Бытописатель революции. Репортаж с выставки Ивана Владимирова
Иван Алексеевич Владимиров родился 29 декабря 1869 года (10 января 1870 года) в Вильно в семье священника и английской художницы. Он является последователем реалистической школы, известен как баталист и автор работ, посвященных революционным событиям.
Художник писал то, что видел, и его произведения являются своеобразной летописью, историческим свидетельством происходивших событий. Именно этим ценно творчество Владимирова. Он работал художником-корреспондентом, на месте делая зарисовки, а потом превращая эти свидетельства в живописные полотна.
С 11 января по 26 февраля в Музее политической истории в Петербурге проходит выставка работ из коллекции музея, посвященная 150-летию художника и его работам о революции. На открытии выставки искусствовед Екатерина Костина провела экскурсию, представив творчество Владимирова как бытописателя революции, переживавшего все происходящее и отражавшего это в своих работах.
Начинается выставка работами на крестьянскую тему, которые показывают события, влиявшие на настроение крестьян в дореволюционный период. Работы написаны в 1930-х годах, но они созданы по зарисовкам, сделанным еще до революции во время крестьянских волнений. Так, акварель «Восстание крестьян в селе Бездна» повествует о событиях 1861 года, когда крестьянин Антон Петров после отмены крепостничества истолковал «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» как документ, дающий право не подчиняться помещикам, не работать на барщине и выбирать из крестьян должностных лиц.
Слух о такой трактовке документа распространился, и в село Бездна стали стекаться крестьяне. Для подавления восстания были присланы две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа Антона Апраксина. Когда крестьяне отказались выдать Петрова, безоружная толпа была расстреляна.
Набеги крестьян на помещичьи хозяйства в 1902 году, когда из-за неурожайного года крестьяне стали забирать зерно у помещиков, изображены в картине «Разгром помещичьей экономии». Тяжелую жизнь крестьян отражает также сюжет картины «Сбор недоимок». Из-за неуплаченных вовремя выкупных платежей за землю у крестьянской семьи забирают, возможно, последнюю кормилицу-корову.
Крестьянской теме также посвящен эскиз, на котором Владимиров изобразил надменного самодовольного земского начальника и бедных просителей-крестьян. Художник показывает здесь представителей разных сословий конца XIX века. В работе наглядно отражена поразительная социальная пропасть между крестьянами и начальником, имевшим большую власть.
К блоку работ на крестьянскую тему организаторы выставки решили добавить несколько портретов, на которых изображены типичные представители власти в шаржированном виде — портреты станового, городового, а также министра внутренних дел графа Дмитрия Андреевича Толстого и императора Александра III. Эти работы Владимиров создал в 1930 годах, и, по словам организаторов выставки, они представляют самую неизученную часть коллекции художника в музее.
Владимиров не смог остаться в стороне от событий 1905 года. Он работал корреспондентом в русском журнале «Нива», английском Graphic, французском Illustration. Во время Кровавого воскресенья 9 января, как военный корреспондент, он смог пройти сквозь заградительные отряды и своими глазами наблюдал происходящее. Под впечатлением этих событий была создана картина «Разгром демонстрации на Невском», эскизы которой он сделал сразу же, а потом в мастерской доработал.
Сделанные тогда же зарисовки были использованы позже, когда в 1925 году Владимиров создал большое полотно «Расстрел на Дворцовой площади 9 января 1905 года». Эта картина очень большая — 4 м на 2 м, поэтому хранится на валу и на выставке не представлена. Однако в экспозиции есть эскизы, посвященные той же тематике.
После Кровавого воскресенья Владимиров ездил по другим городам, следил за революционными событиями и рисовал по своим впечатлениям. Так, он стал свидетелем событий на нефтяных промыслах в Баку, где забастовка переросла в кровавые столкновения. Видел художник своими глазами и декабрьское вооруженное восстание в Москве. На Прохоровской мануфактуре тогда был создан штаб вооруженного восстания. После того, как к мануфактуре подошли войска, основная масса восставших покинула фабрику вместе со штабом, а часть рабочих осталась, они были вынуждены сдаться. Некоторых из них расстреляли.
Декабрьские события в Москве отражает и картина «Бой на Пресне». Как многие другие работы мастера, полотно написано в мастерской по эскизу, сделанному на месте. Это одно из первых произведений, на котором показаны восставшие на баррикадах.
Как отметила искусствовед Екатерина Костина, работа характерна для творчества Владимирова. Приемы, использованные в этой картине, можно увидеть и в более поздних работах, — например, изображение человека, перевязывающего себе руку.
На выставке также представлены репродукции некоторых работ художника из альбома, подаренного музею дочерью художника. Среди них — репродукции с картин «Арест студента» и «Не ходи!». После того, как картина «Не ходи!» была показан на выставке, Владимирова арестовали.
Поскольку художник работал в английском журнале, у него были связи с английским посольством, и вмешательство посольства привело к быстрому освобождению. Однако Владимиров долгое время находился под надзором полиции, и после начала Первой мировой войны, когда он подал прошение отправить его на войну как корреспондента, его долгое время на фронт не допускали как неблагонадежного. В 1915 году Владимирову разрешили освещать военные события для журнала «Нива», и он сделал множество эскизов и зарисовок на Восточном фронте.
Художник показывал простых солдат русской армии как главных героев на войне. Всего создано около 150 работ на эту тему, именно войне была посвящена его первая персональная выставка в Академии художеств. Средства, вырученные от выставки, были направлены на помощь пострадавшим в военных действиях.
Владимиров участвовал в конкурсе плакатов на тему военного займа российского правительства. Некоторые из его работ на тему войны, в том числе и плакаты, использовались при создании открыток.
Художник стремился изображать то, что видел. Он передавал и азарт атаки, и настроение при вынужденном отступлении, писал и во время войны, и много позже, по сделанным в то время эскизам. Его желание реалистично показать события, отражая подробности, привели к тому, что художник был ранен во время военных действий в Галиции.
С наступлением 1917 года Владимиров был захвачен революционными событиями. Он с воодушевлением принял и Февральскую, и Великую Октябрьскую социалистическую революцию, отражая на своих полотнах бурную жизнь.
Владимиров вступил в ряды петроградской милиции и носил с собой маленький альбом для зарисовок. Работе милиции посвящены многие произведения художника.
Художник по-прежнему обращает внимание на события, происходящие в российской деревне. Он часто бывает на селе и создает работы о событиях, очевидцем которых был.
У Владимирова есть работы, как прославляющие революцию, так и отражающие те проблемы, с которыми столкнулся народ во время революционных событий. Например, художник показывает конфискацию продовольствия в деревне.
Кроме батальных сцен, Владимиров отражал и социальную тематику. Организаторы выставки отметили, что художника интересовали сюжеты разрухи, однако в музее этих работ нет, они вывезены за границу. На выставке представлена акварель, иллюстрирующая реальность того времени — прямой товарный обмен на рынке.
Среди работ Владимирова есть живописные полотна, посвященные Гражданской войне. Он изображал и белых, и красных.
До преклонного возраста Владимиров работал. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на то, что ему уже было более 70 лет, художник писал агитационные плакаты, выезжал на Ленинградский фронт, делал зарисовки на тему блокады Ленинграда.
«Во всех моих художественных работах основная идея была выразить устремление наших бравых бойцов к отражению и уничтожению ненавистных, но сильных и злобных врагов Родины. Эту идею я всячески старался воплотить во всех своих произведениях, начиная с картин русско-японской войны», — писал Владимиров.
Вся жизнь Ивана Алексеевича Владимирова прошла в активном отражении происходящих вокруг событий. Он переносил жизнь в свои работы и правдиво показывал ее реальность, преобразуя собственные переживания в творчество. Художник старался запечатлеть все революционные события, свидетелем которых был. По словам сотрудников, подготовивших выставку, он стал подлинным бытописателем революции.