Найдут ли испанская корона и социалистическое правительство общий язык?
Не станет ли королевская чета Испании, Летиция и Филипп VI, заложником традиционно плохого отношения к монархии со стороны левых партий, анализирует обозреватель El Mundo Эдуардо Альварес.
Уже во время предвыборных дебатов Педро Санчеса (председатель правительства Испании — прим. ИА Красная Весна) было понятно, что нападки на короля усилятся — притом что король представляет собой символ национального единства. Первая же неделя работы нового правительства показала, что вошедшая в коалиционное правительство партия «Подемос» не помощница в деле налаживания отношений с королевским двором.
Первый выпад в сторону королевской четы произошел в этот четверг, 16 января. Когда ни министр равенства Ирен Монтеро, ни секретарь правительства по гендерному насилию Ноэлия Вера — обе из партии «Подемос», не пришли сопровождать королеву Летицию на совещание, посвященное борьбе с мужским шовинизмом (в Испании это явление носит название «мачизм»). Сопровождать королеву пришлось министру здравоохранения.
Если произошедшее предваряет дальнейшее развитие напряженности между «Подемос» и королевским двором, то мы находимся в ситуации, которая может серьезно скомпрометировать королеву. Потому что основная работа королевы Летиции касается именно тех областей, которые возглавляют четыре министра из «Подемос». Например, Министерству социальных дел, во главе с Пабло Иглесиасом, и Министерству равенства, во главе с Монтеро, поручено согласовывать с королевским домом многие публичные мероприятия, в которых принимает участие королева-консорт. Более того, все основные направления деятельности королевского дома зависят в конце концов от правительства.
Большая или меньшая активность короля и его супруги, усиление или ослабление их влияния на внутренней и международной арене зависит от воли королевской четы, но особенно оно зависит от правительства. Мы уже пережили полтора года, когда премьер-министр Санчес обращался с видимым пренебрежением с королем Филиппом. И теперь королевский двор не может не беспокоить, что правительство, в которое входят «Испанская социалистическая рабочая партия» и «Подемос», будет работать на ухудшение королевского дома в глазах народа, пишет Эдуардо Альварес.
Ирен Монтеро в интервью программе «Al rojo vivo» («Без тормозов») хотела развеять сомнения по поводу возможности работать бок о бок с королевской четой. И было бы хорошо, чтобы так и было в действительности. Но факты заставляют в этом усомниться. Начиная с момента, когда Иглесиас пришел в политику, он отпускал ядовитые выпады в сторону главы государства. Так, в 2015 году он жестко критиковал награждение Орденом Золотого руна принцессы Астурии в связи с 50-летним юбилеем короля Дона Филиппа. «Это плохой вкус, дарить что-то, стоимостью за 50 000 евро 12-летней девочке», — заявлял Иглесиас. Хотя это был не подарок, и он не стоил таких денег. Но чтобы задеть монархию, в ход шло всё, напоминает обозреватель. А теперь, уже в качестве вице-президента, Иглесиасу придется присутствовать не на одной торжественной церемонии вручения Ордена Золотого руна.
Самые тяжелые оскорбления нанесла короне Ирен Монтеро. Перед тем как король взошел в 2014 году на трон, она не раз отзывалась о нем с ничем не прикрытой ненавистью. Например, писала в «Твиттере», что раньше, чем он начнет править, его настигнет гильотина. А кроме того, выступала против королевы Летиции, которая участвовала в обсуждении, разгоревшегося после публикации в СМИ частных СМС-сообщений ее тогдашнему «товарищу по занятиям йогой» Хавьеру Лопесу Мадриду. При этом Иглесиас и Монтеро относительно недолго критиковали корону. В отличие от министра потребления Альберто Гарсона, самым мягким эпитетом которого по отношению к королевской семье еще в прошлом мае были «воры».
В 2018 году Иглесиас называл короля Филиппа и королеву Летицию очень приятными людьми. Он был тронут теплотой, которую продемонстрировали монархи, когда его близнецы родились раньше срока.
График королевы Летиции пока еще не очень насыщен. Каждый год она участвует примерно в ста мероприятиях, в основном вместе с королем. Для того чтобы посчитать количество речей, которые она произнесла, хватит пальцев на одной руке. Сможет ли королева Летиция стать самостоятельной фигурой и развивать самостоятельную деятельность, почти полностью зависит от нового правительства.