Воспоминания преподавателей об ужасах войны были совсем живыми: «Они хотели, чтобы мы не начали учебный год вовремя. Они обещали покарать нас за преподавание на русском языке, за то, что мы чтим героев-антифашистов. Но мы твердо сказали, что от своих принципов мы не отступимся — и продолжили свою работу»

Дорога Победы в ЛНР

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Донбасс в войне с возродившимся нацистским зверем сумел выстоять
Донбасс в войне с возродившимся нацистским зверем сумел выстоять
Донбасс в войне с возродившимся нацистским зверем сумел выстоять

2 февраля 2020 года наш автобус с гуманитарной помощью пересек границу РФ с ЛНР. Город Красный Луч, куда мы держали путь, расположен в семидесяти километрах от нее. По мере приближения к нему нас все сильнее охватывало чувство волнения от будущей встречи с жителями города, с детьми, на чью долю выпала война. И мы чувствовали, что наша поездка невероятно важна и для них, и для нас самих.

Изображение: Евгений Каканов © ИА Красная Весна
По дороге в Россию
По дороге в Россию
РоссиювдорогеПо

С такими ощущениями мы рано утром прибыли в некогда процветающий шахтерский город. В своем доме нас приняла семья коренных жителей Красного Луча. Такой теплоты, заботы и гостеприимства мы давно не встречали.

Беседуя за обеденным столом с хозяевами дома, мы задавали вопросы о жизни в ЛНР. За пару часов оживленного разговора мы узнали, что никто из местных жителей даже представить себе не мог, что в их дом придет война. Что придется пережидать обстрелы и бомбежку в подвалах домов. Что по воле случая в любой из домов может попасть снаряд, который способен унести жизнь мирных жителей. Что семьи потеряют своих родных и близких, которые героически встали на пути у фашистского отребья.

В понедельник, 3 февраля, рано утром мы отправились в первую в нашем списке школу. До нее мы добирались на машине. Водитель Дмитрий, который любезно согласился помочь нам в выполнении нашего плана, ранее работал на шахте. Во время поездки он рассказал, что даже неплохо зарабатывал в довоенное время, но сейчас почти на всех шахтах происходят масштабные сокращения в пропорции ½. В результате этой «оптимизации» Дмитрий остался без работы.

Спустя сорок минут мы оказались в учебно-воспитательном комплексе № 1 в Вахрушево. Нас встретили директор школы и завуч и проводили в класс. Наш первый урок начался.

Свой рассказ мы посвятили одной из самых трагических и в то же время героических страниц в истории нашей Родины — блокаде Ленинграда. Мы поняли, что, во-первых, дети прекрасно знают даты начала Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Во-вторых, они знают, кто с кем воевал, и что именно фашистская Германия была агрессором и подстрекателем этой ужасной войны. В-третьих, у них есть четкое представление о том, что фашистская идеология предполагает разделение человеческого рода на сверхлюдей и недолюдей.

Когда же мы перешли непосредственно к рассказу о блокаде Ленинграда, дети почти хором сказали: «Это прямо как у нас. Очень похоже». В этом коллективном голосе мы услышали не столько отчаяние, но несломленность. Война принесла детям не только ужас и страх. Она закалила их, заставив повзрослеть раньше обычного.

Раздался звонок и урок был окончен. Дети подошли к нам и сказали: «Спасибо! Было очень интересно». Мы в свою очередь передали школе подарки в виде книг о Великой Отечественной войне и спортивный инвентарь. Учителя пригласили нас в школьный музей, расположенный на первом этаже.

Пока мы спускались вниз, эти отважные женщины рассказывали нам о том, что они пережили за годы войны. Они рассказали, как война пришла в их дом и забрала родных и близких. Как военные самолеты летали в еще недавно мирном небе и наводили ужас на жителей ЛНР. Как украинские фашисты подошли вплотную к шахтам, расположенным возле Красного Луча, и готовы были оккупировать всю территорию. Как звуки от неутихающих разрывов снарядов доносились до стен школы. Как они стали очевидцами катастрофы малайзийского «Боинга», сбитого менее чем в двадцати километрах от них.

Слезы наворачивались на их глазах — воспоминания преподавателей об ужасах войны были совсем живыми: «Они хотели, чтобы мы не начали учебный год вовремя. Они обещали покарать нас за преподавание на русском языке, за то, что мы чтим героев-антифашистов. Но мы твердо сказали, что от своих принципов мы не отступимся, — и продолжили свою работу».

Вспомнились стихи Анны Ахматовой, которые она произнесла по радио в блокадном Ленинграде:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

В музее экскурсию для нас провели две старшеклассницы. Внимательно слушая их и оглядывая все пространство вокруг, нас внезапно осенило, что, по сути, это место, в котором хранятся святыни этой школы. Среди них воспоминания о школьниках, которые защищали советскую Родину от фашистских полчищ, знамена и военные награды, изображения Ленина и Сталина. Стены были украшены барельефами с изображением шахтеров с одной стороны и советского солдата с противоположной. Музей для школы — это настоящее сердце. Пока оно бьется, школа жива.

Изображение: Сергей Барсук © ИА Красная Весна
Музей УВК-1
Музей УВК-1
УВК-1Музей

Учебно-воспитательный комплекс №2, расположенный в поселке Вахрушево, был вторым в нашем списке. До него мы доехали за полчаса. Старшеклассники ждали нас в актовом зале.

Общение с детьми прошло на «ура». Было видно, что Великая Отечественная война для них совсем не пустой звук. В заключительной части мы отметили, что фашизм не был добит до конца в 1945 году. Что на Украине именно наследники этой антигуманистической идеологии во многом влияют на политику страны. Дети одобрительно кивали в ответ.

Изображение: Сергей Барсук © ИА Красная Весна
Почти взрослые
Почти взрослые
взрослыеПочти

После прочтения доклада нас, как и в предыдущей школе, пригласили в школьный музей. Там мы увидели много интересных экспонатов, таких как немецкие агитационные материалы времен Великой Отечественной войны, памятные альбомы выпускников школы разных лет, шахтерские предметы быта и труда. Большое количество материалов было на украинском языке.

В библиотеке, находящейся напротив школьного музея, мы познакомились с экспозицией, посвященной пионерам-героям и подвигу советского солдата в борьбе с фашизмом. Директор школы и библиотекарь рассказали нам, что Бессмертный полк со временем стал для детей главным событием в году. Поначалу они выходили на него с изображениями пионеров-героев, полководцев и других героев Великой Отечественной войны. Но с каждым годом их интерес к истории своей семьи только возрастал. И как оказалось, у каждого был родной человек, который непосредственно участвовал в победе над фашистской чумой. Портретов этих героических людей с каждым годом становилось все больше во время празднования 9 мая. Среди них стали появляться и новые герои, например, Гиви (Михаил Сергеевич Толстых (1980–2017)), которые отдали свою жизнь в борьбе с возродившимся фашизмом.

В ходе беседы с директором и учителями школы мы поняли, что до войны жители Красного Луча, находясь в составе Украины, изучали украинский язык и не делили людей на украинцев или неукраинцев. Все находились в состоянии мирного сосуществования, могли без особых проблем передвигаться по всей территории страны и выезжать за границу. Когда же на Украине в результате государственного переворота к власти пришли откровенные фашисты, которые устроили геноцид мирного населения, жители Красного Луча, да и всего ЛНР оказались, как витязь на картине Васнецова, на распутье. Распутье идентичности. Война поставила этот вопрос ребром: вы с бандеровской Украиной или с Россией как наследницей СССР? Для жителей ЛНР выбор второго варианта был органичным и очевидным. Празднование 9 Мая и ежегодное проведение Бессмертного полка — яркие тому подтверждения. Тяжелое бремя нахождения в сложной геополитической ситуации расставило все точки над «i».

Изображение: Сергей Барсук © ИА Красная Весна
На экране дневник Тани Савичевой
На экране дневник Тани Савичевой
СавичевойТанидневникэкранеНа

Во второй день мы готовились к трем урокам: для пятого класса и для сборной девятых. Звучит звонок, и становится ясно: одно дело — материал, и совершенно другое — чистый и предельно внимательный детский взгляд.

Сорок пять минут.

Запечатлеть в сердцах ровесников Тани Савичевой самую правдивую правду о нескольких листках с короткими записями из ее дневника.

Посчитать вместе с ними, на сколько — на два, на три года? — старше их Герой Советского Союза Леня Голиков, совершивший больше двух десятков боевых выходов и павший смертью храбрых. В бою, как взрослый.

По-новому увидеть с теми, у которых сейчас, в XXI веке, половину жизни — война, как стремительно мчится на встречу с землей сбитый над Ладожским берегом фашистский мерзавец.

Изображение: Сергей Барсук © ИА Красная Весна
Девятый класс — взгляд на мир
Девятый класс — взгляд на мир
мирнавзглядкласс —Девятый

А гармонь зовет куда-то,
Далеко, легко ведет…
Нет, какой вы все, ребята,
Удивительный народ.

Дух Великой войны несет сквозь время великая советская культура. Соединиться с ней жизненно необходимо для борьбы с оккупантами. Каждый урок о битве за Ленинград мы начинали с песни «Месть балтийцев» в исполнении Центрального ансамбля краснофлотской песни и пляски ВМФ СССР.

Крылом зловещим ворон машет
Над славной Родиной моей.
Он матерей измучил наших,
Он опозорил дочерей.

Бери оружие, товарищ,
Добей без жалости врагов
За смерть друзей, за дым пожарищ,
За стон детей и слезы вдов!

Не стали исключением девятые классы школы № 10. Призыв из самого тяжелого для Ленинграда 1942 года слушали старшеклассники Красного Луча, живущие в нескольких десятках километров от Дебальцево, Горловки, Иловайска, Лисичанска. Слушали учителя, у которых на эту войну уходили мужья, родные, друзья.

С группой самых поющих ребят мы исполнили «Гибель Ермака» на слова Кондратия Рылеева. Неслучайно звучит эта песня в фильме «Чапаев» 1934 года. Фашистское руководство уже пришло к власти в Германии, и руководство нашей страны понимало скорую необходимость созыва советского народа «на славу иль на смерть».

Изображение: Евгений Каканов © ИА Красная Весна
Работа над боевым листком
Работа над боевым листком
листкомбоевымнадРабота

Нельзя было не вспомнить о плакатах и боевых листках. Советский плакат времен войны звал, убеждал, вдохновлял, иронизировал. На уроке ребята объединились в команды и подготовили более десяти разных боевых листков. Работу сопровождала легендарная седьмая симфония Шостаковича, которая звучала по ленинградскому радио и стала символом стойкости и мужества защитников города.

После напряженной работы нужен был привал, и с песенной группой мы вспомнили «Тёмную ночь», зазвучавшую по всем фронтам в 1943 году. Тогда всему миру стало ясно, что фашисты будут жестоко биты и сполна расплатятся за все свои злодеяния.

В январе 1943 года советский солдат нанес нацистской Германии удар колоссального значения. Весть о встрече бойцов Волховского и Ленинградского фронтов после тяжелейших недельных боев с опытнейшими, закаленными в боях солдатами вермахта, не желавшими выпускать город Ленина из смертельных объятий, 18 января облетела голосом Левитана всю советскую страну. Практически сразу после прорыва, через четыре дня, началось строительство железной дороги, по которой уже 7 февраля Ленинград встретил первый поезд с продовольствием. Прочная связь с «большой землей» была установлена и не прерывалась до окончательного освобождения многомиллионного города от нацистской оккупации.

Донбасс в войне с возродившимся нацистским зверем сумел выстоять. Война, которую никто не ждал, счистила шелуху навязанных антисоветских, русофобских конструктов. Школы, превратившись в крепости, встречали «наших», уверенно шедших по своей земле.

Сейчас наша связь с Красным Лучом больше похожа не на широкий тракт, по которому уверенной поступью должны шагать потомки победителей, а на узкий перешеек отвоеванной земли. Не стоит недооценивать современных «преемников» бандеровских карателей. Враг пересмотрел сам подход к войне, он бьет не столько по броне, сколько по сознанию, по идентичности, по смыслу существования самого человека. И наши поездки к школьникам — способ построить глубоко эшелонированную оборону, прочно связанную с великой историей нашей общей, советской победы.

Но нельзя ограничиться обороной — победа возможна только тогда, когда перехвачена наступательная инициатива. Настало время эту инициативу проявить.