизии.
Реакция Таджикистана на обвинения со стороны Киргизии
Пресс-центр пограничных войск Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана заявил, что официальное заявление властей Киргизии о результатах работы комиссий по делимитации и демаркации совместной государственной границы не соответствует действительности. Из общей границы в 986,7 км уже описано 519,9 км и не описанным официально остался только перевал Шатты.
«В связи с этим в настоящее время пограничным нарядом ПВ ГКНБ Таджикистана осуществляется охрана по согласованной линии прохождения таджикско-кыргызской госграницы», — сообщил пресс-центр.
Таджикистан настаивает, что установка КПП и выставление пограничного наряда осуществлены на согласованной территории и он в своем праве. Подчеркивается, что на участке перевала Карамик установлен пограничный пост Киргизии.
Никаких других комментариев и пояснений таджикская сторона не давала. Однако Киргизия ведет активную информационную поддержку своей версии конфликта.
Развитие конфликта
Правительство Киргизии опровергло заявление Таджикистана и заявило, что спорный участок Унжу-Булак не описан, так как не подписан соответствующий договор о его описании и нет юридически оформленного документа о киргизско-таджикской государственной границе. Власти Киргизии продолжают настаивать на незаконности действий Таджикистана.
МИД Таджикистана вручил ноту протеста послу Киргизии в стране. МИД Киргизии также вручил ноту послу Таджикистана.
ГКНБ Киргизии опубликовал заявление, в котором заявил, что «подразделения погранслужбы Киргизии, дислоцированные на киргизско-таджикском участке границы, перешли на усиленный вариант несения службы». Подчеркивалось, что представители пограничных войск ГКНБ Таджикистана не отвечают на звонки.
Киргизия направила в приграничную зону вертолет Ми-8, в котором находились 15 человек, в их числе — пилоты и бойцы спецподразделения «Альфа». Вертолет разбился в Алайском районе Киргизии в верховьях реки Ак-Бууры (Жайлоо бел). Все пассажиры с травмами различной степени тяжести доставлены в Ошскую межобластную объединенную больницу.
Председатель ГКНБ Киргизии Камчыбек Ташиев сообщил о крушении вертолета во время переговоров с представителями Таджикистана. При этом он заявил, что «вопросы границы надо решать мирным путем — без применения военной силы, без вреда местному населению».
Крушение киргизского вертолета Душанбе никак не прокомментировал. Переговоры глав спецслужб Киргизии и Таджикистана ни к чему не привели, ситуация оставалась напряженной.
МЧС Киргизии и местные власти в 19:30 4 июня начали эвакуацию жителей Чон-Алайского района Ошской области, сел Жекенди, Кара-Тейит, Кара-Мык, Жекенди, Чулук и Шибе Чон-Алайского района. Глава МЧС Киргизии Бообек Ажикеев заявил, что взял ситуацию под личный контроль.
Решение конфликта
Утром 5 июня секретариат Совета безопасности Киргизии успокоил граждан и заявил, что «ситуация на границе находится под контролем». В это же время главы Согдийской области Таджикистана и Баткенской области Киргизии провели телефонные переговоры и договорились не размещать войска на границе.
Пресс-служба ГКНБ Киргизии сообщила о второй встрече глав спецслужб двух стран. Позже глава киргизской госбезопасности Ташиев заявил о разрешении конфликта и выводе киргизских войск, а также о возвращении эвакуированных жителей в свои дома.
«Вопрос решен положительно. Совместно мы приняли протокол, состоящий из 7–8 пунктов. В течение двух часов мы их обнародуем», — заявил Ташиев после проведения переговоров с таджикским генерал-полковником Саймумином Ятимовым.
Что могло стать причиной конфликта на киргизско-таджикской границе
Эксперт по региональной безопасности в Центральной Азии, политолог Марс Сариев считает, что Таджикистан хочет выторговать для себя коридор через Алайскую долину в Ошской области Киргизии, так как в настоящее время он блокирован.
«Если гипотетически Таджикистан сможет проложить коридор в Китай через Алайскую долину, решив вопрос или военным путем в результате конфликта с Кыргызстаном, или мирным путем через демаркацию границ, тогда огромный персоязычный пояс от Афганистана и Ирана сможет соединиться с Китаем через Таджикистан, минуя Казахстан, Узбекистан, то есть тюркоязычные государства. Поэтому здесь замешана большая политика», — заявил Сариев в комментарии 24.kg.
Киргизия закрыла свои границы, и граждане Таджикистана не могут выехать из республики, а также вывезти свою сельхозпродукцию в Россию. К тому же Киргизия прикрыла контрабандные поставки горюче-смазочных материалов в Таджикистан после конфликта возле села Кок-Таш в начале мая 2021 года.
В свою очередь, Узбекистан не заинтересован в том, чтобы Таджикистан перебил его потоки сельхозпродукции в Россию. В этих условиях таджикская сторона очень внимательно приглядывается к созданию коридора в сторону Китая. Таджикистан хочет закрепить за собой территорию на не описанных участках, чтобы проложить круглогодичный маршрут из Душанбе с выходом на китайский Кашгар на КПП «Карамык».
Политолог Марс Сариев подчеркнул необходимость отслеживать указанные процессы, принимать превентивные меры, усилить политический и дипломатический диалог. По его мнению, Чон-Алайскому району можно даже дать особый статус, чтобы Таджикистан не мог претендовать на спорные участки.
Надо отметить, что в регионе имеют свои интересы все сверхдержавы. В последнее время активно работает Турция. Обратим внимание на недавнее исчезновение в Бишкеке Орхана Инанды, главы образовательной сети «Сапат», являющейся частью международной сети Фетхуллаха Гюлена, обвиненного в 2016 году в Турции в попытке государственного переворота. Эксперты предполагают, что его похитили спецслужбы Турции. Это свидетельствует о том, что Турция чувствует себя в Киргизии достаточно свободно.
Конфликт в конце апреля 2021 года закончился трагично для двух республик, но потерь с киргизской стороны было больше. Некоторые эксперты допускают, что начало транспортной блокады Таджикистана может быть ответом на этот инцидент. В то же время в Таджикистане сообщают о притеснениях киргизами таджиков, даже если те имеют гражданство Киргизии. Есть информация и о беженцах-киргизах из Таджикистана.
Эксперты считают, что в Таджикистане также имеется своя партия войны, которой выгоден конфликт с Киргизией. В Таджикистане имеет место большое социальное напряжение, и можно понять тех, кто не прочь «поиграть мускулами» дабы отвлечь внимание населения от социальных проблем.
Но, с другой стороны, уже запущен процесс демаркации границы и впервые за 30 лет есть шанс довести его до конца. Киргизия и Таджикистан являются участниками ОДКБ, обеим странам угрожает накаляющаяся обстановка в Афганистане. Хочется надеяться, что и киргизское, и таджикское руководство не будет играть с огнем и использовать межнациональное напряжение для решения своих внутренних проблем.