У политиков Литвы и Латвии много врагов — мигранты, русская община, русские шпионы и, конечно, противники вакцинации

Зачем в Прибалтике создают вооруженные отряды штурмовиков?

Сергей Герасимов. «Мать партизана», 1950 г.
Сергей Герасимов. «Мать партизана», 1950 г.

В начале сентября Рижский окружной суд приговорил политолога Алексея Гапоненко к 10 месяцам тюремного заключения. Официально Гапоненко осудили по статье о разжигании ненависти на национальной почве. Но все сторонники политолога убеждены, что он поплатился за антифашистские высказывания.

Гапоненко в 2015 году открыто осудил неонацистские марши, проводимые в Латвии в честь ветеранов легиона «Ваффен СС» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). А также выразил опасения по поводу того, что элита страны формирует «мягкий» нацистский режим и ориентируется на диктатуру Карлиса Улманиса 30-х годов.

Никакой Америки Гапоненко не открыл. В Прибалтике происходит неприкрытое возрождение неонацизма. Вот только будет ли новая неонацистская диктатура «мягкой»?

В конце сентября правительство Латвии одобрило поправки к «Закону о военной службе», согласно которым военнослужащие и бойцы ополчения получат право использовать огнестрельное оружие в мирное время при проведении специальных операций.

В документе говорится, что «оружие может быть применено в ходе проведения специальных операций, в том числе в ситуациях, угрожающих стране в результате действий военного характера». То есть ополчение и силовики смогут использовать оружие не только при военной угрозе, но и в ходе каких-то других спецопераций.

Пока не до конца понятно, как будет приниматься решение о проведении спецопераций. Но из законопроекта ясно, что речь идет не только о прямой военной угрозе, но и о гибридной войне, которую так любят обсуждать в Прибалтике в последнее время.

Фактически Латвия может оказаться в ситуации, когда любой социальный протест или деятельность неугодной общественной организации может быть расценена как непосредственная угроза государству. Следом будет приниматься решение о проведении спецоперации, в ходе которой военные и ополчение смогут без предупреждения применять огнестрельное оружие.

И очень настораживает тот факт, что такое право получат латышские добровольческие соединения.

Национальная гвардия Латвии — «Земессардзе» (Стражи земли) — входит в состав Национальных вооруженных сил республики. На настоящий момент членами ополчения являются более 10 тысяч человек. Земессарги несут службу в свободное от работы время.

Добровольческие подразделения «Земессардзе» впервые появились в 1918 году. Они в основном состояли из прибалтийских немцев, которые участвовали в боестолкновениях с Красной Армией. Однако в межвоенный период «Земессардзе» особого развития не получило.

Восстановлено «Земессардзе» было в 1991 году на волне радикализации националистических настроений в республике. И до сих пор ополчение остается крайне идеологизированным.

«Земессардзе» имеет тесные отношения с неонацистской латышской партией «Национальное объединение», которая входит в правящую коалицию Латвии. Отряды ополчения регулярно участвуют в маршах 16 марта, когда латыши чествуют пособников нацистов.

Также в СМИ постоянно появляется информация об открытой героизации нацизма в рядах земессаргов.

В 2016 году стало известно, что «Земессардзе» проводит совместные тренировки с неонацистской группировкой «Стражи отечества» (Tēvijas sargi), которая даже в Латвии внесена в число радикальных. Правда, это никак не помешало «Нацблоку» выразить публичную поддержку данной организации.

В 2020 году несколько членов «Земессардзе», являющиеся одновременно членами партии «Национальное объединение», зарегистрировали общество «Восходящее солнце» (Austošā saule). В регистрационных документах открыто признается, что общество основывается на идеях латышского этнического национализма. А сооснователь организации земессарг Райвис Зелтитс — открытый нацист, имеющий контакты с британской неонацистской организацией National Action.

В сентябре 2021 года разразился очередной скандал. На знамени студенческого батальона «Земессардзе» пользователи соцсетей обнаружили свастику. Журналист Владимир Дорофеев сообщил, что это не единичный случай, и свастику в Латвии используют многие батальоны ополченцев.

Получается, что право на использование оружия в мирное время получат несколько тысяч неонацистов. А решение о проведении спецопераций будет приниматься под влиянием правящей неонацистской партии «Национальное объединение».

Осталось определить врагов, которые угрожают Латвии. И создается такое впечатление, что процесс уже начался. По всей Прибалтике заводятся уголовные дела по обвинению в шпионаже на Россию. Общественных деятелей, политологов и правозащитников, выступающих против националистической политики, подозревают в антигосударственной деятельности.

Стоит отметить, что и в Литве готов закон, который позволит вооружить ополченцев из организации «Союз стрелков Литвы». Депутаты от оппозиционной партии «Союз крестьян и зеленых Литвы» предложил разрешить военным и стрелкам хранить дома оружие категории «А». К данной категории относятся ракеты с зарядами взрывчатого вещества, автоматическое огнестрельное оружие, боеприпасы с бронебойными, разрывными или зажигательными снарядами.

Политики объясняют такое нововведение просто — литовцы должны быть готовы дать отпор какому-то врагу. «Враг, вероятно, не пойдет в зону, где на него можно будет направить оружие с любого балкона, где всё общество готово защищать себя», — заявил в ходе заседания парламента депутат от правящей партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» Паулюс Саударгас.

Однако есть опасения, что за высокими словами о мобилизации всего общества стоит что-то иное. Конечно, в Прибалтике, как и во всей Северной Европе, любят порассуждать о вторжении «зеленых человечков» и российской регулярной армии. Но мысль о том, что «стрельба с балконов» может напугать регулярные войска, выглядит бредово.

Чтобы разобраться в ситуации, стоит сказать несколько слов о «Союзе стрелков». Ополчение было сформировано в 1919 году и, в отличие от «Земессардзе», оставило более значительный след в истории страны.

В среде стрелков изначально преобладали националистические настроения. После присоединения Литвы к СССР организация была распущена. Но когда республику оккупировали фашисты, стрелки начали сотрудничать с гитлеровцами. Многие члены Союза вступили в специальный отряд СД «Ипатингас Бурис».

Отряд проводил карательные акции по всей Литве — уничтожал евреев, поляков и белорусов. Жертвами формирования стали десятки тысяч человек. После войны многие стрелки присоединились к бандам «лесных братьев», которые в современной Литве считаются национальными героями.

Приверженность нацистским идеям сохраняется и в современном «Союзе стрелков», который был восстановлен в 1989 году.

В 2016 году стало известно, что инструктор центра обучения «Союза стрелков» Литвы майор в запасе Альбертас Даугирдас и член организации Шарунас Ясюкявичюс выложили в интернет инструкцию по борьбе с «коллаборационистами». Этим термином новые литовские нацисты называют всех, кто не готов поддерживать лозунг «Литва для литовцев».

В интервью порталу 15min.lt Даугирдас рассказал о методах, которые можно использовать в борьбе с «инакомыслящими»: «Обычный разговор с женой, с объяснением, что если муж не прекратит деятельность, тогда и вы, и ваши дети пострадают. Можно вручить записку ребенку, чтобы он передал. Часто коллаборационисты стараются скрывать своих близких, как и борцы. Очень эффективно прислать коллаборационисту фотографию его близких. Лучше рядом с борцами. Для него это будет серьезный сигнал, что его семья не в безопасности. Можно получить информацию, куда вывезена семья, и найти ее. После первых вежливых предупреждений, если он не поймет таких разговоров, можно избить».

Если же различные методы запугивания не работают, то, по мнению Даугирдаса, допустимо уничтожение неугодного населения.

А в 2018 году представители «Союза стрелков» приехали на Украину в гости к своим собратьям по идеологии, чтобы принять участие в совместном праздновании четырехлетия с момента создания карательного батальона «Азов» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Вот что представляет из себя ополчение в Латвии и Литве, которое будет теперь вооружено огнестрельным оружием и сможет использовать его в мирное время.

Власти прибалтийских республик создают аналог штурмовых отрядов СА, которые занимались расправой со всеми инакомыслящими в нацистской Германии. С кем они будут расправляться? У политиков Литвы и Латвии много врагов — мигранты, русская община, русские шпионы и, конечно, противники вакцинации. Власти очень сильно испугались многотысячных митингов против принудительной вакцинации, которые регулярно проходят в Вильнюсе и Риге, и начали действовать.

Подготовка к зачисткам и проведению спецопераций идет уже открыто. В Латвии с размахом прошли учения по отражению гибридных угроз и ведению боевых действий в городских условиях. В ходе международных учений Namejs 2021 военные устроили стрельбу на улицах Риги. Многие жители были серьезно напуганы. Но министерство обороны отмахнулось от осуждающих комментариев и предложило подписываться на свои страницы в соцсетях.

Прибалтийские политические режимы преобразуются в националистические диктатуры на наших глазах. И хотелось бы всю вину за это переложить на элиту, но тысячи земессаргов и литовских стрелков, готовых расправляться с внутренними врагами, этого сделать не позволяют, заставляя с тревогой наблюдать за тем, что происходит в Прибалтике.