О психическом здоровье граждан и семейных ценностях
16 марта газета «Комсомольская правда» опубликовала на своих интернет-ресурсах опрос о том, как граждане относятся к идее проверять психическое здоровье будущих родителей.
Опрос был организован по всем правилам манипуляции общественным мнением. Его предваряла волна публикаций в СМИ о смерти сына популярного петербургского блогера-сыроеда Максима Лютого. Как сообщают СМИ, младенец месячного возраста погиб от истощения, поскольку родители решили кормить его сообразно своим представлениям — не материнским молоком или смесями, а овощными пюре и соками. Подобная диета оказалась смертельной для ребенка.
На фоне бурных обсуждений на тему сумасшедших родителей, вытворяющих со своими детьми невесть что, очень удобно запустить подобный опрос. Результаты его, — видимо, снятые на момент публикации в КП статьи, посвященной опросу (она вышла 17 марта), — таковы.
«65% участников опроса считают, что будущие родители обязательно должны проверяться у психиатра, чтобы никаких проблем не возникло ни у пары, ни у будущего ребенка», — пишет издание.
Против подобных проверок высказалось 26% голосовавших. В опросе участвовали 10,5 тысячи человек. Полученные цифры стали поводом дать статье весьма специфическое название: «Граждане РФ предложили проверять психику у будущих родителей, которые планируют ребенка». Вот как! Оказывается, стоит запустить в соцсетях интернет-голосование, со всеми его ботами и фейковыми страницами, и можно начать говорить от имени российского народа.
Откровенно говоря, не ожидали мы от столь уважаемого издания подобных грубых поделок. Кстати, опрос еще не закрыт, и цифры опроса на 21 марта совсем другие. Одобряют идею проверок только 26% респондентов, еще 3% готовы поддержать проверки матерей, а вот против этой идеи проголосовали 67% опрошенных. То есть выводы, если высказаться в стиле КП, можно озвучить так: «Граждане РФ предложили запретить проверять психическое здоровье будущих родителей».
Итак, мы разобрались в том, что российский народ вовсе не хочет подобных проверок родителей. Тогда кому же они нужны?
Кто является бенефициаром установления психического контроля за гражданами?
На самом деле эта идея не нова и попытки навязать родителям тотальный контроль предпринимаются в России уже давно в рамках пресловутой ювенальной юстиции.
Тот самый психологический и прочий контроль ювенальщики называют психолого-педагогическим сопровождением родителей. Для того чтобы навязать его, в информационную и культурную среду внедряются понятия «компетентное родительство» или «ответственное родительство».
Ярко все эти идеи прозвучали в форсайт-проекте «Детство 2030», стартовавшем в 2008 году. Главная суть данных идей заключается в следующем: право людей рожать детей и воспитывать их в соответствии со своими взглядами должно перестать быть безусловным и неотъемлемым. Такое право надо выдавать только компетентным и ответственным, то есть тем, кто проходит постоянное обучение на соответствующих родительских курсах, авторы которых и будут решать, кто компетентен и имеет право, а кто — нет. А для начала надо навязать всем проверку психического здоровья. Наряду с безумными идеями лицензирования родительства, в форсайт-проекте предлагалось создавать «множественные», «гостевые», «однополые» и другие семьи, детей предлагалось растить в воспитательных сообществах, управляемых «компетентными педагогами». А для повышения компетентности авторы проекта предлагали потенциальным родителям для начала завести ребенка-робота. Планировали форсайтщики и поголовную чипизацию детей. Весь этот жуткий бред создавался не сумасшедшими маргиналами. Его продвигали институты власти. В частности, Общественная палата. Несколькими годами позже, когда текст проекта дошел до широкой аудитории, в обществе поднялся дикий скандал. Родительской общественности удалось остановить внедрение идей, описанных в форсайт-проекте.
Однако фортсайтщики притихли только на время. Они перестали озвучивать самые безумные свои идеи про чипизацию и детей-роботов. Но попыток продвинуть все ювенальные составляющие они не оставили.
В мае 2021 года Общественная палата РФ выступила с предложением к Министерству просвещения включить школы ответственного родительства в нацпроект «Образование». В ОП заявили, что в 40 российских субъектах РФ уже оказываются услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям, поэтому надо бы включить этот новый формирующийся институт в государственную программу.
Родительская общественность и в этот раз активно критиковала инициативу. Но власть имущие негативную реакцию общества проигнорировали. Тогда же тема «ответственного родительства» появилась в тексте утвержденной правительством «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
В нацпроекте «Образование» термин «ответственное родительство» не звучит, зато есть так называемое «комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений». О том, что включает в себя такое сопровождение, становится ясно из соответствующих методических пособий. Например, существует такая некоммерческая организация «Педагогическая академия современного образования». Она разрабатывает всевозможные образовательные методические пособия, проводит конкурсы педагогов. Ее деятельность тесно связана с Министерством просвещения, которое всячески поддерживает программы организации. Эта академия разработала для образовательных учреждений программу «Школа ответственного родительства».
В программе сказано, что при работе с семьей учреждение должно следовать неким основным направлениям, среди которых:
паспортизация семей и детей группы «социального риска»;
составление характеристик данной категории семей;
организация углубленной диагностики (педагогической, социально-педагогической и психологической) по комплексному изучению семьи и детей, воспитывающихся в ней.
Есть в программе и другие направления, но эти перечислены первыми. Так что приоритеты методистов видны невооруженным взглядом.
Наши образовательные министерства четко следуют антисемейному ювенальному принципу презумпции виновности родителей. Их первые и главные цели — это выявить «неправильных» родителей, установить постоянную слежку за ними и контролировать их психологически.
Ну, а в идеале выявлять неблагонадежных родителей лучше еще до того, как они решили родить ребенка. Заметьте, психолого-педагогическое сопровождение предлагается не только по отношению к родителям, но и по отношению к детям, поскольку они тоже являются участниками образовательного процесса.
Над кем будет устанавливаться контроль?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала ответить на другой: какие критерии психического здоровья будут использоваться при исследовании?
Сейчас в психиатрии идет процесс серьезного пересмотра диагностических критериев, они становятся менее определенными и более размытыми. Такие критерии оставляют широкое поле для манипуляций. Психический контроль будут устанавливать только за тяжело психическими больными? А невротиков, которых в России каждый второй, тоже будут контролировать? А если человек впал в депрессию, к нему тоже придут контролеры? Весьма вероятно, что под систему многолетнего контроля потенциально сможет попасть любой гражданин, имеющий детей или только пожелавший родить ребенка. Те, кто сталкивался в России с проявлениями ювенальной юстиции, хорошо знают, как легко при желании можно расширить понятие «группа социального риска». Общественность возмущается тем, что родители довели ребенка до смерти неправильным питанием? Мы тоже. Но мы знаем и случаи, когда детей отнимали у любящих родителей из-за отсутствия фруктов в холодильнике.
Организовать систему массового психического контроля теперь не так уж и трудно. Сегодняшнее развитие техники позволяет установить за людьми тотальную круглосуточную слежку. В нацпроекте «Образование» намерены оказать аж 20 миллионов психолого-педагогических услуг к 2024 году. Видеокамеры с распознаванием эмоций уже сейчас устанавливают в российских школах. Почему бы не установить их в лифте дома и на работе?
Вы раздражены, кричите и совершаете резкие движения? Камера это зафиксирует, а добрый контролер психики будет иметь право сделать вывод, что вы потенциально склонны к насилию, можете обидеть ребенка или супруга. Ему и захочется сделать такой вывод, если он будет получать финансирование на каждого сопровождаемого.
В западных странах ювенальные ведомства заставляют непонравившихся им родителей устанавливать круглосуточные камеры наблюдения в квартирах.
В дальнейшем, как нам кажется, система психического контроля за родителями будет расширена и в нее включат всех граждан, имеющих близкие отношения с противоположным полом. Почему нам так кажется? Потому что те же идеи проверять психику граждан активно поддерживаются феминистками и борцами с так называемым домашним или семейным насилием. Следить за психическим состоянием супругов они предлагают для выявления агрессоров. И здесь тоже понятие «насилие» существенно расширено. Например, в современное понятие «домашнее насилие» входит и так называемое «психологическое насилие». Последним признаются любые действия, вызывающие психологический дискомфорт у другой стороны.
А это значит, что в группу насильников может попасть каждый человек, имеющий пару, а наличие у человека семьи становится поводом установления над ним психического контроля, по сути, отягчающим обстоятельством.
И снова повторимся, что подобные идеи выдвигают не только радикальные феминистки. Очередной текст законопроекта о домашнем насилии не так давно был разработан и продвигался Советом Федерации. И если бы не активное сопротивление родительских организаций, он наверняка был бы принят.
Сейчас антисемейные силы, встроенные в государственную машину, продолжают медленное, но верное наступление. В регионах активно строится система контроля над гражданами — образовательные учреждения организуют программы психолого-педагогического сопровождения родителей и детей.
И строится она для того, чтобы работать по тем принципам, которые мы сейчас описали. Она будет постепенно отнимать у людей право быть людьми, право иметь детей, право иметь собственное личное пространство и свободу, то есть не быть объектом психологического контроля и сопровождения.
Но какова альтернатива и что же делать с безумными родителями, доводящими своих детей до смерти, спросите вы? Нам кажется, что в череде вопросов «что же делать с родителями?», «что же делать со школьными хулиганами?», «что делать с домашними насильниками?» нет одного главного вопроса: откуда взялись такие родители, такие дети, такие супруги? Никто не хочет обсуждать причины происходящего.
Кто свел с ума этих молодых родителей-сыроедов? Не наши ли образовательные министерства, воспитывающие в школах и вузах неграмотную и необразованную молодежь, неспособную критически осмыслить бредовые идеи, гуляющие по интернетам и транслируемые разнообразными гуру? Откуда берется насилие в детях? Не наше ли государство отказывается защищать детей от бесконечного потока информационной грязи? В блогах, соцсетях и компьютерных играх детям годами навязываются образцы асоциального поведения и психического нездоровья. Они его в итоге овнутряют, а затем воспроизводят. Государству хочется, чтобы граждане создавали здоровые гармоничные семьи? А не наше ли Министерство культуры поддерживает создание продукции, в которой по большей части воспевается невежество, бесчестие, распущенность, эгоизм, злоба. А потом граждане, живущие в таком культурном пространстве, создают соответствующие патологические семьи. А потом количество разводов в России начинает превышать количество вновь созданных семейных пар. И никакое психологическое сопровождение тут ничего не исправит. Исправить можно, только работая с причиной, а не со следствиями.