Центральный архив ФСБ был готов ознакомить представителя Центра Кургиняна с архивным уголовным делом Солженицына, но тут начался карантин

Солженицын попал на «вечный» карантин ФСБ

Изображение: Яковенко Вячеслав © ИА Красная Весна
Солженицын
Солженицын

13 октября 2020 года Центр Кургиняна (Экспериментальный Творческий Центр) обратился в управление регистрации и архивных фондов ФСБ РФ с запросом о материалах прекращенного уголовного дела писателя и общественного деятеля Александра Солженицына.

Аналогичный запрос Центр уже делал в 2018 году, но тогда ФСБ отказала в праве на доступ к материалам дела в связи с тем, что оно содержит личную и семейную тайну семьи Солженицына.

Такое положение действительно закреплено в первой фразе абзаца 3 статьи 11 закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий». В связи с этим ЭТЦ переписку временно прекратил.

Ответ Центрального архива ФСБ РФ Центру Кургиняна
Ответ Центрального архива ФСБ РФ Центру Кургиняна
Ответ Центрального архива ФСБ РФ Центру Кургиняна
Ответ Центрального архива ФСБ РФ Центру Кургиняна

Прошло два года, и правовое положение дела Солженицына изменилось. Летом 2020 года истекли 75 лет с момента проведения следствия в отношении Солженицына, и к его делу, согласно закону РФ об архивном деле, стал возможен доступ «другим лицам», а не только уполномоченным государственным служащим и родственникам осужденного.

Не будем обременять читателей перечнем законодательных и нормативных актов, регулирующих данный вопрос.

В связи с изменением правовых обстоятельств 13 октября 2020 года Центром Кургиняна был сделан второй запрос на получение доступа к материалам дела А. И. Солженицына.

В конце ноября 2020 года Центр получил ответ от управления регистрации и архивных фондов ФСБ РФ. Центральный архив ФСБ был готов ознакомить представителя ЭТЦ с архивным уголовным делом Солженицына.

Казалось бы, найдено взаимопонимание на вполне законном основании.

Однако, когда представитель Центра Кургиняна в начале декабря 2020 года позвонил сотруднику архива, ему сообщили, что читальный зал архива закрыт на карантин из-за COVID-19.

С той поры карантин в Центральном архиве ФСБ так и не закончился.

Это тем более странно потому, что читальный зал ЦА ФСБ представляет собой помещение, где представитель Центра Кургиняна, изучая ранее другие материалы по Солженицыну, ни разу не видел более трех посетителей одновременно, включая его самого.

По сравнению с разного рода магазинами, ночными клубами и массой других заведений, которые давно открыты для посетителей, читальный зал архива — просто идеальное место, в котором легко можно выполнить рекомендации Роспотребнадзора по профилактике COVID-19.

Это обстоятельство, согласитесь, вызывает по меньшей мере недоумение.