Условие демилитаризации островов Додеканеса в 1940-х годах выдвинул отнюдь не СССР. Те, кто выдвинул это требование, никоим образом не преследовали интересы СССР, а ссылались на интересы Турции

Зачем был объявлен демилитаризованный статус островов Додеканеса?

Томас Хоуп. Родос, Старая гавань (фрагмент)
Томас Хоуп. Родос, Старая гавань (фрагмент)

Режим демилитаризации островов Додеканеса был якобы установлен из-за требований СССР, заявил глава МИД Греции Никос Дендиас 18 февраля на встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Вопрос статуса островов в Эгейском море принципиально важен для греческой дипломатии. Турция, ссылаясь на нарушение режима демилитаризации островов, предлагает ни много ни мало лишить Грецию права обладания этими островами. Или, если выражаться точнее, стремится создать некоторую международную неопределенность, в рамках которой, как можно предположить, появится шанс «переиграть» дело силовым образом.

Но какова в этом роль СССР? Действительно ли именно Советский Союз «виновен» в современных проблемах Греции?

Современный контекст

Требование демилитаризации островов группы Додеканес зафиксировано в условиях Парижского мирного договора с Италией 1947 года, по которому эти острова передавались Греции. В 2022 году оно приобрело особую актуальность. Турция, ранее уже неоднократно требовавшая вывести с островов греческие войска, заявила, что если Греция этого не сделает, то появится возможность поставить вопрос о принадлежности этих островов на международном уровне. Позиция была выражена последовательно и предельно ясно сперва в виде предупреждения в письме в ООН, затем в прямом заявлении главы МИД Мевлюта Чавушоглу, и, наконец, его повторил президент Турции Реджеп Эрдоган.

МИД Греции в ответ активизировал все свои дипломатические связи. Он дал указания своим представительствам в странах ЕС, НАТО и Совбеза ООН изложить греческую позицию по этим претензиям.

Эти позиции выработаны и сформулированы уже довольно давно. Перечислим их основные положения.

Во-первых, помимо требования демилитаризации в конкретном договоре существует также неотъемлемое право любого государства на оборону. А поскольку Турция концентрирует войска напротив этих островов, напрямую угрожает Греции войной с 1995 года (уникальная ситуация для XXI века!) и к тому же на деле доказала в 1974 году на Кипре свою готовность вторгнуться, то опасения совершенно обоснованы, а значит, и право на оборону несомненно.

Во-вторых, Греция подчеркнула, что Турция не является субъектом договора 1947 года и поэтому — по крайней мере, как утверждает греческая дипломатия — не вправе выдвигать какие-либо требования по этому договору.

В-третьих, согласно доводам греческого МИД, требование демилитаризации было введено в договор 1947 года «после решительного вмешательства Советского Союза» и отражало существовавшие тогда намерения Москвы. Теперь же, рассуждает греческая дипломатия, смысл этих требований утрачен, поскольку созданы НАТО и Организация Варшавского договора, а эти требования не имеют смысла в мире, основанном на военных блоках.

Можно было бы задаться вопросом, действительно ли России как правопреемнице СССР не нужно требование демилитаризации Додеканеса? Зачем России около проливов лишние силы НАТО? Не вправе ли она предъявить и НАТО, и Греции претензии, если уже дело действительно в обеспокоенности СССР?

Однако МИД России не предъявляет каких-либо требований разоружения островов Додеканеса, да и вообще не выказывает никакого беспокойства из-за греческих войск. А вот чем МИД России сегодня обеспокоен, причем очень серьезно, так это наличием американских баз на греческом Крите и в греческом Александруполисе.

Действительно ли именно СССР потребовал ввести демилитаризованный статус островов Додеканеса? И почему соответствующие требования выдвигает Турция?

Суверенитет и демилитаризация

Обратимся к тексту положения о демилитаризации Додеканеса в Мирном договоре с Италией 1947 года.

Аутентичный текст договора доступен на русском языке. Статья 14 договора гласит (курсив ИА Красная Весна):

1. Италия настоящим передает Греции на правах полного суверенитета нижеперечисленные Додеканезские острова, а именно: Стампалия (Астропалия), Родос, Калки (Харки), Скарпанто, Кассос (Кассо), Пископис (Тилос), Мисирос (Нисирос), Калимнос, Лерос, Патмос, Липсос (Липсо), Сими, Кос, Кастеллориццо и островки, прилегающие ко всем этим островам.

2. Эти острова должны быть и останутся демилитаризованными.

3. Порядок и технические условия передачи этих островов Греции будут установлены соглашением между Правительствами Соединенного Королевства и Греции, причем будет предусмотрен вывод иностранных войск в течение срока не более 90 дней со дня вступления в силу настоящего Договора.

Во-первых, отметим, что пункт о передаче островов и пункт об их демилитаризации — это разные пункты. Между ними нет связки по типу «при условии», на якобы существовании которой настаивает Турция.

Во-вторых, обратим внимание на оборот «на правах полного суверенитета». Полный суверенитет не может быть ничем обусловлен — на то он и суверенитет.

Изображение: (cc) Николай Максимович
Остров Сими. Скульптура бронзового мальчика-рыбака
Остров Сими. Скульптура бронзового мальчика-рыбака

Казалось бы, при наличии такого оборота невозможно всерьез обсуждать турецкие претензии. Однако МИД Греции, вероятно, умудренный опытом взаимодействия с турецкой дипломатией, пытается найти еще более веские доводы.

И, наконец, трудно не заметить третий пункт. Он явно отличается от первых двух тем, что вносит в международный договор, заключенный аж между 20 субъектами, положения, которые один субъект — Греция — пока еще не знает, другие 18 участников договора не узнают никогда, а ясное представление о которых, видимо, имеет только Британия. Неплохо?

Но вернемся к требованию демилитаризации. Согласно расхожему мнению, это требование было внесено в договор по настоянию Вячеслава Молотова, требовавшего, чтобы острова нельзя было использовать в холодной войне против СССР. Но так ли это? Нет. Обратимся к протоколам.

Протоколы

Согласно опубликованным госдепом США документам, 14 сентября 1945 года делегация США вынесла на Совет министров иностранных дел великих держав в Лондоне (состоялся незадолго до Московской конференции 1945 года) пакет предложений по территориальным вопросам, связанным с Италией.

Пятый пункт положений гласил:

«Острова Додеканеса будут переданы Греции и демилитаризованы».

Во время обсуждения предложений глава МИД Британии Эрнест Бевин заявил, что Британия считает, что остров Кастелоризо необходимо передать Турции, поскольку он был предметом спора между Грецией и Турцией.

Госсекретарь США Джеймс Бирнс ответил, что нет никаких доказательств того, что Турции этот остров нужен, зато известно, что его население — в основном греки. Однако, отметил дипломат, если бы остров был демилитаризован, то для Турции не представляло бы военной опасности то, что он находится под управлением Греции.

Вероятно, здесь стоит вспомнить недавние заявления Чавушоглу о том, что небольшого воинского контингента, который Греция содержит на островах, все равно не хватило бы, чтобы защитить их от Турции. Фактически тем самым дипломат не только косвенно подтвердил, что Греция имеет основания опасаться нападения, но и, что важнее, признал, что греческие войска на островах не представляют угрозы для целостности Турции. А значит, и оснований для проявленной Бирнсом заботы о Турции на сегодня нет.

После Бирнса выступил Молотов. Он заявил, что отчуждение Додеканеса от Италии должно рассматриваться совместно с другими заморскими итальянскими владениями, и предложил отложить этот вопрос. Отметим, на данный момент предложение демилитаризации уже было внесено и поддержано, и Молотов его даже не коснулся.

Поскольку вопрос итальянских колоний предполагалось обсудить очень скоро, Бевин и Бирнс возражать не стали, а лишь ограничились замечанием, что не считают острова Додеканес чем-то аналогичным итальянским колониям.

17 сентября великие державы вернулись к Додеканесу. Бевин заявил, что Британия сняла свое предложение по части Кастелоризо и согласна с предложением США о передаче и демилитаризации всех островов.

Молотов отметил, что все согласны, что острова надо передать Греции. Однако ввиду большого интереса района для СССР из-за его близости к проливам, он попросил дать возможность подробнее изучить вопрос о демилитаризации до его окончательного решения. Он отметил, что нужно выяснить мнение греческого правительства.

Молотов также предложил передать вопрос на рассмотрение помощников, на что Бирнс ответил, что не хочет доверять им этот вопрос.

Когда к вопросу вернулись снова, Молотов попытался подробнее расспросить представителей Британии и США, действительно ли обе страны предпочитают демилитаризацию греческих островов. На это ему ответили утвердительно. Тогда Молотов озадачился, есть ли требование демилитаризации других территорий, и если нет, то почему. «Если они не были демилитаризованы, то к этому должна быть какая-то причина. Было ясно, что этот вопрос требуется изучить», — записал стенографист.

На это Бирнс спросил, правильно ли он понял Молотова, что всё, чего тот бы хотел, — это право для Греции строить фортификационные сооружения на островах. Молотов вновь ответил, что ему сперва необходимо поговорить с греками. Он подтвердил, что согласен с тем, что острова нужно передать Греции, но отказался до полной ясности дробить проблему и фиксировать порознь передачу островов и их демилитаризацию. Он также заметил, что если бы жил в Северной Америке, то смог бы решить проблему без промедления. После некоторых дискуссий Молотов пояснил, что советская делегация хотела бы знать мнение правительства, которое будет создано, а не правительства, которое не пользуется доверием греческого народа.

В ходе вязкого обсуждения Молотов неоднократно предлагал передать вопрос помощникам. Бирнс настойчиво отказывался, утверждая, что не следует обсуждать с ними этот вопрос.

Считается, что СССР стремился закрепиться в регионе, находившемся в сфере влияния Британии, и заполучить там хотя бы базу для торгового флота. Об этом Молотов прямо сказал Бевину 23 сентября, предложив ему обмен: СССР соглашается на передачу Греции Додеканеса, а Британия соглашается на создание советской базы в Средиземном море.

Остров Кос. Иллюстрация из иллюстрированной библейской энциклопедии архимандрита Никифора (1892)
Остров Кос. Иллюстрация из иллюстрированной библейской энциклопедии архимандрита Никифора (1892)

В Греции в это время шла гражданская война, в которой Британия играла далеко не последнюю роль. Король был в эмиграции. СССР отказался от предложения США и Британии направить наблюдателей на выборы в Грецию. Параллельно с этим страны-победители обсуждали передел мира на высшем уровне.

Как пишут исследователи, СССР попытался вести переговоры не только с Британией, но и конфиденциально обсудить вопрос аренды базы напрямую у правительства Греции. Однако просьбой о конфиденциальности в молодой стране пренебрегли. Советское предложение было доведено до сведения США и Британии и даже проникло в прессу, что, разумеется, негативно повлияло не только на ход переговоров, но и на репутацию СССР. В конечном итоге советская дипломатия поняла, что закрепиться в Средиземном море не получится, и, чтобы не чинить препятствий, летом 1946 года просто сняла все свои возражения. Американский дипломат, видимо, около минуты буквально не мог поверить в возможность такого шага. Вот как передает этот трогательный момент американская стенограмма:

М-р Бирнс сказал, что стоит сделать вечер хорошим и уладить вопрос Додеканеса.

Молотов сказал, что советская делегация не имеет возражений против этого предложения.

М-р Бевин спросил, действительно ли Молотов сказал, что он согласен с тем, что острова должны быть переданы Греции?

Молотов ответил утвердительно.

М-р Бирнс попросил минуту или две, чтобы прийти в себя.

Молотов предложил заключить еще несколько хороших соглашений.

В результате, как и планировали США и Британия, Греция получила и острова, и требование по их демилитаризации… а уже в 1947 году США предложили странам Европы план Маршалла по выводу коммунистов из правительств в обмен на экономическую помощь.

Выводы

Подводя итог, подчеркнем следующие тезисы.

1. Какими бы сложными ни были политические отношения того периода, вопрос о демилитаризации Додеканеса поставил отнюдь не СССР. Те, кто его поставили, никоим образом не преследовали интересы СССР. Более того, выступали скорее как оппоненты СССР, тогда как именно представитель СССР, поддержав передачу островов Греции, поставил под сомнение идею демилитаризации.

2. Несмотря на заинтересованность в вопросе, СССР не выступал с пожеланием того, чтобы Додеканес был демилитаризован. Стоит отметить, что в этом смысле линия СССР в 1945 году по вопросу демилитаризации Додеканеса схожа с линией современной России по вопросу ширины территориальных вод Греции в Эгейском море. Согласно международному праву, Греция может расширить территориальные воды до 12 морских миль. При таком расширении Россия потеряет возможность выходить в Мировой океан из Черного моря, минуя территориальные воды Греции. Несмотря на это, МИД России неоднократно подчеркивал, что полностью поддерживает законность права Греции установить 12-мильные территориальные воды. Препятствия же к такому расширению чинит только Турция.

3. Требование демилитаризации Додеканеса связано именно с беспокойством Турции, а не СССР. И именно через анализ мотивов этого требования можно понять, что на сей день греческие войска, находящиеся на Кастелоризо, не несут военной угрозы Турции. Более того, своими необоснованно жесткими высказываниями Турция фактически обнажает свои собственные экспансионистские устремления, в которых она пытается обвинять Грецию.