Игровая индустрия, якобы ранее аполитичная, стремительно и открыто политизируется. Хочешь работать там — соглашайся с чужой повесткой

С кем вы, мастера игровой индустрии? Мнение художника

Юлиус Леблан Стюарт. В мастерской художника. Конец XIX в.
Юлиус Леблан Стюарт. В мастерской художника. Конец XIX в.

В современном мире у художника существует большая проблема с выбором направления для самореализации. Причем проблема эта гораздо шире, чем проблемы отдельных творческих единиц. Она затрагивает и всех людей, и страну в целом. Одной из самых перспективных для художника сейчас является работа в сфере компьютерных игр.

С ранних лет современный человек получает прививку западных культурных ценностей. Их навязывание идет через многочисленные средства массовой информации, книги, игры, фильмы и так далее и заставляет зрителя/читателя/игрока постепенно отказываться от собственной идентичности.

Огромный объем формирующей человека информации идет из книг по «бизнес-развитию», ориентированных на молодежь, книг про «успех» и развитие личности. Всё это индивидуализирует человека, атомизирует его в социуме. Это, по большей части, — современная писанина, отсебятина каких-то «ноунеймов» с вполне понятными целями наживы от продаж своих книг.

Однако подобные «знания» тем и завлекательны еще для неокрепшего ума, что «такое в школах не расскажут». И именно так эти книги и преподносятся читателю. А человек в раннем возрасте, пока не сформировалось его мировоззрение, достаточно открыт для любого «уникального» знания. Этим такие «знания» и опасны: они могут лечь в основу мышления, на которое будет опираться дальнейшее творчество.

В процессе подобного «развития» или «обучения» человек начинает воспринимать окружающих его людей сплошной «серой массой», живущей серой и скучной жизнью. Последователь подобных бизнес-идей говорит, что деятельность на заводах, в образовательной сфере, в сфере медицины, да еще и за мизерную зарплату — это «серость». Он заранее считает, что такие люди не познали счастья в жизни, потому что якобы не смогли реализовать себя. Сам же обучаемый начинает отстраняться от «серых» людей, выстраивая вокруг себя высокий забор, вход за который разрешен только ему подобным.

С такой навязанной установкой человек вступает на свой жизненный путь, считая себя «не таким, как все», наученный искать лишь выгоду всегда и во всём, и абсолютно не подозревая, как жестоко его обманули, как подменили его ценности, представление о счастье, о себе и о других.

Сегодня, как правило, начинающий художник смотрит на работы известных рисовальщиков и аниматоров, работающих в игровой индустрии, которые вдохновили его, и хочет достичь такого же уровня мастерства в рисовании. Вначале вопрос монетизации труда второстепенен, он приходит позже — когда ученик начинает читать «нужную» обучающую литературу.

Так человек приходит в игровую сферу, в киноиндустрию или фриланс, считая такой способ реализации себя единственно верным, совершенно позабыв, как и для чего он пришел к творчеству.

По опыту общения с такими людьми могу сказать, что подобный путь развития может привести к очень печальным последствиям. Ведь такому человеку — выпестованному на подобного рода западной литературе, испытывающему неприязнь к своему народу и культуре — легко становится найти взаимопонимание с различными оппозиционными и зачастую радикальными группами, до которых ему «один шаг».

И вот из таких людей, с таким багажом знаний и сформировавшимся мировоззрением, с размытыми границами понимания о добре и зле, к сожалению, чаще всего и состоит наша современная российская игровая индустрия. Мнимый «райский уголок» для избранных. Это читается в их глазах.

Игровые студии, находящиеся на территории России и стран СНГ, ориентированы на Запад. Там человек утверждается в собственной избранности, свыкается с объяснениями о нормальности ЛГБТ-движений (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и подобных им. Для него подобные темы переходят в разряд высших материй, которые простым смертным понять не дано. Такой художник насквозь пропитывается западной правдой.

Таким образом, игровая продукция и западных, и российских студий оказалась наполненной вражеской повесткой. А далее играющему предлагают провзаимодействовать с ней.

Если раньше игры более или менее создавались по задумкам разработчиков и содержали как прозападные, так и альтернативные темы, то после начала СВО (хотя на самом деле еще раньше) западный тренд поглотил мировую игровую индустрию, включая ориентированные на запад российские студии.

После начала СВО творческий контингент начал повально уезжать из России, кто-то — критикуя власть и ее решения, а кто-то руководствуясь принципом, что здесь «не осталось выбора».

Такие настроения существуют в российских студиях повсеместно, хотя теперь тщательно скрываются. Например, сотрудников заставляют подписывать так называемое NDA (англ. non-disclosure agreement, NDA — соглашение о неразглашении), с недавних пор по этому соглашению надо закрывать собственные аккаунты в социальных сетях, чтобы не дай бог не выглядеть перед западным хозяином пророссийским человеком в собственной стране.

В подобных компаниях не позволено высказывать свое мнение, если оно отличается от западного. В противном случае такой работник автоматически становится «токсичным» и ему грозит увольнение.

Когда-то представители игровой индустрии заявляли, что они аполитичны, однако теперь вся их мнимая аполитичность высветилась. Что это, как не двойные стандарты?

Кто-то может сказать, что ситуации могут быть разные. Однако практика показывает, что у всех одни цели и связи с такими зарубежными площадками, как Steam, AppleStore, GooglePlay и др., с ориентированностью на западного потребителя, а значит и следующих западному тренду.

Возникает вопрос: может ли уважающий себя человек работать в такой среде? Это возможно, только если он сам станет таким же. Встречаются и люди, адекватно оценивающие ситуацию, но они оказываются в меньшинстве и они, как правило, не задержатся в игровой индустрии.

Не хочу сказать, что нужно сделать правильные выводы и отказаться от «геймдева» (gamedev (games development) — разработка игр). Но сегодня этот заветный для многих начинающих художников российский «геймдев» уже давно отказался от своей идентичности. Он превратился по сути в инородное тело, которое рано или поздно откиснет.

Художники, стоящие перед судьбоносным выбором, прошу вас еще раз вернуться к тому моменту в памяти, когда вы решили стать творцами, и проанализировать те чувства и желания. Потом прошу вас попытаться понять, на каком этапе вашей жизни произошла подмена желания настоящего творчества, желания поделиться своей идеей с миром на банальную цель заработать денег, лишив себя этого самого творчества.

В условиях, когда повсеместно внедряются нейросети, выполнение алгоритмизированных задач, где творчеством и не пахнет, становится абсолютно бесполезной работой.

А теперь подумайте: какая жизнь лучше?

Первый вариант предполагает работать на заводе, но отдыхать за творчеством, сохранив чистой свою совесть, свободу, собственное мнение, идентичность и семью, в это трудное время. Искать возможности заниматься творчеством там, где не навязывают ненависть к собственной стране.

Второй вариант предлагает быть оторванными от других людей, пропадая в офисных клетках по 14–16 часов в сутки с ненормированным рабочим графиком, среди «ядовитых», не уважающих свою историю и себя людей, не имея при этом ни своего мнения, ни подлинности, ни личности, а значит и настоящего человеческого счастья.

Возможно, пришло время сделать выбор.

Дмитрий Устинов — художник, работающий над представлением исследования космоса.