Саранча или кузнечик? Кто атакует сады и парки Волгограда
В Волгограде и области наблюдается всплеск численности насекомых из отряда прямокрылых. При этом при описании явления в прессе говорят то о саранче, то о кузнечиках или же используют оба названия в качестве синонимов. Чем же отличается кузнечик от саранчи, и кого можно встретить сегодня повсеместно в волгоградских парках, дворах и даже подъездах, корреспондент ИА Красная Весна выяснял у председателя Волгоградского отделения Русского энтомологического общества, кандидата биологических наук Олега Брехова.
ИА Красная Весна: Олег Георгиевич, каждый год наблюдаем в медиапространстве путаницу. К сожалению, неспециалисты часто не понимают разницы между кузнечиком и саранчой.
Олег Брехов: И кузнечики, и саранча систематически относятся к одному отряду — Прямокрылые, характерным признаком которых являются задние ноги прыгательного типа. Вообще говорить о саранче и кузнечике в единственном числе неправильно, и саранча и кузнечики — это большие группы видов в нашем регионе, из которых саранчовые изучены неплохо, так как многие виды вредят сельскому хозяйству. Их видовой состав в регионе (Нижнее Поволжье) включает около 80 видов, кузнечиковые изучены намного хуже, об их видовом составе мы имеем только приблизительное представление.
Почему-то среди населения существует неправильное представление о том, что если крупный представитель, то это непременно саранча. Это неверно, размеры среди этой группы — разные, крупные встречаются как раз реже. Отличить саранчовых от кузнечиковых просто: если усики короче половины тела, то это точно представитель саранчовых, если длиннее — кузнечиковых. Есть еще один признак, но это касается только самок, — у кузнечиковых есть хорошо заметный, удлиненный в разной степени яйцеклад. У саранчовых он незаметен. Если вы видите такой яйцеклад на конце брюшка, то это точно какой-то кузнечик. Кстати, самые распространенные наши кузнечики, серый и зеленый, являются довольно крупными насекомыми.
Вопреки распространенному представлению, кузнечики многоядны, со склонностью к хищничеству. Саранчовые же типичные фитофаги, отсюда и вытекает их вред сельскому хозяйству.
ИА Красная Весна: Можно ли выделить самые обычные виды саранчовых?
Олег Брехов: Наиболее распространенный и многочисленный в нашем регионе вид саранчовых, это прус итальянский (Calliptamus italicus), или саранча итальянская. Описан этот вид давно, еще Карлом Линнеем в 1758 году, именно он и дал такое название — итальянская. Некоторые авторы спекулируют на этом, называя этот вид пришельцем из Италии, что абсолютно неправильно. Он обитает на огромной территории от юга Европы до Сибири, населяя главным образом лесостепную и степную зоны.
В наших условиях вид чувствует себя комфортно, имея высокую численность и образуя стадную фазу, наносит существенный вред полям, являясь многоядным вредителем. До сих пор борьба с ним является одним из приоритетных направлений в сельском хозяйстве.
ИА Красная Весна: Но когда говорят о нашествии саранчи, то обычно представляют крупный вид — саранчу перелетную. У нас обитает этот вид, имеет ли он решающее значения для сельского хозяйства?
Олег Брехов: Нет. На территории Волгоградской области отмечается единично. Стадных форм не фиксировалось очень давно. Только залетные единичные особи, это залетный вид. Перелетная саранча все-таки обитает южнее.
Есть еще один вид, самый страшный по степени влияния на сельское хозяйство, — это пустынная саранча. До нас она вообще не долетает.
ИА Красная Весна: А вспышки численности кузнечиков могут быть?
Олег Брехов: Конечно. По моим наблюдениям, когда в городе наблюдается вспышка численности кузнечиков, сразу в СМИ появляются статьи о саранче. Как раз сейчас большой вспышки численности я не вижу, но, действительно, в городе много кузнечиков сейчас встречается, есть раздавленные особи. То, что я вижу, это не саранча.
ИА Красная Весна: Большое спасибо за разъяснения.