Орбан и страх русского котла. Почему Венгрия увеличила расходы на оборону, говоря о мире?
С начала 2024 года правительство Венгрии активно говорит о необходимости модернизации армии, обучения солдат и увеличения расходов на оборонную промышленность. При этом от официальных лиц можно услышать только одно обоснование такого ажиотажа: «Мы воевать не намерены, желание НАТО войти в украинский конфликт осуждаем, но нужно как можно скорее обеспечить свою безопасность».
Венгрия — небольшая страна с населением более 9,7 миллиона человек. Из них 1,1 миллиона человек — молодежь от 18 до 29 лет, всего в стране проживают 4,6 миллиона мужчин разных возрастов, из них к службе годны 3,7 миллиона венгров. Сейчас на военной службе находятся около 41,6 тысячи человек, в резерве около 20 тысяч человек. С такими показателями Венгрия находится на 79 месте в рейтинге стран по военной силе.
Конечно, венгерское население, окунувшееся в потребительский образ жизни, совершенно не хочет ни с кем воевать, даже с Россией. Об этом свидетельствуют данные опроса института Nezopont. При этом многие венгры негативно относятся к вопросу евроинтеграции Украины и ее финансирования со стороны ЕС (69% опрошенных высказались против).
«Во всех приоритетных социальных группах больше людей выступают против финансирования Украины, в том числе в столице (46%) и с высшим образованием (52%)», — рассказали специалисты Nezopont.
То есть в сознании венгров сосуществуют и неприятие украинского конфликта, активного финансирования Киева со стороны Евросоюза, и нежелание ввязываться в военные действия, погибая за чужую страну, и ощущение опасности положения. Правительство премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, которое является правым, настаивает на том, что оно не пустит молодых венгров под жернова под названием Украина. Это стало одним из главных тезисов предвыборной кампании Орбана в Европарламент в 2024 году.
Читайте также: Все против всех
И мы уже видим, как министр обороны страны Криштоф Салай-Бобровницки говорит о необходимости наращивать количество профессиональных военных, предлагая повысить им зарплаты и в целом улучшить условия контракта. Особенно остро стоит вопрос о том, кто пойдет в пограничные войска: на границах Венгрии регулярно происходят попытки незаконного пересечения и звучит стрельба.
А еще раньше, в мае 2023 года, министр финансов Венгрии Михай Варга рассказал о желании правительства страны увеличить военный бюджет Венгрии до 4,85 миллиарда евро, то есть увеличить его почти на 29 процентов.
Пока Орбан ездил в Киев, Москву и США с мирной миссией, Венгрия продолжает закупать истребители Gripen, ОБТ «Леопард-2A7HU», артиллерийские установки PzH-2000 и другое вооружение. Венгрия начала подписывать соглашения о поставках техники еще в 2018 году, но в 2024 году заявила о том, что ей этого недостаточно, и она намерена усилить сотрудничество по вопросам обороны с другими европейскими странами.
В мае этого года министр обороны посетил учения по противотанковой защите на стрельбище «Нулевая точка». Здесь обучали венгерских бойцов подрывать танки, прямо заявляя о том, что не нужно думать, что есть только беспилотники. Салай-Бобровницки заверил, что каждый солдат должен уметь встретиться с танком лицом к лицу. А начальник штаба обороны, генерал-полковник Габор Боронди повторил акцент правительства на том, что оно на самом деле не готовится к войне:
«Сегодня венгерские силы обороны демонстрируют, как успешно применяется оборудование, приобретенное в рамках программы военного развития, и в то же время цель состоит в том, чтобы успокоить венгерский народ и доказать, что он в безопасности».
В разговоре с немецким коллегой Борисом Писториусом в Берлине Салай-Бобровницки заявил, что Венгрия выступает за укрепление оборонного потенциала Евросоюза, тем самым солидаризируясь с позицией Германии. Немецкое правительство куда более прямо говорит о своей подготовке к войне. 5 марта 2024 года заместитель председателя Еврокомиссии Жозеп Боррель представил европейскую оборонно-промышленную стратегию. Боррель заявил, что первая в истории европейская оборонно-промышленная стратегия понадобилась Европе из-за «изменения парадигмы европейской безопасности».
Читайте также: Европа готовится к войне с Россией. Что стоит за воинственной риторикой?
Главным агрессором для Германии является Россия, как и для Венгрии, хотя в Будапеште об этом говорят не так откровенно. В первую очередь европейская оборонно-промышленная стратегия призывает совместно и по-крупному инвестировать в оборонную промышленность ЕС. Это должно позволить Европе «перейти от режима реагирования на кризис к режиму структурной оборонной готовности. А также интегрировать в этот процесс Украину».
Венгрия в ответ на этот запрос не только увеличила расходы на оборону, но и начала расширять фонд национальной обороны. Если раньше туда поступали средства в основном от налога на сверхприбыль корпораций, то в июле этого года правительство обязало банки выплачивать такой же налог, чем вызвало возмущение среди банкиров. Фонд национальной обороны насчитывал около 3,5 миллиарда евро, сейчас это число растет.
То есть мы видим несколько тенденций внутри Венгрии: нежелание ввязываться и быть втянутыми НАТО и ЕС в украинский конфликт, все более сильные заявления в пользу переговоров и активное усиление армии. Орбан находится в тяжелой ситуации — обязательства перед коллективным Западом никто не отменял, необходимо и отстаивать венгерские интересы, которые сильно затронуты страхом перед разогревающимся русским котлом.