Маски Африки. Что они скрывают?
![Африка](/static/files/8c7afe529dd7.jpg)
Сегодня интерес к Африке и ее культуре сильно возрос, в том числе и в России. Об этом говорят и проходящие международные форумы России и Африки в политической, экономической и культурных сферах, с участием, в том числе и первых лиц государств. Прямо сейчас в Государственном музее Востока проходит выставка: «Неделя тропической Африки». На ней представлены различные экспонаты: картины, предметы быта, скульптуры и маски.
И тут каждый может прийти, купить билет и увидеть нечто. Но это самое нечто — это что? Ведь современному человеку, привыкшему хватать все быстро, сразу, не задумываясь. Привыкшему превращать всё в вещь собственного интерьера или экстерьера, сложно увидеть, распознать или почувствовать некоторые аспекты предмета, которым они вдруг стали обладать. И тут даже не важно, как он к ним попал в руки, важно зачем и что теперь с ним делать?
![Маски на прилавке магазина](/static/files/57af727bd039.jpg)
Известно, что в культуре различных стран и народов присутствуют маски. Они распространены в Западной Европе, Южной и Северной Америке, Японии и Китае, Центральной Австралии, Океании. Однако наиболее часто они ассоциируются именно с Африкой.
Примечательно, что культура масок разошлась не по всему континенту. Их распространение имеет четкие границы — тропическая Африка, главным образом западная. Область наивысшего развития искусства масок включает Республику Гвинею, Либерию, Берег Слоновой Кости. Также они были в ходу на территории нынешних Замбии и Родезии.
![Африка. Маска](/static/files/218160583d89.jpg)
Маски изготавливались из подручных материалов: чаще всего это было дерево, реже металл или кость. Мастера украшали их кожей, растительностью, перьями, шерстью, рогами и почти всегда раскрашивали.
Проведение обрядов при помощи масок контролировалось и поддерживалось тайными ритуальными обществами. В них состояли по большей части мужчины. Руководителями тайных обществ были вожди племен, знахари, колдуны. Так они стремились оказывать и усиливать свое влияние в общине.
Маски Африки имели несколько функций. Маски были трансформационные, ритуальные и использовались в повседневной жизни. Их применяли тайные общества.
В обрядах с масками главную роль играли духи предков — умершие сородичи, обретшие сверхъестественное могущество. Надевая маску, человек не просто изображал духа, он сам им становился.
![Африка. Маска](/static/files/882b81733640.jpg)
Трансформация
Трансформационные маски использовались для изменения окружающего мира, например, для смены погоды. Их применяли в ключевых событиях человеческой жизни, таких как рождение, инициация или смерть.
В Замбии у народа чёкле существовал обряд инициации. Когда мальчикам исполнялось 6–12 лет, их отправляли в секретный лагерь Котатевейе (место смерти) на несколько месяцев. Лагерь находился за пределами деревни.
Здесь старейшины подвергали их различным испытаниям — держали голодными, нередко мальчики получали травмы. Также до них доводили нормы жизни в общине, традиции. Им рассказывали мифы и легенды, обучали выполнению ритуалов.
В основе инициации лежало умирание подростка и поглощение его духом. После чего посвященный возрождался уже как полноценный член общины.
И конечно же одну из главных ролей в этой трансформации играли маски. После долгих испытаний, бессонных ночей и голода испытуемому делали обрезание. В этот момент появлялись маски.
Они олицетворяли умерших ранее родственников, соплеменников или духов различных стихий. Маски говорили, что будут помогать юноше в будущей жизни и наказывать в случае нарушения законов. После окончания трансформации юноши надевали маски и танцевали в них.
![Африка. Маска (фрагмент)](/static/files/31ce7b20ad28.jpg)
Ритуал
Важную роль маски играли в проведении ритуалов. В Африке верят, что после смерти душа отправляется в «деревню предков», где становится одним из покровителей своего племени. На похоронах маски провожали тело умершего во время всей процессии.
После захоронения исполнялась ритуальная пляска, все танцоры надевали специальные костюмы и маски. В конце похорон при помощи масок выгоняли душу умершего из поселения. Считалось, что если это не сделать, то душа может застрять в живом человеке и навредить ему.
Быт
При пожаре в селении специально обученный молодой человек должен был надеть маску-пожарника, пробежать, предупредить и созвать всех на помощь для тушения возгорания. После тушения огня он еще раз оббегал деревню, чтобы удостовериться в полном отсутствии новых очагов пожара.
![Африка. Маска (фрагмент)](/static/files/90610c0e092d.jpg)
Тайные общества
Маски использовались тайными обществами при посвящении, принятии новых членов, а также для суда при вынесении и исполнении приговоров. Танцоры-судьи, облаченные в маску и специальный костюм из волокон рафии, в сопровождении помощников появлялись в деревне после наступления темноты при свете факелов.
Маска представляла собой ужасное существо, чья роль заключается в искоренении зла. Наказание следовало за убийство, кражу, прелюбодеяние, а также за неуважительное отношение к членам тайного общества. Носящий маску переставал быть собой, становясь духом правосудия.
![Африка. Маска](/static/files/a839fa4235ad.jpg)
Сегодня африканские маски часто становятся экспонатами во многих музеях мира. Их собирают коллекционеры, ими вдохновляются деятели культуры, сейчас их даже не так сложно купить. Однако маске не место на чьих-либо полках, будь это витрина музея или домашняя стена.
Африка — это не Европа, это другой мир. Да, десятилетия колонизации грубой, как раньше, или мягкой, как сейчас, делают свое дело. Но для немногих жителей Африки до сих пор существует и живет малозаметный мир, в котором маска является связующим центром между этим миром и миром духов.