Кто и как запустил фейки по коронавирусу?
Где зарождались такие вбросы, как они проходили по сети? Об этом поговорим с Кармановым Русланом Владимировичем, который последние 8 лет живет в Гонконге. Место проживания и общение с местными китайцами и позволили ему знать несколько больше, чем знаем мы. Например, в своих блогах он освещал попытки цветных революций в Китае, но об этом в другой раз.
ИА Красная Весна: Руслан Владимирович, расскажите, пожалуйста, где появились первые панические сообщения о массе зараженных, у кого, в каких блогах или на каких форумах?
Руслан Карманов: Здесь ситуация достаточно специфична. Помимо того, что в самом материковом Китае есть достаточно жесткая модерация и цензура, именно по части сообщений в социальных сетях и распространении чего бы то ни было, в китайской блогосфере присутствуют также внешние источники, которые номинально относятся к Китаю, — это Гонконг и Тайвань. Поэтому, когда идет речь о том, как и что распространялось, надо сразу понимать, что есть, грубо говоря, большая китайская блогосфера, но есть ее компоненты, которые подвластны пекинскому правлению, а есть — которые нет. Соответственно, как только начались все эти темы, немедленно началась раскрутка всех фейков, которые мы потом увидели где-то, наверное, через месяц. Ну, например: «заболевают только китайцы, а белых не берет», «на самом деле сжигают кучи трупов уже», «огромные волны заражения, буквально миллионы умерших», «власти ничего не могут сделать». Далее все это распространялось. Но внутри китайской, именно материковой блогосферы это все стали быстро давить.
В китайском мессенджере WeChat’е существуют огромные количества всяческих чатиков, добровольно созданных нашими различными, ну, скажем так, соотечественниками по СНГ. В частности, так как самый большой гастарбайтерский корпус нелегально работающих белых в Китае — это Украина, то огромное количество украинских чатиков проявили себя максимально паскудно, т. е. настолько плохо, насколько вообще можно.
Они репостили абсолютнейшую ужасающую чушь, уровня женских форумов типа «Ой, бабоньки! Какой кошмар творится!» Они выдумывали пугалки, а трассы распространения были хорошо видны. Было понятно, что они сами это выдумали и сами в это поверили. Таких чатов закрыли очень много. Если встретятся всякие страшные рассказы о китайской цензуре — кучу чатов гастарбайтеров накрыли именно из-за истерик на тему коронавируса. Их просто блочили целиком чатами, т. е. убивают учетку админа чата — и чат захлопывается.
Так что распространяться всё это стало где-то с середины января. К началу февраля попало в западную блогосферу, подхватил Reddit (американский социальный новостной сайт), мировые форумы, и полетело — начался этот маразм, что там в Китае вот такой ужас происходит. Где-то с полмесяца тайваньские товарищи через пролив глумились, что Китай сейчас вымрет, а они-то на острове умненькие сидят. Потом на Тайване начались свои случаи заболеваний, и как-то всё быстро прекратилось — шутить сразу перестали. То же самое было и в Гонконге. Местные плясали тут, говоря: «Мы-то при белых людях, нас не коснется. А вот на материке — сейчас там города вымрут, а мы тут такие красивые сидим, почти европейцы». Но, как только в Гонконге первый случай появился — немедленно как-то всё тоже затихло.
Сейчас тут всё уже сходит на нет. Все люди, которые репостили страшные кошмары, что в день умирают по миллиону человек и это всё утраивается ежедневно, они как-то тихо перестали это делать. Те, кто рассказывали, сколько народу тайно китайцы сожгли заживо, — тоже. Про то, что на улицах БТРы, пулеметчики и прочее — тоже. Куча вбросов умерла естественным путем. Вот такая схема развития происходила.
ИА Красная Весна: Как изначально вела себя гонконгская блогосфера и неофициальный интернет, говоря о коронавирусе?
Р.К.: Все основные фейки, которые ходят про коронавирус, что «белых не берет, что в Китае миллионы трупов» и прочее, — они рождались либо на Тайване, либо здесь в Гонконге. Это я наблюдал на местных форумах. То, что обсуждалось и на бегу допридумывалось — через 1,5–2 дня появлялось уже в мировых СМИ, так вот китайская блогосфера бурлит. При этом очевидно, что китайская блогосфера на уровне местных форумов гонконгских — она не регулируемая никак.
И получалось достаточно забавная штука — условный Wall Street Journal говорит: «Смотрите, в Китае простой народ обсуждает, а партия ничего не может сделать», — показывает на гонконгский форум. Но регулирование СМИ в Гонконге совсем другое. С 1997 года по 2047-й оно идет по британскому законодательству, т. е. Китай материковый ничего не может сделать в плане местных интернетных форумов.
Это в Китае, если захочется свой форум сделать, сайтик или доску объявлений — надо лицензию брать. У всех китайских сайтов, если промотать стартовую страницу, внизу будут три буквы ICP и код — это номер лицензии. Без лицензии просто немыслимо. И лицензия китайская подразумевает, что человек будет лично отвечать, это будет физлицо, которое конкретно сядет, если что-то будет не так.
В Гонконге ничего этого нет, поэтому для народа, не понимающего такой тонкости, выглядело всё следующим образом: «Это что же в Китае страшное происходит, что простой народ, невзирая на все кары партии, все-таки это пишет?» Да, никто ничем не рискует здесь. Народ пишет абсолютнейшую чушь, абсолютную ересь: «В Китае в роддомах покупают трупы младенцев потому, что прошел слух, что они помогают от коронавируса, если их есть».
Начали с того, что в Китае чуть ли не людоедство началось, т. е. вначале обсуждали в таком раскладе, потом допридумывали детали, а потом вывалили, как «типа по секретным данным» реально происходит. Это схавали на крупных международных форумах типа Reddit и дальше покатили. Этот момент очень интересный, когда народу вне Китая показывают скриншот форума с иероглифами и говорят: «Видите, о чем в Китае говорят?». А это на самом деле не тот Китай немножечко. Вот этот момент очень тонкий, и его, конечно, надо смотреть.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете информационное сопровождение темы коронавируса в Гонконге в целом?
Р.К.: Официальные власти достаточно медленно вступали в тему. Потому что после всех этих протестов, за полгода власти просто боятся чего-то в интернете сказать. Мэр, достаточно такая серьезная женщина, очень-очень осторожная, она, конечно же, боялась тоже страшно что-то сделать. Поэтому меры, которые Гонконг принимал, например дополнительные проверки вводить на границах и прочее, они подвергались страшному остракизму со стороны всех местных.
Все кричали, что мэр ничего не делает, потом, как только мэр начал что-то делать, стали кричать: «Зачем мэр так начал делать?» Вся оппозиция же боролась с мэром, которая типа мешала гонконгским протестам нормально развиваться. Вот они по инерции мэра стали ругать и дальше. По факту освещение было минималистичным вначале, а сейчас уж нормальное. Спасло то, что случаев мало.
Среди местных СМИ есть откровенно проамериканско-ориентированные, которые колонки новостей тащат исключительно с подводкой: «Посмотрите, как Китай мучается, страдает и ничего не может сделать». Им притом абсолютно безразлично на реальность. Китай строит больницу быстро, они пишут: «Маловато, медленно слишком, всё равно неэффективно, всё равно плохо». Они стандартные такие формулировки вытаскивают при освещении: «Вот, неэффективная коммунистическая экономика неэффективно построила больницу». При этом в США, например, откровенно говорят, что мест в больницах вообще нет, и как их строить, — никто не знает толком. Но на это внимания никто не обращает.
Сейчас можно сказать так, что в Гонконге освещение СМИ переходит больше в сторону: «Почему Китай всё равно виноват в распространении коронавируса, несмотря на то, что он с ним справился на своей территории?» И это на самом деле достаточно грустно.
Потому что, несмотря на то, что коронавирус уже нашли независимо в паре других мест и стартовая гипотеза о том, что он пошел с рынка в Ухане и что там кто-то съел летучую мышь, — она уже полностью развалена. Т. е. не летучую мышь съел и не только с этого рынка есть заражения, всё равно народ продолжает тщательно подчеркивать, что это китайский коронавирус. Но при этом всем Гонконг известен тем, что он родина гонконгского гриппа, так называемого. От которого реально умерло очень много людей в США.
По-моему, тысяч тридцать человек. Вот именно от гонконгского гриппа. И эти же замечательные честнейшие люди, которые пишут про китайский коронавирус, подчеркивая, что он китайский, гонконгский грипп называют азиатским гриппом. Потому что Гонконг шестидесятых был кусочком Великобритании и нельзя про него так писать. Нельзя в общественное сознание закреплять, что в те времена что-то могло быть так плохо, что грипп по всему миру распространился из Гонконга. А значит, переписывание слов идет и будет продолжаться дальше.