«Тобол». Может ли сценарист фильма «Царь» снять хорошее кино о России?
Доводилось ли Вам вживую наблюдать за съемками полнометражного фильма? Мне — никогда. По крайней мере, до недавней поездки в Тобольск, где вместо обычного изучения Кремля меня ожидало посещение съемочной площадки художественного фильма «Тобол», посвященного эпохе Петра I. Все здесь было по-настоящему: проработанное историческое кино с полной сценической достоверностью.
Однако правдоподобность декораций — лишь половина вопроса. Другая половина — в том, насколько будет соответствовать историческим реалиям сама разыгрываемая в них история. А усомниться в этом есть все основания...
Однако пока что передо мной открывались фрагменты бревенчатой крепостной стены, рабочий инструмент, домашний скот, люди, одетые на старинный манер, грим, свет, расстановка актеров... Всё «по-взрослому».
От персонала между прогонами сцен я узнал, что большая часть фильма уже снята. Окончен зимний период, Петр I (Дмитрий Дюжев) уже уехал, Матвея Гагарина (Евгений Дятлов) уже повесили, так что остались мелкие сцены. Но и они оказались весьма зрелищными.
Мне рассказали, что существует некоторый конфликт между автором сценария (Алексей Иванов) и съемочной группой на предмет последовательности и детальности отражения сценарной задумки. Но это, по-видимому, обычная для любых съемок история: отступление от главного замысла, уточнение деталей проекта в ходе воплощения...
Однако интересно было бы узнать, что это за отступления и насколько они существенны с точки зрения исторической достоверности и полноты раскрытия сюжета.
Сценарист Алексей Иванов известен своими работами в области литературы: «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы». А также такими «шедеврами» кинематографии, как сериал «Физрук» и фильм «Царь». Сценарий последнего вызывал особенно много вопросов по части исторической достоверности и ангажированности в изображении Ивана Грозного. Если в фильме «Тобол» будет продолжена линия на убогость и ничтожность русского самодержавия и вообще русского государства, то любые позитивные впечатления от самого процесса съемки будут в очередной раз перечеркнуты, как это уже происходило с фильмом «Географ глобус пропил».
А в целом, работа над художественным фильмом — это гигантский, тяжелейший интелектуальный труд. Растрачивать усилия огромного коллектива людей, работающих на съемочной площадке и вне нее, на грубости, пошлости и низменные подтасовки — это просто неприлично. Гораздо лучше направить их на высокое, яркое, живое кино.
Выход фильма «Тобол» на широкий экран ожидается в конце 2018 года.