Великая сила народная — воспоминания комиссара Антона Федорова об организации, жизни и борьбе с фашистами брянских партизан
В честь 76 годовщины Лобненского рубежа, — начала контрнаступления в битве под Москвой, — ИА Красная Весна начинает публикацию воспоминаний комиссара партизанского отряда «За Родину» Федорова Антона Изотовича, предоставленные дочерью партизана Галиной Антоновной Фирсовой.
Брянские партизаны — великая сила народная, руководимая партией
Брянский лесной край — это обширный район, охватывающий юго-восточную, северо-восточную и северную части Брянской области. В годы Великой Отечественной войны Брянский край стал «Зеленым фронтом», где каждый куст был огневой точкой, а каждая лесная чаща — бастионом.
В Брянском лесном крае сражались с ненавистным врагом свыше шестидесяти тысяч советских патриотов. Партизанская война с особой убедительностью показала всенародный характер борьбы с гитлеровскими оккупантами. Постепенно расширяясь, партизанское движение превратилось в один из крупных политических и военно-стратегических факторов, обеспечивших победу Советского Союза над фашистской Германией. Так записано в Истории Великой Отечественной войны.
Брянский лесной край в годы Великой Отечественной войны стал, образно говоря, колыбелью партизанского движения. Здесь формировались партизанские отряды Брянщины. Здесь пополнялись, вооружались и принимали боевое крещение соединения Украинских партизан Героев Советского Союза: С.А. Ковпака, А.Н. Сабурова и Д. Медведева.
Из Брянского партизанского края весной 1942 года были направлены в леса Белоруссии многочисленные специально подобранные и обученные партизанские группы для развертывания в лесах Гомельщины и смежных с ней областей партизанской борьбы.
Таким образом в развитии партизанского движения в Великую Отечественную войну большую роль сыграл Брянский партизанский лесной край.
Летом 1941 года на Брянщине было сформировано 72 партизанских отряда, а к началу октября этого же года возникло ещё 27 отрядов.
Вооружение партизан на первых порах пополнялось за счет оставленного в лесах Советской Армией, а в дальнейшем — за счет трофейного оружия, добываемого при разгроме воинских частей штабов оккупантов.
Кроме того, с июня 1942 года систематически поступало оружие и боеприпасы партизанам с Большой земли на самолётах ночью через линию фронта.
Местное население оказывало партизанам помощь продовольствием, одеждой и средствами передвижения.
Партизанское движение на Брянщине перерастает в 1942 году во всенародную войну. Увеличивается число партизанских отрядов и партизан. Организационно оформляются крупные партизанские бригады и соединения, которые через свой объединённый штаб партизанских бригад имели устойчивую связь с Обкомом КПСС, а также с Орловским и Центральным штабом партизанского движения. Брянским партизанам стало под силу осуществление боевых операций большого оперативно-стратегического значения. Они помогали Советской Армии в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой и на Курской дуге. Их действия были серьёзным вкладом в общее дело разгрома оккупантов на Советской земле. Многие партизаны и подпольщики после освобождения их родных городов и сёл вливались в действующие части Советской Армии и продолжали громить отступающие гитлеровские войска.
Партизанское движение на Брянщине прошло в своём развитии четыре периода:
В начальный период (июль-декабрь 1941 г.) партийные организации направляли свои усилия в основном на собирание сил, формирование партизанских отрядов и баз, подбор и расстановку коммунистов и комсомольцев для подпольной работы и на руководящие боевые посты в партизанских отрядах. В этот период были созданы, обучены и вооружены головные партизанские отряды почти во всех оккупированных районах, входящих ныне в состав Брянской области.
Разгром немецко-фашистских войск под Москвой открыл второй период (декабрь 1941 — апрель 1942 г.). Это был период бурного развития партизанского движения на Брянщине, всеобщего подъёма населения на борьбу против гитлеровских оккупантов.
Этот период ознаменовался рождением новых многочисленных партизанских отрядов и групп самообороны в освобождённом партизанском крае, рождением массовой армии партизан.
Третий период (апрель 1942 — май 1943 г.) характерен расширением малых советских земель в тылу врага, значительным подъёмом боевой активности партизан, созданием крупных партизанских соединений с объединённым командованием. В этот период увеличились масштабы боевых операций и усилилось взаимодействие с частями Советской Армии, стала применяться новая более совершенная тактика в борьбе с врагом. К этому периоду относится первая встреча Брянских партизан с танковыми и кавалерийскими войсками Советской Армии в районах городов Суземка и Севск (с 10-го по 20-е марта 1943 г.).
Уже в начале третьего периода — 2 июня 1942 года секретарь Орловского Обкома партии тов. Матвеев Александр Павлович докладывал Центральному Комитету Партии, что в 49 районах и 4 городах Орловской области, временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками, насчитывается 60 действующих партизанских отрядов с общим количеством 25240 человек. Кроме того, в освобождённых партизанами районах Суземском, Трубчевском, Комаричском, Навлинском и Дятьковском созданы действующими партизанскими отрядами 100 групп самообороны с количеством 16000 бойцов.
В этой же докладной записке тов. Матвеев А.П. сообщал, что за десять месяцев Отечественной войны партизаны нанесли немецко-фашистским бандитам значительный урон в живой силе и боевой технике. По неполным данным, писал он, партизанскими отрядами за этот период уничтожено 13746 немецких солдат и офицеров. Взорвано, сожжено и разгромлено: 9 штабов противника, 4 железнодорожных эшелона с танками и самолётами, 23 эшелона с боеприпасами и живой силой, 29 самолётов, 20 складов и баз, 40 танков и бронемашин, 414 автомашин. Взорвано 84 моста на коммуникациях врага. Разгромлено 8 управлений полиции и комендатур. Захвачено у врага трофея: 11 танков, 16 автомашин и бронемашин, 28 орудий и миномётов, 105 пулемётов, 56 автоматов, 1346 винтовок и 300000 штук гранат.
Таким образом в третий период продолжает быстро увеличиваться численность партизан и эффективность их боевых действий.
Последний четвёртый период (май–сентябрь 1943 г.) характеризовался тяжёлыми длительными боями Брянских партизан с регулярными частями противника, который перед Курской битвой снял с фронта и бросил против партизан более 8 дивизий с задачей уничтожить Брянских партизан до начала битвы на Курской дуге.
Тяжёлые бои велись в мае, июне и июле месяцах 1943 г., однако врагу не удалось уничтожить Брянских партизан. Сражаясь с врагом в лесах Брянщины, партизанские соединения, насчитывавшие к тому времени свыше 60 тысяч хорошо вооружённых партизан, нанесли врагу огромные потери в живой силе и технике.
Кроме того, Брянские партизаны приняли самое активное участие в развернувшейся в тылу врага «рельсовой войне» и разрушили в июле-августе 1943 года на большом протяжении железные дороги: Гомель-Брянск, Брянск-Орёл, Брянск-Навля, Навля-Конотоп. Это было в самый критический период Орловско-Курской битвы. Два года длилась ожесточённая партизанская война на Брянщине. Враг потерял здесь большое количество живой силы и техники.
В тылу врага в Брянском лесном крае действовало 27 партизанских бригад, 139 партизанских отрядов и свыше 60 тысяч партизан и подпольщиков. За каждого убитого партизана враг расплачивался трупами 90 своих солдат.
Однако война нанесла и глубокие раны населению и народному хозяйству Брянской области. Фашисты расстреляли, сожгли и замучили на Брянщине свыше 80 тысяч мужчин, женщин, стариков и детей и около 200 тысяч жителей (в основном молодёжи) угнали на каторжные работы в Германию.
За период временной оккупации врагом численность населения в районах, входящих ныне в границы Брянской области, сократилась на 725 тысяч человек. Общий ущерб, нанесённый фашистскими захватчиками народному хозяйству Брянской области, превышает 2,4 млрд. рублей.
Казалось потребуются многие десятилетия, чтобы ликвидировать последствия Гитлеровского варварства. Но трудящиеся Брянской области, как и других областей нашей страны, бывших в оккупации, в кратчайшие сроки восстановили народное хозяйство. Уже к 1950 году предприятия области выпускали продукции столько же, сколько в 1940 году, а в 1960 году почти в четыре раза больше, чем в 1950 году. Были заново построены разрушенные врагом города и сёла. Только в сельской местности к 1950 году было построено в Брянской области свыше 400 тысяч новых домов колхозников, сожжённых в период фашистской оккупации. Восстановленный из руин областной центр — город Брянск стал ещё прекраснее, чем был до войны.