Вассерман к 150-летию Ленина: разделение труда между странами скоро отменят
Спасение России и будущее капитализма — эти вопросы назвал главными публицист и политический консультант Анатолий Вассерман в интервью ИА Красная Весна по случаю 150-летия со дня рождения Ленина.
ИА Красная Весна: Каков главный вклад Ленина в историю России и, может быть, всего мира?
— Главный вклад в историю мира — это учение о неравномерности развития в разных странах и проистекающие отсюда возможности революции в одной стране, причем не в самой развитой по абсолютным показателям, и о возможности экономики, где сосуществуют элементы разных укладов. Кстати, Джугашвили, став его преемником, весьма плодотворно использовал вот это самое сосуществование разных укладов, а Хрущев, став преемником Джугашвили, не понял этот урок и попытался демонтировать уклады, которые он счел отстающими. И нарушил структуру управления экономикой настолько, что, в конечном счете, она так и не справилась с возникшими трудностями. Подробно я мог бы долго об этом рассказывать, у меня много публикаций на эту тему.
Главное, что Ульянов внес в мировой опыт — это именно теория о неравномерности развития и теория сосуществования различных экономических укладов внутри одного хозяйства. С внутрироссийской точки зрения, главное, что ему удалось преодолеть распад, начатый тогдашними «белоленточниками» в марте 1917 года. У нас эти события называются Февральской революцией, поскольку в стране тогда действовал юлианский календарь и государственный переворот начался 23 февраля, по григорианскому это 8 марта. Начатый тогдашними «белоленточниками» распад страны Ульянову и его команде удалось затормозить, и в начавшейся Гражданской войне они практически восстановили страну почти в прежнем формате. И с точки зрения внутрироссийских событий, это, пожалуй, главное, что он сделал.
ИА Красная Весна: Как соотносятся Маркс и Ленин?
— По масштабу личности не берусь их сопоставлять. Возможны разные оценки. Но по сути деятельности вполне очевидно, что Маркс открыл очень многое из того, что Ульянов в дальнейшем развил. Причем, как часто бывает в ходе развития научной теории, многие решения, доказанные Ульяновым, с первоначальной точки зрения Маркса выглядели странными и даже нелепыми. Но дальнейший ход событий доказал, что это было именно развитие теории и развитие в правильном направлении. Такое в науке бывает очень часто.
ИА Красная Весна: Какую работу Ленина Вы считаете самой значимой и актуальной сегодня?
— Пожалуй, «Империализм, как высшая и последняя стадия капитализма». Правда, современный империализм уже довольно мало похож на тот, что был во времена Ульянова. Но, с современной точки зрения, ключевой момент в том, что капитализм вообще развивается, что это не единожды сложившийся формат общества, а, грубо говоря, процесс. Вообще очень многое начинаешь понимать тогда, когда подходишь к этому не как к объекту, а как к процессу. Например, множество вопросов о том, что собою представляет сознание, возникает именно на почве того, что сознание рассматривают как некий объект и совершенно не пытаются понять, что это — процесс. Причем процесс, развивающийся буквально на глазах. Так вот, и очень многие популярные сейчас недоуменные вопросы об экономических формациях, да и об обществе в целом, возникают именно на почве того, что это рассматривают как цельный объект, хотя это, на самом деле, непрерывно развивающийся процесс. И вот урок того, как подходить к каким-то явлениям с процессной, а не объектной точки зрения, на мой взгляд, очень хорошо может быть извлечен из «Империализма, как высшей и последней стадии капитализма».
ИА Красная Весна: Теперь мы имеем, здесь, в современном мире, ситуацию, когда капитализм формирует сознание. И за счет этого продолжается процесс, в том числе, и развития капитализма. Куда этот процесс идет?
— В конечном счете, понятно, что он зайдет в тупик. Потому что на протяжении всей известной нам истории развития капитализма движущей силой этого развития было расширение рынков. Но этот процесс конечный, поскольку общий объем нашей планеты, а, значит, и общий объем возможных на ней рынков, конечен. Поэтому понятно, что рано или поздно капитализм дойдет до вполне уже очевидных и бесспорных тупиков. Но когда это произойдет и какие еще зигзаги случатся на этом пути, лично я даже гадать пока не берусь. То есть я пока рассматриваю только ближайшую ожидаемую перемену. А именно то, что, при сохранении нынешней скорости развития мирового компьютерного парка, лет примерно через 10 в мире накопится вычислительная мощность, достаточная для управления всем мировым производством как единым целым. И это повлечет за собой множество перемен в хозяйстве, а, значит, и во всем обществе. Пока я даже не рискую заглядывать дальше, поскольку мне представляется очевидным, что эта перемена будет весьма радикальной и, соответственно, сейчас невозможно предсказать, что будет после нее.
Ну, это примерно так же, как Маркс и Энгельс на многие вопросы, связанные с коммунизмом, отвечали, что определить, как это будет выглядеть, смогут только сами члены коммунистического общества, просто потому, что для ответа, как это можно устроить, нужен опыт жизни при таком обществе. Поэтому я не пытаюсь заглядывать дальше того, что сейчас принято называть «цифровым социализмом» или «социализмом 2.0». Кстати, должен похвастаться: некоторые мои собственные публикации оказались едва ли не ключевыми на этом направлении исследований, что для меня, конечно же, очень приятно. Но дальше я заглядывать пока не берусь. А из ближайших событий, неизбежность которых уже вполне очевидна, назову демонтаж ныне действующей системы глобального разделения труда. Эта система опирается на идею узкой специализации целых стран. У меня есть довольно много исследований на тему, почему эта идея первоначально представлялась весьма благотворной, но оказалась экономическим тупиком, и как из этого тупика выбираться. Вот сейчас процесс демонтажа этой системы уже идет. Трампа, собственно, избрали президентом как раз за обещание отменить узкую специализацию Соединенных Государств Америки, что повлечет за собой отмену узкой специализации всего остального мира. Мне это событие представляется самым интересным из предстоящих в ближайшее время.