Если парад состоится 24 июня, посмеют ли власти задрапировать Мавзолей?
Праздником людей, который не теряется при отмене парада, считает 9 Мая кандидат исторических наук, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, специалист по истории красного и белого терроров Илья Ратьковский.
По мнению эксперта, перенос парада на 24 июня стал бы конструктивным решением, поскольку в этот день состоялся исторический парад 1945 года, и нацистские знамена были брошены к Мавзолею. В этой связи вопрос о его драпировке в этот день ставится особым образом.
В свою очередь перенос парада на 3 сентября создает трудности, поскольку эта дата является годовщиной трагедии в Беслане. Кроме того, откладывание торжественного мероприятия станет уже не борьбой с коронавирусом, а бегством от него.
ИА Красная Весна: Как Вы отнеслись к переносу юбилейного Парада Победы? Какие чувства Вы испытали в связи с этим?
— Это вынужденная мера. 9 Мая никто не отменял. День Победы — это не только парад, который перенесен. Прежде всего это праздник людей. Если парад состоится в День Парада 1945 года, это будет символично, может, даже правильнее в плане проведения именно юбилейного Парада Победы.
Тем более, что это поставит вопрос о «драпировке Мавзолея». Решатся ли на это действие в подобный день? Перенос же парада на 3 сентября поставит новые вопросы. Это будет не только «бегством от коронавируса», но и сложным решением в условиях трагичного Беслана. Единства праздника в этих условиях точно не будет. Хотя возможно, что за Парад Победы будет засчитана его воздушная часть и салюты 9 мая.
ИА Красная Весна: Что Вы считаете нужным сделать в связи со сносом памятника маршалу И. С. Коневу в Праге и другими акциями, направленными против России за рубежом?
— Во-первых, я все же отметил бы чехов, которые были против сноса памятника и боролись против этого на протяжении многих лет, — они многое сделали, чтобы этого не случилось раньше, и, скорее всего, отстояли бы памятник и в этом году. Отмечу, что и в руководстве Чехии не было поддержки этой акции. То есть называть это чешским действием нельзя. Просто есть интересы небольшой группы, настроенной и антисоветски и антироссийски, ее мнение и решило ситуацию в особых условиях, когда изоляция населения не дала протестному движению защитить памятник. Поэтому античешские меры будут ошибкой. Выиграет именно эта группа, которая нуждается в скандале.
Во-вторых, что связано с первым моментом, у нас принято определять виновных скопом: чехи, поляки и т. д. Но есть конкретные люди, которые выступили инициаторами, провели эти решения и т. д. Не один депутат, а группа людей. Вот против них и должны быть приняты конкретные меры на законодательном уровне. Это и запрет на посещение России, и запрет предпринимательской деятельности с фирмами, в которых у России есть доля собственности и т. д. Подобные списки, направленные против российских деятелей (по различным причинам) на Западе есть. Аналогичные российские — отсутствуют. Поэтому здесь всё решаемо на государственном уровне.
Что касается нового формирующегося «мемориала», то это продолжение инициативы указанной группы. При этом важнее не игрушечный танчик, а изречение Солженицына. Но всё вновь будет сосредоточено на танчике, так как Солженицын для властей — определенный символ. Через использование его текстов пытались провести реабилитацию власовского движения. Собственно, данный факт только подтверждает использование Солженицына и его текстов различными коллаборантами. И здесь можно было бы просто взять интервью у родственников Солженицына, поддерживают ли они снос памятника Коневу и использование фразы Солженицына на данном художестве. Все будет четко и понятно. Будет ли танчик рядом с фразой или нет.
ИА Красная Весна: В преддверии Дня Победы телеведущий Дмитрий Киселев предложил поставить памятник пособнику нацистов атаману Краснову. Как Вы оцениваете это предложение?
— Данное выражение является попыткой воплощения дальнейшей идеи «сплочения, примирения» российского общества, которая реализовывалась в 2017 году, попыткой скрестить жабу с розой. Однако такое примирение больше преследует цель не примирения только с историей, но и с результатами истории, с современностью.
Краснов здесь, может, и возник в череде образов Киселева спонтанно из его потаенных мыслей и прошлой его деятельности. А, возможно, это был пробный шар, как часто это бывает, просмотреть реакцию: слабо отреагировали — можно проводить какие-то действия в этом направлении, сильная — отложить. Ранее подобными высказываниями славилась Новодворская: высказывала радикальные идеи, а власти смотрели на реакцию. Сейчас есть телевещатели.
ИА Красная Весна: Как Вы считаете, победа в Великой Отечественной войне — главное, что скрепляет народ России, или есть другие исторические события?
— Победа сплачивала и народ СССР. Однако этого государства, к сожалению, сейчас нет. Поэтому говорить, что это единственное, что сплачивает, нельзя. Это важное событие, но на одном этом и космосе не создать прочного социального государства.
Главное, на мой взгляд, это социальное государство. Великая Победа защищала принципы социального равенства. Она должна быть символом не только победы над фашизмом, но и победой советского народа, строя. Мы не только победили вместе с союзниками фашизм, но и сами защитили нашу Родину, отстояли ее достижения.
Только стабильное социальное государство объединяет народы. Доступ к образованию, равенство возможностей, интернационализм, развитие национальных культур — всё это стало итогом Великой Октябрьской социалистической революции. Собственно, именно поколение, родившееся после революции и Гражданской войны, вынесло основную тяжесть войны.
ИА Красная Весна: Что Вас не устраивает в том, как празднуют День Победы в современной России? Что Вы считаете нужным изменить? Какое отношение к Победе могло бы объединить нацию?
— Изменить надо символику. Мавзолей не надо драпировать в этот день, прятать. Если за нами Победа, если она символ единения, то мы должны видеть и Мавзолей, куда бросались трофейные знамена. Нахождение лидеров на его трибуне необязательно. Но сам Мавзолей должен быть. И еще, в этот день не надо рекламы на телевидении. Это день Памяти.
ИА Красная Весна: Что, Вы считаете, было бы полезно сделать на День Победы в общенациональном масштабе в будущем?
— Очевидно, что это должны быть не только юбилейные мероприятия, а и долгая и последовательная работа, отчет к 9 Мая.
Это и большая финансовая и правовая поддержка поисковых отрядов государством. К слову, я бы на Параде Победы предложил бы пройтись строем и им. Они много сделали для сохранения памяти о войне. Думаю, это была бы честь для них. Знаю многих поисковиков лично (например, бойцов отряда «Ингрия» Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель Е. Н. Ильин), они заслуживают этого. Хотя бы сводный отряд. Ну и помощь им в их благородном деле дальше.
Должна быть мемориализация мест захоронений и уход за ними. Помощь местным органам власти в этом. И большая работа (хотя здесь и есть значимые достижения) по публикации архивных материалов: как по судьбам отдельных лиц, так и ключевых документов времен Великой Отечественной войны.
Опять-таки должна вестись топонимистическая работа. Герои войны должны быть увековечены. Ранее я предлагал в Санкт-Петербурге один из районов наименовать Ленинградским. Юго-Запад города — это место боев, и здесь говорящие названия улиц и проспектов. В городе есть Петроградский район, но нет Ленинградского района. Это исторически неправильно.
ИА Красная Весна: Какое значение праздник Дня Победы получит в будущем?
— День Победы может либо стать формальным для властей, либо одним из дней единения народа не только в праздновании отдельного события, но и в социальном единстве. Гордость должна быть не только за военные успехи, но и то, что их обеспечило.