Иранские лекарства намного дешевле всего, что сегодня продается в России. Зачастую разница может быть в 5-10 раз

Останется ли Россия без лекарств? Обзор возможностей Азии и Востока

Хоакин Соролья. Лаборатория
Хоакин Соролья. Лаборатория

Европа официально не накладывала санкций на поставку лекарственных препаратов в Россию, однако логистические ограничения, сложности с оплатой западным фирмам, а также нежелание некоторых западных компаний работать с Россией вызывают некоторую озабоченность у населения. Российские покупатели отмечают, что зарубежные препараты дорожают, а объемы их поставок в аптеки снижаются.

Однако без лекарств наша страна не останется. После введения санкций против России, страны Азии и Ближнего Востока, в которых развита фармотрасль, уже высказались о возможностях поставки лекарств на российский рынок.

Иран

19 апреля министр здравоохранения России Михаил Мурашко встретился в Москве с вице-президентом Ирана Сореном Саттари. Стороны обсудили перспективы сотрудничества, в том числе возможности поставок лекарственных препаратов из Ирана. Был подписан ряд меморандумов, среди которых соглашение о сотрудничестве в сфере инновационных медицинских разработок.

«Объем взаимной торговли медицинской продукцией между нашими странами растет и уже составляет миллиарды рублей… Уже подписан ряд меморандумов, в том числе о сотрудничестве в сфере инновационных разработок, сотрудничают между собой Центр им. Гамалеи и Иранский институт Пастера. И мы готовы развивать наши отношения», — подчеркнул Мурашко.

По словам эксперта по Ирану Никиты Смагина, Иран производит все виды лекарств, и стране есть, что предложить России.

«Прежде всего иранские лекарства намного дешевле всего того, что сегодня продается в России. Зачастую разница может быть в 5–10 раз. При этом иранцы производят почти всё», — пишет Смагин с своем Telegram-канале.

Он отмечает, что препараты, которые производит Иран — это копии с зарубежных препаратов, чуть худшего качества. Возможность производить копии обеспечивается за счет того, что Иран не подписал конвенцию о копирайтах и может производить аналоги любых лекарств.

Он подчеркивает, что из-за низких цен иранские препараты могут быть востребованы сейчас на российском рынке.

«Мощностей должно хватить — себя по большинству позиций обеспечивают без труда. А санкций, которые раньше мешали, теперь бояться нечего», — пояснил эксперт.

Индия

Индийские дженерики известны во всем мире. Индия также может помочь России в случае возникновения потребности в лекарственных препаратах.

18 марта посол России в Нью-Дели также отметил, что Индия готова заместить уходящие западные фармкомпании на российском рынке.

«Уход многих западных компаний с российского рынка — те ниши, которые освободились, на самом деле могут быть заняты индийскими компаниям во многих отраслях, в частности, в фармацевтике», — заявил посол РФ в Индии Денис Алипов.

Китай

Глава Китая Си Цзиньпин не раз заявлял, что фармацевтическая промышленность в стране должна стать передовой. Несколько лет назад Китай был известен в мире исключительно как производитель лекарственного сырья, дженериков и различных травяных традиционных препаратов.

Сейчас же китайская фармацевтика — одна из наиболее передовых на планете.

Сегодня рынок фармпрепаратов Китая уже является вторым по величине в мире после США. В первую очередь это связано с высоким внутренним спросом, который стимулирует развитие отрасли.

Чтобы открыть дорогу национальной фармацевтике, Китай снял бюрократические барьеры для регистрации новых лекарств. Поэтому сегодня, чтобы получить госрегистрацию для китайского препарата, безопасность которого доказана, необходимо всего две недели.

Итоги

Россия без зарубежных лекарств не останется. Азия и Ближний Восток, которые отказались от введения санкций против России, с удовольствием заполнят освободившуюся нишу. Причем если при этом удастся приобретать препараты по более низким ценам, то население от такого замещения даже выиграет.

Однако понятно, что в первую очередь необходимо развивать национальное производство лекарств, которое в последние десятилетия пришло в упадок. Представляется, что для этого возможно воспользоваться опытом Ирана, Индии и Китая: разрешить производство копий и облегчить лицензирование препаратов.