Он показывал жизнь такой, какой видел, стремился к ее реалистичному изображению. Он стал подлинным бытописателем революции, представляя на своих полотнах революционные события, их причины и следствия.

Бытописатель революции. Репортаж с выставки Ивана Владимирова

Выставка «Бытописатель революции». К 150-летию художника Ивана Алексеевича Владимирова. Музей политической истории. Санкт-Петербург. 10.01.2020
10.01.2020Санкт-Петербург.истории.политическойМузейВладимирова.АлексеевичаИванахудожника150-летиюКреволюции».«БытописательВыставка
Выставка «Бытописатель революции». К 150-летию художника Ивана Алексеевича Владимирова. Музей политической истории. Санкт-Петербург. 10.01.2020
Изображение: © ИА Красная Весна

Иван Алексеевич Владимиров родился 29 декабря 1869 года (10 января 1870 года) в Вильно в семье священника и английской художницы. Он является последователем реалистической школы, известен как баталист и автор работ, посвященных революционным событиям.

Художник писал то, что видел, и его произведения являются своеобразной летописью, историческим свидетельством происходивших событий. Именно этим ценно творчество Владимирова. Он работал художником-корреспондентом, на месте делая зарисовки, а потом превращая эти свидетельства в живописные полотна.

Выставка «Бытописатель революции». К 150-летию художника Ивана Алексеевича Владимирова. Музей политической истории. Санкт-Петербург. 10.01.2020
10.01.2020Санкт-Петербург.истории.политическойМузейВладимирова.АлексеевичаИванахудожника150-летиюКреволюции».«БытописательВыставка
Выставка «Бытописатель революции». К 150-летию художника Ивана Алексеевича Владимирова. Музей политической истории. Санкт-Петербург. 10.01.2020
Изображение: © ИА Красная Весна

С 11 января по 26 февраля в Музее политической истории в Петербурге проходит выставка работ из коллекции музея, посвященная 150-летию художника и его работам о революции. На открытии выставки искусствовед Екатерина Костина провела экскурсию, представив творчество Владимирова как бытописателя революции, переживавшего все происходящее и отражавшего это в своих работах.

Костина Е.Н. ведет экскурсию по выставке «Бытописатель революции». К 150-летию художника Ивана Алексеевича Владимирова. Музей политической истории. Санкт-Петербург. 10.01.2020
10.01.2020Санкт-Петербург.истории.политическойМузейВладимирова.АлексеевичаИванахудожника150-летиюКреволюции».«БытописательвыставкепоэкскурсиюведетЕ.Н.Костина
Костина Е.Н. ведет экскурсию по выставке «Бытописатель революции». К 150-летию художника Ивана Алексеевича Владимирова. Музей политической истории. Санкт-Петербург. 10.01.2020
Изображение: © ИА Красная Весна

Начинается выставка работами на крестьянскую тему, которые показывают события, влиявшие на настроение крестьян в дореволюционный период. Работы написаны в 1930-х годах, но они созданы по зарисовкам, сделанным еще до революции во время крестьянских волнений. Так, акварель «Восстание крестьян в селе Бездна» повествует о событиях 1861 года, когда крестьянин Антон Петров после отмены крепостничества истолковал «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» как документ, дающий право не подчиняться помещикам, не работать на барщине и выбирать из крестьян должностных лиц.

И. А. Владимиров. «Крестьянский бунт». 1931 (по зарисовкам 1902). Бумага, картон, акварель. 61×86
61×86акварель.картон,Бумага,1902).зарисовкам(по1931бунт».«КрестьянскийИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Крестьянский бунт». 1931 (по зарисовкам 1902). Бумага, картон, акварель. 61х86
Изображение: © ИА Красная Весна

Слух о такой трактовке документа распространился, и в село Бездна стали стекаться крестьяне. Для подавления восстания были присланы две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа Антона Апраксина. Когда крестьяне отказались выдать Петрова, безоружная толпа была расстреляна.

И. А. Владимиров. «Восстание крестьян в селе Бездна». 1931 (по зарисовкам 1902). Бумага, картон, акварель. 43×61
43×61акварель.картон,Бумага,1902).зарисовкам(по1931Бездна».селевкрестьян«ВосстаниеИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Восстание крестьян в селе Бездна». 1931 (по зарисовкам 1902). Бумага, картон, акварель. 43х61
Изображение: © ИА Красная Весна

Набеги крестьян на помещичьи хозяйства в 1902 году, когда из-за неурожайного года крестьяне стали забирать зерно у помещиков, изображены в картине «Разгром помещичьей экономии». Тяжелую жизнь крестьян отражает также сюжет картины «Сбор недоимок». Из-за неуплаченных вовремя выкупных платежей за землю у крестьянской семьи забирают, возможно, последнюю кормилицу-корову.

И. А. Владимиров. Этюд «Сбор недоимок». 1907. Холст, масло. 24×41
24×41масло.Холст,1907.недоимок».«СборЭтюдИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. Этюд «Сбор недоимок». 1907. Холст, масло. 24х41
Изображение: © ИА Красная Весна

Крестьянской теме также посвящен эскиз, на котором Владимиров изобразил надменного самодовольного земского начальника и бедных просителей-крестьян. Художник показывает здесь представителей разных сословий конца XIX века. В работе наглядно отражена поразительная социальная пропасть между крестьянами и начальником, имевшим большую власть.

И. А. Владимиров. «Земский начальник». 1930-1931 (по эскизам). Бумага, картон, акварель. 29×41
29×41акварель.картон,Бумага,эскизам).(по1930-1931начальник».«ЗемскийИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Земский начальник». 1930-1931 (по эскизам). Бумага, картон, акварель. 29х41
Изображение: © ИА Красная Весна

К блоку работ на крестьянскую тему организаторы выставки решили добавить несколько портретов, на которых изображены типичные представители власти в шаржированном виде — портреты станового, городового, а также министра внутренних дел графа Дмитрия Андреевича Толстого и императора Александра III. Эти работы Владимиров создал в 1930 годах, и, по словам организаторов выставки, они представляют самую неизученную часть коллекции художника в музее.

И. А. Владимиров. Шарж «Александр III». 1931. Бумага, акварель. 33×25
33×25акварель.Бумага,1931.III».«АлександрШаржИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. Шарж «Александр III». 1931. Бумага, акварель. 33х25
Изображение: © ИА Красная Весна

Владимиров не смог остаться в стороне от событий 1905 года. Он работал корреспондентом в русском журнале «Нива», английском Graphic, французском Illustration. Во время Кровавого воскресенья 9 января, как военный корреспондент, он смог пройти сквозь заградительные отряды и своими глазами наблюдал происходящее. Под впечатлением этих событий была создана картина «Разгром демонстрации на Невском», эскизы которой он сделал сразу же, а потом в мастерской доработал.

И. А. Владимиров. «Разгон демонстрации на Невском 9 января 1905 г.». Санкт-Петербург. 1905. Фанера, масло. 45×80
45×80масло.Фанера,1905.Санкт-Петербург.1905 г.».9 январяНевскомнадемонстрации«РазгонИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Разгон демонстрации на Невском 9 января 1905 г.». Санкт-Петербург. 1905. Фанера, масло. 45х80
Изображение: © ИА Красная Весна

Сделанные тогда же зарисовки были использованы позже, когда в 1925 году Владимиров создал большое полотно «Расстрел на Дворцовой площади 9 января 1905 года». Эта картина очень большая — 4 м на 2 м, поэтому хранится на валу и на выставке не представлена. Однако в экспозиции есть эскизы, посвященные той же тематике.

И. А. Владимиров. Эскиз картины «9 января 1905 г.». Санкт-Петербург. 1905 г. Холст на картоне, масло, 30×51
30×51масло,картоне,наХолст1905 г.Санкт-Петербург.1905 г.».«9 январякартиныЭскизИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. Эскиз картины «9 января 1905 г.». Санкт-Петербург. 1905 г. Холст на картоне, масло, 30х51
Изображение: © ИА Красная Весна

После Кровавого воскресенья Владимиров ездил по другим городам, следил за революционными событиями и рисовал по своим впечатлениям. Так, он стал свидетелем событий на нефтяных промыслах в Баку, где забастовка переросла в кровавые столкновения. Видел художник своими глазами и декабрьское вооруженное восстание в Москве. На Прохоровской мануфактуре тогда был создан штаб вооруженного восстания. После того, как к мануфактуре подошли войска, основная масса восставших покинула фабрику вместе со штабом, а часть рабочих осталась, они были вынуждены сдаться. Некоторых из них расстреляли.

И. А. Владимиров. «Расстрел рабочих во дворе фабрики Прохоровской мануфактуры». Москва, 1905. Картон, масло, 38×53
38×53масло,Картон,1905.Москва,мануфактуры».Прохоровскойфабрикидвореворабочих«РасстрелИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Расстрел рабочих во дворе фабрики Прохоровской мануфактуры». Москва, 1905. Картон, масло, 38х53
Изображение: © ИА Красная Весна

Декабрьские события в Москве отражает и картина «Бой на Пресне». Как многие другие работы мастера, полотно написано в мастерской по эскизу, сделанному на месте. Это одно из первых произведений, на котором показаны восставшие на баррикадах.

И. А. Владимиров. «Бой на Пресне». Москва, 1906. Холст, масло. 89×134
89×134масло.Холст,1906.Москва,Пресне».на«БойИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Бой на Пресне». Москва, 1906. Холст, масло. 89х134
Изображение: © ИА Красная Весна

Как отметила искусствовед Екатерина Костина, работа характерна для творчества Владимирова. Приемы, использованные в этой картине, можно увидеть и в более поздних работах, — например, изображение человека, перевязывающего себе руку.

Фрагмент картины И. А. Владимирова «Бой на Пресне»
Пресне»на«БойИ. А. ВладимировакартиныФрагмент
Фрагмент картины И.А.Владимирова «Бой на Пресне»
Изображение: © ИА Красная Весна

На выставке также представлены репродукции некоторых работ художника из альбома, подаренного музею дочерью художника. Среди них — репродукции с картин «Арест студента» и «Не ходи!». После того, как картина «Не ходи!» была показан на выставке, Владимирова арестовали.

Репродукции из альбома «Репродукции с картин, рисунков, акварелей и зарисовок с натуры Художника И. А. Владимирова». Москва, 1995
1995Москва,И. А. Владимирова».Художниканатурысзарисовокиакварелейрисунков,картин,с«РепродукцииальбомаизРепродукции
Репродукции из альбома «Репродукции с картин, рисунков, акварелей и зарисовок с натуры Художника И.А.Владимирова». Москва, 1995
Изображение: © ИА Красная Весна

Поскольку художник работал в английском журнале, у него были связи с английским посольством, и вмешательство посольства привело к быстрому освобождению. Однако Владимиров долгое время находился под надзором полиции, и после начала Первой мировой войны, когда он подал прошение отправить его на войну как корреспондента, его долгое время на фронт не допускали как неблагонадежного. В 1915 году Владимирову разрешили освещать военные события для журнала «Нива», и он сделал множество эскизов и зарисовок на Восточном фронте.

И. А. Владимиров. «Часовые». 1917. Холст, масло. 47×62
47×62масло.Холст,1917.«Часовые».И. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Часовые». 1917. Холст, масло. 47х62
Изображение: © ИА Красная Весна

Художник показывал простых солдат русской армии как главных героев на войне. Всего создано около 150 работ на эту тему, именно войне была посвящена его первая персональная выставка в Академии художеств. Средства, вырученные от выставки, были направлены на помощь пострадавшим в военных действиях.

И. А. Владимиров «Следы войны». Репродукция
Репродукциявойны».«СледыИ. А. Владимиров
И.А.Владимиров «Следы войны». Репродукция
Изображение: © ИА Красная Весна

Владимиров участвовал в конкурсе плакатов на тему военного займа российского правительства. Некоторые из его работ на тему войны, в том числе и плакаты, использовались при создании открыток.

Открытки, созданные по работам И. А. Владимирова
И. А. ВладимироваработампосозданныеОткрытки,
Открытки, созданные по работам И.А.Владимирова
Изображение: © ИА Красная Весна
И. А. Владимиров. «Захват германского автомобильного обоза». Открытка
Открыткаобоза».автомобильногогерманского«ЗахватИ. А. Владимиров.
И.А. Владимиров. «Захват германского автомобильного обоза». Открытка
Изображение: © ИА Красная Весна

Художник стремился изображать то, что видел. Он передавал и азарт атаки, и настроение при вынужденном отступлении, писал и во время войны, и много позже, по сделанным в то время эскизам. Его желание реалистично показать события, отражая подробности, привели к тому, что художник был ранен во время военных действий в Галиции.

И. А. Владимиров. «Отступление войск в Галиции». 1936 (по зарисовкам 1915 года на Восточном фронте). Бумага, акварель. 45×67
45×67акварель.Бумага,фронте).Восточномнагода1915зарисовкам(по1936Галиции».ввойск«ОтступлениеИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Отступление войск в Галиции». 1936 (по зарисовкам 1915 года на Восточном фронте). Бумага, акварель. 45х67
Изображение: © ИА Красная Весна

С наступлением 1917 года Владимиров был захвачен революционными событиями. Он с воодушевлением принял и Февральскую, и Великую Октябрьскую социалистическую революцию, отражая на своих полотнах бурную жизнь.

И. А. Владимиров. «Митинг». 1932 (по эскизам и наработкам 1917). Бумага, акварель, тушь. 31×61
31×61тушь.акварель,Бумага,1917).наработкамиэскизам(по1932«Митинг».И. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Митинг». 1932 (по эскизам и наработкам 1917). Бумага, акварель, тушь. 31х61
Изображение: © ИА Красная Весна
И. А. Владимиров. Фрагмент эскиза «Рабочий, солдат и матрос». 1918
1918матрос».исолдат«Рабочий,эскизаФрагментИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. Фрагмент эскиза «Рабочий, солдат и матрос». 1918
Изображение: © ИА Красная Весна

Владимиров вступил в ряды петроградской милиции и носил с собой маленький альбом для зарисовок. Работе милиции посвящены многие произведения художника.

И. А. Владимиров. «Городская милиция». Петроград. 1922. Картон, масло. 52×74
52×74масло.Картон,1922.Петроград.милиция».«ГородскаяИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Городская милиция». Петроград. 1922. Картон, масло. 52х74
Изображение: © ИА Красная Весна
И. А. Владимиров. «Арест генералов».
генералов».«АрестИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Арест генералов».
Изображение: 1918. Холст, масло. 70х98
Фрагмент картины И. А. Владимирова «Арест генералов».
генералов».«АрестИ. А. ВладимировакартиныФрагмент
Фрагмент картины И.А.Владимирова «Арест генералов».
Изображение: 1918.

Художник по-прежнему обращает внимание на события, происходящие в российской деревне. Он часто бывает на селе и создает работы о событиях, очевидцем которых был.

И. А. Владимиров. «Смена власти на селе». 1936 (по эскизам 1917). Бумага, акварель. 42×65
42×65акварель.Бумага,1917).эскизам(по1936селе».навласти«СменаИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Смена власти на селе». 1936 (по эскизам 1917). Бумага, акварель. 42х65
Изображение: © ИА Красная Весна
И. А. Владимиров. «Врагов народа к суду!» (эскиз к картине «Октябрь в деревне»). 1920. Бумага, акварель, тушь. 26×37
26×37тушь.акварель,Бумага,1920.деревне»).в«Октябрькартинек(эскизсуду!»кнарода«ВраговИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Врагов народа к суду!» (эскиз к картине «Октябрь в деревне»). 1920. Бумага, акварель, тушь. 26х37
Изображение: © ИА Красная Весна

У Владимирова есть работы, как прославляющие революцию, так и отражающие те проблемы, с которыми столкнулся народ во время революционных событий. Например, художник показывает конфискацию продовольствия в деревне.

И. А. Владимиров. «Продовольственный отряд петроградских рабочих в деревне». 1918. Бумага, акварель. 44×61
44×61акварель.Бумага,1918.деревне».врабочихпетроградскихотряд«ПродовольственныйИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Продовольственный отряд петроградских рабочих в деревне». 1918. Бумага, акварель. 44х61
Изображение: © ИА Красная Весна

Кроме батальных сцен, Владимиров отражал и социальную тематику. Организаторы выставки отметили, что художника интересовали сюжеты разрухи, однако в музее этих работ нет, они вывезены за границу. На выставке представлена акварель, иллюстрирующая реальность того времени — прямой товарный обмен на рынке.

И. А. Владимиров. «На рынке». 1934 (по зарисовкам 1918). Бумага, картон, акварель. 41×51
41×51акварель.картон,Бумага,1918).зарисовкам(по1934рынке».«НаИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «На рынке». 1934 (по зарисовкам 1918). Бумага, картон, акварель. 41х51
Изображение: © ИА Красная Весна

Среди работ Владимирова есть живописные полотна, посвященные Гражданской войне. Он изображал и белых, и красных.

И. А. Владимиров. «На страже». 1930 (по эскизам). Холст, масло. 58×129
58×129масло.Холст,эскизам).(по1930страже».«НаИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «На страже». 1930 (по эскизам). Холст, масло. 58х129
Изображение: © ИА Красная Весна
И. А. Владимиров. «Наказание перебежчиков». 1920-е гг. Бумага, акварель, тушь. 27×37
27×37тушь.акварель,Бумага,1920-е гг.перебежчиков».«НаказаниеИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Наказание перебежчиков». 1920-е гг. Бумага, акварель, тушь. 27х37
Изображение: © ИА Красная Весна

До преклонного возраста Владимиров работал. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на то, что ему уже было более 70 лет, художник писал агитационные плакаты, выезжал на Ленинградский фронт, делал зарисовки на тему блокады Ленинграда.

И. А. Владимиров. «На улицах блокадного Ленинграда». Репродукция
РепродукцияЛенинграда».блокадногоулицах«НаИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «На улицах блокадного Ленинграда». Репродукция
Изображение: © ИА Красная Весна

«Во всех моих художественных работах основная идея была выразить устремление наших бравых бойцов к отражению и уничтожению ненавистных, но сильных и злобных врагов Родины. Эту идею я всячески старался воплотить во всех своих произведениях, начиная с картин русско-японской войны», — писал Владимиров.

И. А. Владимиров. «Бои у Пулковских высот». Репродукция
Репродукциявысот».Пулковскиху«БоиИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Бои у Пулковских высот». Репродукция
Изображение: © ИА Красная Весна
И. А. Владимиров. «Бои у Пулковских высот». Репродукция
Репродукциявысот».Пулковскиху«БоиИ. А. Владимиров.
И.А.Владимиров. «Бои у Пулковских высот». Репродукция
Изображение: © ИА Красная Весна

Вся жизнь Ивана Алексеевича Владимирова прошла в активном отражении происходящих вокруг событий. Он переносил жизнь в свои работы и правдиво показывал ее реальность, преобразуя собственные переживания в творчество. Художник старался запечатлеть все революционные события, свидетелем которых был. По словам сотрудников, подготовивших выставку, он стал подлинным бытописателем революции.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER