Голландские фермеры очень давно упустили шанс на выживание
Протесты голландских фермеров значительно отличаются от протестов фермеров в других странах ЕС. Если в Германии, Франции и Польше фермеры протестуют по экономическим причинам, то в Голландии основная причина протестов — экологические законы.
Правительство Нидерландов приняло закон, ограничивающий выбросы соединений азота. Нормы на выбросы таковы, что поголовье крупного рогатого скота сократится на 30%, а значительной части мелких фермеров придется закрыть предприятия.
Голландия, несмотря на свой маленький размер, является вторым в мире экспортером продукции сельского хозяйства с объемом $105 млрд по итогу 2020 года. Для небольшой европейской страны это решение станет значительным ударом по экономике. Социальное напряжение выросло до предела, и предел этот оказался невысок.
После принятия закона о выбросах соединений азота фермеры вышли на протест. Фермеры начали с того, что опорожнили бочку жидкого навоза возле дома министра экологии. Полиция пыталась помешать, но силы были неравны. Результатом стычки стало уголовное преследование двух фермеров, один из которых будет отбывать пятилетнее наказание за нападение на полицию.
Видя безрезультатность первого шага, фермеры приступили к блокированию дорог. Драматизм быстро достиг пика, когда фермеры привезли к полицейскому посту танк Sherman времен Второй мировой войны и попытались напугать полицию. Власти оказались решительнее: полиция устояла и даже применила оружие. Никто не пострадал, а протестующие не решились на дальнейшую эскалацию.
По итогу стычки прокуратура Голландии начала расследование действий полицейского, стрелявшего в трактор. Накал протеста стабилизировался. Фермеры продолжают блокировать отдельные дороги и даже выстроили ночью тракторы в надпись: «Help. No farmers, no food». Пик протеста явно пройден.
Власти отрядили на переговоры с протестующими одного из авторов скандального закона. На исполнение закона о выбросах азота запланировано выделить $25 млрд. Правительство Нидерландов обсуждает возможность значительного увеличения этой суммы, обеспечивать условия будут банки. Таким образом, весь протест сводится к обсуждению экономических условий закрытия ферм.
У голландских фермеров появился неожиданный сторонник — бывший президент США Дональд Трамп. Он выступил в поддержку фермеров и назвал климатическую повестку основным инструментом проводимых изменений: «Фермеры в Нидерландах отовсюду мужественно противостоят климатической тирании голландского правительства, которое хочет резко сократить голландское сельскохозяйственное производство, несмотря на растущую нехватку продовольствия».
Именно идея глобального потепления, принятая западным обществом, является основой для законов, уничтожающих животноводство.
Получается, что общество согласилось (или не придало значения) сначала с вице-президентом США Альбертом Гором, выпустившим в 2006 году знаменитый фильм «Неудобная правда», в котором предрек катастрофические и скорые последствия глобального потепления. Затем с Гретой Тунберг, изменившей формулировку на «глобальное изменение климата».
Несмотря на «отмену» потепления климатическая повестка по-прежнему движется в русле борьбы именно с потеплением, вызванным деятельностью человека. Замена риторики не изменила планы.
Общество согласилось с главным посылом, и теперь, когда в рамках этого посыла принимаются решения, разрушающие целые отрасли, ведущие к голоду, народ не может возразить. Фермеры согласны с тем, что их деятельность привела к глобальному потеплению. Их аргументы в защиту животноводства выглядят внутренне противоречиво: «Да, наши фермы вызывают повышение уровня океана. Сохраните наши фермы!»
Именно поэтому у голландских фермеров нет шанса на успех.
За Нидерландами последует сокращение немецкого животноводства. В Германии процессы идут мягче, механизмы используются немного иные, но результат будет таким же.