Стыдно даже сравнивать — историк о Параде Победы 75 лет спустя
Юрий Емельянов смотрел парад 24 июня 1945 года с трибуны. Ему было восемь лет, но все происходящее он помнит до деталей: дождь, бой часов на Спасской башне, Рокоссовского на вороном и Жукова — на белом коне.
Потом он стал писателем-историком и создал книги о Сталине, Троцком, Хрущеве... Эти книги переведены на многие иностранные языки.
По мнению Емельянова, Советский Союз смог одолеть угрозы, которые были на несколько порядков страшнее нынешней эпидемии. Меры по борьбе с коронавирусом вызвали спад производства, разорение многих предприятий, остановили работу многих служб, учебных и культурных заведений. А в советской стране даже в условиях смертельной угрозы продолжали работать все хозяйственные предприятия, научные и культурные центры.
Мы спросили Юрия Васильевича, о чем заставляет задуматься парад 24 июня 2020 г., если отбросить благостную картинку официальных СМИ.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете решение провести Парад Победы 24 июня?
— Хотя досадно, что меры карантина, введенные в нашей стране после начала пандемии привели к отмене парада Победы и шествия Бессмертного полка 9 мая, решение о проведении парада 24 июня позволяет вспомнить парад 1945 года — великое событие в истории нашей страны, которое было долгое время забыто.
Мне лично это особенно приятно, так как 75 лет назад мне повезло: в тот день я находился на Красной площади вместе с отцом.
ИА Красная Весна: Расскажите, пожалуйста, про парад 1945 года.
— Чтобы детям было лучше видно, им позволили встать впереди взрослых зрителей. Я до сих пор пытаюсь разглядеть в кинохронике себя среди тех мальчишек, которые стояли в первом ряду на гостевой трибуне.
Мимо нас на свои места на трибунах проходили гости парада, иностранные военные в необычной форме, зарубежные дипломаты в треуголках со страусиными перьями. Проходили, опираясь на посохи, и православные священнослужители.
На Лобном месте был воздвигнут фонтан в виде многоступенчатой башни, увенчанной фигурами рабочего и колхозницы. Вдоль ГУМа выстроились войска. Здесь были собраны самые прославленные воины всех фронтов. Необычной формой выделялся полк Войска Польского. Обращала на себя внимание группа военных, державшая вниз к земле какие-то черные и красные знамена.
Покрытие мавзолея Ленина фанерой во время парадов Победы свидетельствует о скудоумии власть имущих.
По трибунам прокатилась волна аплодисментов. Все увидели Сталина и других советских руководителей, поднимавшихся на трибуну Мавзолея. Площадь замерла. В тишине гулко раздались слова команды, и снова стало тихо. Пробили часы на Спасской башне — и вот навстречу друг другу устремились всадники. На вороном коне мчался Константин Константинович Рокоссовский. Навстречу ему на белом коне выехал Георгий Константинович Жуков.
После объезда сводных полков маршал Жуков поднялся на трибуну Мавзолея. На всю площадь зазвучал его голос. Он говорил о четырех годах тяжелой войны и о решающей роли Красной Армии в победе над Германией. Жуков завершил свою речь здравицами в честь народа-победителя, победоносных воинов, коммунистической партии, «мудрого вождя и полководца Сталина». Ответом на здравицы было громкое «ура!» собравшихся воинов.
Начался парад. Вслед за группой барабанщиков от Исторического музея пошли сводные полки, представлявшие все фронты с севера до юга. Впереди каждого полка шли знаменосцы, державшие отяжелевшие от дождя штандарты, и командующие фронтами. Мимо нас проходили прославленные воины и их полководцы. Затем проследовал сводный полк Военно-морского флота.
Высоко в небе над Кремлем спускался с невидимого в вечернем небе аэростата портрет Сталина, освещенный прожекторами.
И, наконец, к Мавзолею стал приближаться полк со знаменами, в центре которых были изображения крестов и свастик. В тишине раздалась барабанная дробь. Оказавшись рядом с Мавзолеем, солдаты развернулись направо и под гром аплодисментов всех присутствующих стали швырять 200 немецких знамен на асфальт.
Парад продолжался. По площади прошли солдаты Московского гарнизона, слушатели военных академий. Промчались кавалеристы. Проехали машины с артиллерией, «катюшами», самоходные установки, танки Т-34, за участие в создании броневых башен которых мой отец стал лауреатом Сталинской премии.
Парад длился два часа. Однако беспрерывный дождь помешал праздничной демонстрации. Лишь вечером дождь прекратился и был произведен праздничный салют. Высоко в небе над Кремлем спускался с невидимого в вечернем небе аэростата портрет Сталина, освещенный прожекторами.
ИА Красная Весна: Как вы относитесь к тому, что в последние десятилетия мавзолей Ленина во время парада Победы драпируется?
— Покрытие мавзолея Ленина фанерой во время парадов Победы свидетельствует о скудоумии власть имущих. Хотя в первые месяцы после Октябрьской революции некоторые восторженные люди в ряде городов свергали памятники царям и царским слугам. Но в конечном счете возобладал здравый смысл. Ведь никому из советских руководителей не приходило в голову драпировать памятники Петру I, Екатерине II, Николаю I в Ленинграде в дни советских праздников.
Закрывать мавзолей Ленина фанерой в День Победы особенно нелепо. Ведь с трибуны ленинского Мавзолея 7 ноября 1941 года Сталин обратился к солдатам Красной Армии с призывом разгромить врага. 24 июня 1945 года к подножию Мавзолея Ленина красноармейцы бросили знамена фашистских армий — и это стало кульминацией Парада Победы.
ИА Красная Весна: Ситуация с коронавирусом не сопоставима с ситуацией Великой Отечественной войны ни по тяжести, ни по нагрузкам, ни по жертвам. Сравнивая с периодом войны, как проявила себя современная Россия?
— Пандемия коронавируса доказала крайнюю уязвимость капиталистической организации общества. В годы Великой Отечественной войны страна сумела одолеть угрозы, которые на несколько порядков страшнее заразной болезни, поразившей сотни тысяч людей и погубившей несколько тысяч. Меры по борьбе с пандемией вызвали спад производства, разорение многих предприятий, остановили работу многих служб, учебных и культурных заведений. Тогда как в советской стране даже в условиях смертельной угрозы вражеского нашествия продолжали работать все хозяйственные предприятия, научные и культурные центры.
В конце лета 1941 года моя семья отправилась из Москвы в эвакуацию. Это была беспримерная в мире операция по вывозу предприятий, служебных учреждений и миллионов людей на Восток. Пока отец работал на танковом заводе на Урале, я с осени 1941 по весну 1943 года находился в эвакуации в Барнауле. Напротив нашего дома был Дом пионеров, в котором постоянно показывали киносеансы детских фильмов. На центральной площади Барнаула был устроен цирк «Шапито», и там выступали дрессированные животные, акробаты и фокусники. Если случалось, что я простужался, ко мне приходили врачи и лечили меня.
Разумеется, в то время взрослые нередко говорили о замечательной довоенной жизни, однако ни малейших признаков паралича всех служб, растерянности, страха я не помню. Мы слушали по радио сводки Совинформбюро и были уверены, что наше дело правое, враг будет разбит, а победа будет за нами.