У них и у нас: новости электроники за неделю
Самое большое яблоко
На прошедшей неделе капитализация американской Apple достигла 1 трлн долларов. Фондовый рынок подвержен не всегда предсказуемым изменениям и спекуляциям, надуванию пузырей, но совсем игнорировать показатели компаний на нем нельзя. Мировые СМИ отметили преодоление психологической отметки как успех компании. В самой Apple было разослано письмо от главы компании Тима Кука, где он пояснял, что капитализация — не самая важная мера успеха. Главное, пояснил он — это сосредоточенность на продуктах, клиентах и своих ценностях.
Посмотрим, какие события окружают взятие психологической вершины. Компания IDC, занимающаяся исследованиями рынков, в том числе смартфонов, отметила, что в текущем квартале китайская Huawei опередила Apple по объемам продаж в штуках в этом сегменте и вышла на второе место в мире. Первое по-прежнему занимает Samsung. Причем Huawei и другая китайская компания Xiaomi, занимающая четвертое место, увеличили свои продажи по сравнению с 2017 годом на 40,9% и 48,8% соответственно, а Apple всего на 0,7%. Эти данные подтвердила и сама компания из Купертино в квартальном отчете. Интересно, что рост выручки от продажи смартфонов при этом вырос на 20%.
Продали смартфонов почти столько же, но денег получили на 20% больше. Apple в полной мере использует свой раскрученный бренд, повышая цены на новые престижные модели iPhone и обеспечивая себе выручку, поднимая капитализацию. Китайские конкуренты пока берут количеством, но оно в серьезной мере обеспечивается именно качеством продукции. Специалисты IDC сообщают об успехах Xiaomi, которая теснит Samsung на рынках Индии и Индонезии. Выпуская некачественную продукцию бороться с мировым лидером было бы невозможно.
Продолжая сравнивать Apple с другими компаниями, например, той же Samsung, можно отметить, что американцы уступили корейцам в объеме операционной прибыли, что следует из отчетов компаний. Samsung заявила о 13,32 млрд долларов, а Apple о 12,6 млрд. Выручка немногим больше у Apple — 53,3 млрд долларов против 52,34 млрд у Samsung.
Смартфоны являются основной продукцией Apple, а общий объем продаж всех компаний в этом сегменте продолжает падать третий квартал подряд. Это сказывается и на производителях микросхем, из которых собирают смартфоны. Объем заказов уменьшается. Тайваньская TSMC, крупнейший производитель чипов на заказ, ждет начала производства новых процессоров для iPhone, которое должно состояться в сентябре, чтобы увеличить выручку. Таким образом, новых смартфонов ждут все: и производители микросхем, которые могут серьезно поправить свои дела, и сама компания, поднимающая цены на новые модели все выше и выше, и поклонники iPhone, готовые оплачивать весь этот банкет.
Дай 5, G!
Еще одной головной болью Apple являются давние разбирательства с Qualcomm по поводу патентных выплат за использование модулей связи. Дело дошло до отказа использовать продукцию последней в новых iPhone в пользу продукции Intel. Но на прошедшей неделе появился материал Digitimes, в котором сообщается, что начало эры сетей 5G может опять толкнуть компании друг к другу. В прошлый раз мы уже обсуждали усилия американского руководства по обеспечению лидерства Qualcomm в разработке технологий нового поколения мобильной связи. Apple, по мнению авторов Digitimes, вряд ли будет рисковать и отказываться от сотрудничества с лидером гонки за 5G.
Однако другие участники этой гонки не сидят сложа руки. Китайская Lenovo на прошедшей неделе заявила, что первой выпустит смартфон, который сможет работать в сетях 5G. Работать он будет на чипсете Snapdragon 855, который поддерживает новый формат, той же Qualcomm. Заявление громкое, но за Lenovo замечали случаи, когда такие слова не соответствовали действительности. Другие компании, например, Huawei и Samsung планируют выпуск смартфонов с поддержкой 5G в следующем году.
Но мало выпустить 5G-смартфон, необходимы и уже развернутые сети, чтобы он смог работать. На прошедшей неделе американский сотовый оператор T-Mobile и Nokia заключили контракт на 3,5 млрд долларов на поставку решений для организации 5G-сетей в США. Специалисты отмечают, что это самая крупная сделка вокруг 5G и ее можно считать началом очередного обновления мобильных сетей под новый стандарт.
В России ведущие сотовые операторы тоже ведут работы в этом направлении. На прошедшей неделе Департамент цифровых технологий Москвы сообщил, что тестовый сегмент 5G-сети будет развернут в столице уже в 2019 году. Ранее соглашение о работе о внедрении сетей нового поколения департамент подписал с «Мегафоном». Последний, как и T-Mobile, сотрудничает c Nokia и на прошедшей неделе провел тестирование подключения удаленной базовой станции к своим основным сетям при помощи оптического оборудования от финского производителя. Компания сообщает, что испытания прошли успешно и сделан очередной шаг к построению коммерческих 5G-сетей. Начало их эксплуатации планируется на 2022 год. Пока оборудование тестировалось во время подготовки к чемпионату мира по футболу для трансляции матча Россия–Турция.
Дорога, дорога
Одним из преимуществ сетей 5G перед предыдущими поколениями, помимо увеличения скорости передачи данных, является уменьшение времени отклика сети. Этот параметр важен для обмена данными с беспилотными автомобилями, разработка и тестирование которых продолжает идти, хоть и не без проблем. После смертельных случаев с самоуправляемыми машинами Uber и Tesla (в первом случае погиб пешеход, а во втором водитель, контролировавший работу автопилота) восторгов от перспектив нового вида транспорта поубавилось. Меняют свои планы и компании.
На прошедшей неделе американская Uber объявила о том, что отказывается от разработки беспилотных грузовиков. Под эти цели в свое время была приобретена компания Otto, но теперь этому подразделению обещают найти другую работу. Все усилия будут сосредоточены на легковом беспилотном транспорте.
А вот российский «КАМАЗ» занимается наоборот разработкой грузовика с автопилотом. На прошедшей неделе был представлен автомобиль «Одиссей», который будет перевозить грузы в автоматическом режиме по территории завода. Поначалу тестовыми рейсами, а с 2019 года — на постоянной основе.
В США же беспилотные машины близки к использованию для предоставления услуг пассажирам. На прошедшей неделе немецкие Bosch и Daimler объявили, что собираются открыть службу такси с автопилотом в пилотном режиме в Кремниевой долине в Калифорнии в 2019 году. Их конкурентами в организации полноценных служб такси с беспилотными машинами в США, наиболее ушедшими вперед, являются General Motors и Waymo, когда-то бывшая подразделением Google.
Специалисты считают, что идея коммерческого использования беспилотных автомобилей как такси еще достаточно сыра. Поначалу из соображений безопасности беспилотные машины в городской черте с плотным движением будут двигаться довольно медленно, что будет уменьшать их конкурентоспособность по сравнению с традиционными такси с водителями. Аварии с участием автопилотов говорят о том, что и сами машины пока не всегда справляются с дорожной обстановкой. Но компании-разработчики вкладывают в технологии миллиарды долларов, и массовое появление беспилотных машин на дорогах это вопрос времени.
А что у нас?
На прошедшей неделе появились новости не только о беспилотном транспорте в России. Появились сообщения о новых компьютерах на российских (все-таки условно российских) процессорах. Компании «Т-Платформы», «Новые облачные технологии», «Русбитех», «Инфотекс», «КриптоПРО» и «Феникс» представили разработанное ими автоматизированное рабочее место (АРМ) на базе компьютера «Таволга Терминал 2BT1», работающего на процессоре «Байкал-Т1». Аппаратной частью занимались только «Т-Платформы», остальные компании поставляют программное обеспечение для АРМ. Предполагается, что АРМ может стать универсальным рабочим местом госслужащего, поскольку удовлетворяет принятым стандартам информационной безопасности. Смущает здесь цена в 79 тыс рублей. А также условная «российскость» процессора. Он разработан на основе ядра MIPS Warrior P-Class P5600 британской компании Imagination Technologies, а производится TSMC на Тайване по техпроцессу 28 нм.
Другая разработка основана на процессоре «Эльбрус-1С+». НПО «Аквамарин» из Санкт-Петербурга осенью приступит к серийному производству защищенного ноутбука «Аквамарин». Он предназначен для работы в сложных условиях. Его потенциальными покупателями должны стать военные, пожарные, сотрудники дорожных служб. Цена пока не обозначена. Архитектура этого процессора отечественная, но изготавливается он все равно за границей. В России производства по техпроцессу 40 нм нет.
А электронная промышленность продолжает испытывать серьезнейшие проблемы. На прошедшей неделе «Ангстрем» объявил о том, что его родительская структура «Росэлектроника» не одобрила его предложение (согласованное даже Минпромторгом) о дополнительной эмиссии акций на 160 млн рублей, которые должны были быть направлены на обновление производства. В «Росэлектронике» прокомментировали это решение тем, что «Ангстрем» в документах на допэмиссию в качестве ее целей указал необходимость расплатиться с долгами, поскольку их наличие мешает участвовать в госпрограммах, которые могли бы принести субсидии. А пока партнеры «Ангстрема» инициируют процедуры банкротства компании. «Росэлектроника» посчитала такие основания для допэмиссии недостаточными (в результате нее могла уменьшиться доля компании в «Ангстреме») и отказалась ее одобрять. В итоге кредитное положение «Ангстрема» остается тяжелым.
На этой же неделе появилось сообщение о том, что налоговая служба подала в Арбитражный суд Санкт-Петербурга иск о банкротстве НПО «Карат». Задолженность по налогам составила 91,2 млрд рублей. В компании объясняют проблемы переносом сроков договоров с заказчиками и отсутствием вследствие этого выплат авансов. Кроме того, сроки переносятся из-за санкций и отсутствия комплектующих. CNews попыталась разобраться в ситуации и обнаружила еще и конфликт вокруг собственности на компанию, в результате которого основные акционеры Леонид и Артём Московиченко (гендиректор предприятия и его заместитель) теряют контроль над «Каратом» и сами признаны судом банкротами (хотя и подали апелляции). «Карат» поставляет электронику для авиации и флота и занимается в основном гироскопическими системами.
Такова жизнь современной российской электроники. Она бьется между необходимостью отдать долги и потребностью обновить производство. С одного бока ее бьют санкциями, а с другого — неплатежами по контрактам и действиями, в которых можно усмотреть признаки рейдерского захвата. И в этих условиях она должна решать задачи по обеспечению обороноспособности страны и слушать разговоры о необходимости ликвидации отставания от Запада и Востока, вкладывающих в производство и разработку десятки миллиардов долларов. Ликвидировать их, конечно, надо. Но что делает государство для этого? Своими силами российская электроника этой задачи решить не может.
(теги пока скрыты для внешних читателей)