С чего вдруг Приднестровье начало тяготить советское наследие?
В Приднестровье начали активно обсуждать возможность возвращения в столице Тирасполе «исторического» названия центральной улицы. Предлагают переименовать улицу 25 Октября в улицу Покровская. 22 сентября этот вопрос вынесли на обсуждение общественного совета Тирасполя, после чего президент республики Вадим Красносельский прокомментировал это: «Есть инициатива общественности о возвращении столичной улице 25 Октября ее изначального названия — Покровская. В целом считаю предложение обоснованным».
История улицы 25 Октября
Директор Тираспольского объединенного музея Алла Мельничук рассказывала, что примерно с 1795 года эта улица называлась Почтовой, с 1884 по 1921 год улица называлась Покровской, а в 1921 году ее переименовали в улицу 25 Октября.
Тирасполь был основан русским полководцем графом Александром Суворовым в 1792 году. В XIX веке это был небольшой уездный городок с населением около 10 тыс. человек, а улица Покровская в центре города ограничивалась берегом Днестра и глубоким оврагом, по которому протекал небольшой ручей Светлый. Тирасполь стал таким, каким мы его знаем сейчас, именно тогда, когда его центральная улица называлась «25 Октября». Именно в советский период население города увеличилось до 180 тыс., были построены фабрики и заводы, школы и университет, дороги и новые микрорайоны. В советский период была построена улица 25 Октября с ее площадью и памятником Александру Суворову, с Дворцом детско-юношеского творчества и Домом Советов, кинотеатром и театром драмы и комедии им. Н. С. Аронецкой, фонтаном и Мемориалом славы.
Если говорить о справедливости исторического названия улицы, то именно «25 Октября» и есть то самое историческое название улицы, при котором город построился и расцвел. Улица «25 Октября» существует уже 102 года — больше века, а название «улица Покровская» существовало всего 37 лет.
Ценность советского наследия в Тирасполе
Приднестровская экономика страдает из-за внешней блокады. Чтобы привлечь дополнительные деньги в бюджет страны, была разработана государственная программа по развитию туризма. Во всем мире Приднестровье знают не столько как непризнанное государство, сколько как заповедник советской культуры.
В центре Тирасполя стоит 16-метровый памятник В. И. Ленину, который входит в двадцатку самых больших в мире памятников Ленину. Обрамляет эту приднестровскую жемчужину улица 25 Октября. Для туристов это интересно, редко где можно найти что-то похожее. Сочетание памятника Ленину, улицы 25 Октября и барельефа в честь избрания М. В. Фрунзе почетным депутатом на съезде Советов Тираспольского уезда создает очень интересную историческую композицию.
Чем на самом деле является переименование улиц в России. История вопроса
Глава госадминистрации Тирасполя Олег Довгопол, комментируя необходимость переименования центральной улицы, сказал:
«Предлагается двойное хождение названия этой улицы: 25 Октября — Покровская. Технически это возможно. Это апробировано в Москве, Санкт-Петербурге, очень многих городах России, где в определенный период времени ходит двойное название. Я предлагаю в течение 10 лет хождение двойных названий. Почему в течение 10 лет? Чтобы за это время можно было спокойно оформить прописку, документы и решить ряд иных организационных вопросов».
Ссылаясь на российский опыт переименования улиц, Олег Довгопол, вероятно, не знает сути этих тенденций, потому что жил в Приднестровье и, возможно, не вникал в специфику внутренней политики России. К тому же, для Приднестровья Россия всегда была эталоном, примером и законодателем тенденций. Поэтому необходимо осветить суть происходящего в России в вопросе переименований улиц, площадей, городов и введения двойных названий улиц.
В России практику двойных названий улиц взяли в рамках десоветизации, десталинизации и декоммунизации. Первая волна десоветизации проходила в период с 1985 по 1991 год, она сопровождала горбачевскую перестройку, за которой последовал развал СССР. Вторая волна десоветизации началась во время президентства Дмитрия Медведева. Апогеем этой волны стала попытка раскручивания оранжевой революции в 2011 году на Болотной площади в Москве. Именно под эти события поднимали вторую волну десоветизации.
Началось все с того, что в 2009 году на 18-й ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, которая проходила в Вильнюсе, приняли резолюцию под названием «Воссоединение разделенной Европы». Смысл этой резолюции заключался в том, что в ней приравнивался фашизм и коммунизм, гитлеризм и сталинизм, вследствие чего от России требовали признания преступности Советского Союза. Россия отказалась подписывать этот документ.
Однако через несколько лет, в 2011 году, на заседании Президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека выступил член Президентского Совета Сергей Караганов, который предложил новую программу по десоветизации. Эта программа очевидным образом опиралась на резолюцию ПА ОБСЕ «Воссоединение разделенной Европы».
В своем выступлении Караганов сказал: «Народу и элите после последних 100 лет себя почти не за что уважать». Кроме этого, он обвинил народ в поддержке революции, которую организовали большевики, в организации голодомора, самогеноциде и т. д. Тезисы Караганова были переработаны и при участии председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаила Федотова. На основе этих тезисов была составлена новая программа «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении».
Программа десоветизации, которую подготовили Федотов и Караганов, включала необходимость переименования городов, площадей и улиц. Программа навязывала точку зрения, что Советский Союз был преступным государством, к этому было подключено общество «Мемориал» (настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом общество «Мемориал» либо касается деятельности иностранного агента общество «Мемориал»). В программе говорилось о якобы миллионах жертв политических репрессий и других преступлениях государства. Эти все тезисы подводят к тому, что весь советский народ был «неправильным народом», потому что создал Советский Союз и являлся его частью. Именно эта программа требовала создания памятников жертвам репрессий.
Русский народ в широком смысле этого понятия должен был по замыслу Федотова-Караганова признать, что СССР был сплошным концлагерем, «палаческим режимом», в котором погибли, как заявляет Солженицын, якобы сотни миллионов человек. В перспективе русский народ должен был признать СССР таким же преступным государством, как и фашистская Германия, а если это так, то дальше нужно будет извиниться за победу в Великой Отечественной войне. Именно в этой парадигме должно было осуществляться переименование советских названий улиц, городов, снос памятников.
Тогда российским патриотическим силам удалось отбить натиск десоветизаторов, но под занавес своего президентского мандата Дмитрий Медведев 27 декабря 2011 года издал распоряжение № 819-рп «Об образовании рабочей группы о подготовке предложений, направленных на реализацию программы увековечения жертв политических репрессий». В рабочую группу вошли, в том числе, те же лица — Михаил Федотов и Сергей Караганов.
Однако в 2014 году, после того, как президентом России стал Владимир Путин, Министерство культуры РФ отклонило этот проект федеральной целевой программы по увековечению памяти жертв политических репрессий.
Комиссия Федотова-Караганова назвала 70 лет советской истории палаческим тоталитарным режимом, но на этом логика исторической диверсии не заканчивается. Ведь если народ «неправильный», то требуется не просто его десоветизация, но и дерусификация.
Кроме того, народом кто-то руководил, по мнению упомянутой рабочей группы, тоже совершенно неправильно. По сути утверждается, что в русской истории все режимы были тоталитарными, а руководители были тиранами, причем не только Сталин и Ленин, но и Петр Первый, Иван Грозный и Александр Невский.
Зачем нужно заставлять каяться и «ощущать ответственность» русский народ за советское прошлое? Затем, чтобы после этого сказать, что вся его история была преступной, а раз так, то и весь народ является преступником. А что делают с преступником? Наказывают согласно его преступлениям.
Значит, вопрос переименований улиц является началом не антисоветской кампании, а кампании по уничтожению России и русского народа. Проведение десоветизации нужно не для борьбы с коммунизмом или Сталиным, а для борьбы с русским народом, частью которого является народ Приднестровья. Караганов прямо говорил, что они хотят создать новую идентичность русскому народу.
Приднестровье и десоветизация
В эту же концепцию входит переименование центральной улицы Тирасполя, переименование Парка имени Кирова в Покровский, создание музея сталинских политических репрессий и проведения мероприятий, посвященных Дню памяти жертв политических репрессий.
Подобные манипуляции с историей позволяют опорочить любые исторические фигуры. Например, если можно открыть музей репрессий Сталина, то почему нельзя открыть музей репрессий Петра Первого, Ивана Грозного, Екатерины II? Или, например, музей репрессий президента Приднестровья Вадима Красносельского? Искажение, манипуляция историей могут привести к самым тяжелым последствиям для государства и его граждан.
Советский период истории республики — это единственный мост, который крепко соединяет Приднестровье и Россию, потому что до этого Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика (МАССР) входила в состав Украинской ССР. Переименование улицы 25 Октября, как и музей политических репрессий, запускает процессы отрыва Приднестровья от России и русского мира. Нельзя отделить Сталина от советского периода и истории региона, так же нельзя отделить 9 Мая День Победы от 25 Октября. Не было бы 25 Октября, не было бы Сталина, не было бы Сталина, не было бы 9 Мая.
Никто не отрицает, что были репрессии. У нас очень сложная и непростая история, поэтому нельзя отрывать события от той эпохи, в которой они происходили, от мировой истории и мировой практики. Страна стояла на пороге войны, приднестровский регион был приграничной территорией, находился рядом с открытым врагом — фашистской Румынией, которая оккупировала Бессарабию.
При этом нельзя приравнивать всех погибших в тяжелую историческую эпоху к жертвам политических репрессий. Если власти Приднестровья решили раскопать захоронения репрессированных граждан, которых расстреляли, то, чтобы сохранить историческую объективность, не нужно впадать в крайности и идеализировать «жертв». Если раскопали, то необходимо опубликовать дела всех репрессированных, назвать причину ареста и статью, по которой осудили человека. А также опубликовать цифры и фамилии тех, кого реабилитировали.
В противном случае, создание музея политических репрессий и переименование улиц — это начало разрушения советского прошлого, отрыв региона от русского мира и запуск процессов по уничтожению русской идентичности, менталитета, русской культуры.
Посольку президент Приднестровья Вадим Красносельский всегда выступал за объективный подход к истории, ситуации с переименованием улицы, парка и созданием музея репрессий приобретают вид провокаций.
Россия сейчас ведет тяжелую войну на Украине, западное сообщество выступило не только против России, но и против всего русского. Это проявляется в военной поддержке Украины, в информационно-психологической войне против России, войне с историей, мы видим, как в ЕС сносятся памятники советским войнам, которые освободили Европу от фашистского гнета.
Запад стремится стереть из памяти европейцев и все зверства нацизма, и память о роли советских воинов, которые жертвовали собой ради жизни и свободы народов Европы. В такой ситуации любые переименования улиц и сносы памятников советской эпохи работают на врагов русского мира.
Из-за событий на Украине Приднестровье начало испытывать беспрецедентное давление со стороны Кишинёва и Киева. Обстановка вокруг республики становится очень нестабильной. В таких внешнеполитических условиях начинать процесс десоветизации — значит подрывать государственность республики, потому что этот вопрос неизбежно приведет к расколу приднестровского общества, так как большинство населения республики является просоветским.
В 2011 году в России Агентство по культурно-социальным исследованиям общества (АКСИО) провело большой соцопрос, который показал, что 69% отрицательно относится к десталинизации и только 9% населения положительно. Если говорить про жителей Тирасполя, то они всегда тепло отзывались о советской эпохе. 86% респондентов считают, что российская власть должна «Официально признать величие СССР и всемирное значение его достижений, величие идей, на которых он был построен, величие советского народа, спасшего мир от фашизма».
После 24 февраля 2022 года началась новая историческая эпоха, те группы, которые запускали программы десоветизации, в новой реальности начинают уходить из политической жизни России.
В Приднестровье должны понять, что заигрывание с российскими программами по десоветизации может обернуться катастрофой для региона, потому что «кто сеет ветер, пожнет бурю».
(теги пока скрыты для внешних читателей)