Несчастный случай по вине опытного нарушителя или произвол полиции?

Беспорядки во Франции: кто прав, кто виноват?

Орас Верне. «Битва при Габре, Алжир, декабрь 1835». 1840 год.
Орас Верне. «Битва при Габре, Алжир, декабрь 1835». 1840 год.

«Правопорядок или свобода личности» вновь стали центральной темой последних событий во Франции.

Обычная полицейская проверка на улицах одного из пригородов Парижа Нантера превратилась в событие, в котором затронули проблему игнорирования законных требований представителя правопорядка как выражение свободы личности от государства. На этот раз всё закончилось плачевно для «свободолюбивой личности».

27 июня 17-летний Наэль М. отказался выполнить требование сотрудника полиции остановить автомобиль и выйти из него. Вместо этого он продолжил движение, нажав на газ, создав тем самым угрозу для жизни полицейских и окружающих. В ответ было применено табельное оружие и нарушитель получил смертельное ранение. Так это прозвучало в полицейским сводках. Действие сотрудника органа внутренних дел получило одобрение в социальных сетях.

«Браво коллегам, которые открыли огонь по 17-летнему молодому преступнику. Нейтрализовав его автомобиль, они защитили свою жизнь и жизни других участников дорожного движения. Единственные, кто несет ответственность за смерть этого головореза, — это его родители, неспособные дать воспитание своему сыну», — было написано в Twitter от имени профсоюза Французской полиции (France Police).

Однако для некоторых французских граждан все обстояло по-другому. Они увидели в этом очередной произвол со стороны полиции. Некоторые СМИ подлили масла в огонь, выступив с такого рода заявлениями: «Французская полиция 27 июня убила подростка», как это сделала французская газета Le Monde.

В результате акция протеста против действий полиции в пригороде Парижа переросла в беспорядки. Протестующие начали возводить баррикады, жечь мусор, стали закидывать полицию петардами. В результате столкновений с полицией был задержан 31 участник беспорядков. Среди сотрудников полиции пострадали 24 человека. Однако протестные акции на этом не закончились. Их география стала расширяться, охватив такие города, как Тулуза и Лилль.

Дело дошло до президента Франции Эммануэля Макрона, который выразил соболезнование семье погибшего юноши, назвав убийство подростка «необъяснимым». Макрон поручил провести расследование случившегося в кратчайшие сроки. Заявление прозвучало 28 июня во время его поездки в Марсель. При этом глава государства напомнил, что роль полиции и жандармерии всегда заключалась в защите граждан страны.

Все партии осудили действие полицейского. Депутаты национального собрания почли память подростка минутой молчания.

Сотрудник, открывший огонь, был задержан по подозрению в умышленном убийстве. Дело было передано на расследование в парижскую прокуратуру. Одновременно, по указанию министра внутренних дел Франции Жеральда Дарманена, в отношении него началась внутренняя проверка. Также был доставлен в полицию один из двух пассажиров погибшего водителя. Второй был объявлен в розыск.

По данным французской радиостанции Europe 1, ранее 17-летний водитель неоднократно задерживался из-за вождения без прав и нарушений правил дорожного движения, а также минимум 5 раз привлекался за неповиновение сотрудникам полиции. В полицейской картотеке у юного Наэля было уже 15 записей.

Прокуратура Нантера, со своей стороны, начала расследование по факту отказа подчиниться законным требованиям сотрудника полиции и покушению на убийство в отношении представителя власти.

Семья погибшего, в свою очередь, подавала три жалобы, в том числе на «публичную клевету в письменном виде». По ее мнению, таковой являлась запись в полицейском протоколе о том, что их сын собирался убить полицейских, задавив своей машиной.

Дело усугубляется тем, что несовершеннолетний подросток был алжирского происхождения. Еще живы воспоминания о беспорядках, возникших в 2005 году после гибели двух подростков с тунисскими из мавританскими корнями, спрятавшихся от полиции в трансформаторной будке. Тогда погромы, начавшиеся в «цветных» пригородах Парижа и распространившиеся по всей Франции, длились более двух недель.

Участники беспорядков сожгли 10 тыс. автомобилей, полиция задержала 6 тыс. человек.

Однако тогда власти отказались встречаться с родственниками подростков, а Николя Саркози, занимавший в то время пост главы МВД, назвал молодежь «отбросами». В этой части французская власть урок усвоила и ошибку не повторила.