Что археологи говорят об этногенезе славян? Интервью
Точного ответа на вопрос о происхождении славян наука до сих пор не имеет. До сих пор не утихают споры о том, откуда пошла славянская земля. На основе данных археологии складывается определенная картина, некоторые черты которой корреспонденту ИА Красная Весна описал доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, кандидат исторических наук Григорий Леонидович Земцов.
ИА Красная Весна: Григорий Леонидович, Вы занимаетесь раскопками поселений ранних славян I тыс. н. э. Их называют «ранними славянами», потому что они являются предками славян?
Григорий Земцов: «Ранние славяне» — понятие достаточно условное. Под ним понимается население, которое, скорее всего, приняло участие в славянском развитии. А может и не приняло — стало тупиковой ветвью и вымерло. Часто исследователи дискутируют и затрудняются уверенно отнести ту или иную группу жителей к славянам и используют данный термин. Если бы мы не сомневались, то и не было бы такого понятия — называли бы этих древних людей славянами, да и всё.
Вообще археологи стараются не использовать в своей науке этнические понятия. Ведь по вещам и костям очень трудно определить этнос человека. В VI в. н. э. на страницах византийских авторов появляются описания жизни славянских племен: мы получаем больше информации о наших предках, и можем говорить о собственно славянах. Кроме того, к этому моменту складывается праславянский язык, а это одно из мерил народности. Время до шестого века можно назвать раннеславянским.
Впрочем, археология уже многое сделала в вопросе определения линии развития славянства, и приставка «ранние» становится все более прозрачной. Наша задача — ее убрать и выяснить истоки народности. Сейчас археологи изучают отдельные поселения и регионы, прошло время широких обобщений и рискованных предположений об этногенезе славянства. Но скоро с накоплением региональных данных мы получим и общую картину. В целом она уже складывается.
ИА Красная Весна: Какова территория расселения ранних славян в эту эпоху?
Григорий Земцов: Проблема эта очень сложная и дискуссионная. Вопрос распространения славян в древнейший период во многом связан с изучением лингвистических данных. Славянские языки (как и большинство современных европейских) относятся к индоевропейской языковой семье. Индоевропейцы — группа населения, которая где-то в IV тыс. до н. э. начинает расселяться и осваивать Европу и Индию. Постепенно индоевропейская языковая семья распадается: возникают диалекты. Лингвисты говорят о близости балтского и славянского языков, что говорит о долгом периоде их общей истории.
Интересно, что в III в. до н. э. формируется так называемая зарубинецкая археологическая культура, которую некоторые исследователи соотносят с балтами, а некоторые — со славянами. В значительной степени это соотносится с данными лингвистики о близости языков. Отмечу, что в зарубинецкой культуре фиксируются зачатки традиционных элементов славянской материальной культуры: грубая лепная посуда, жилище с центральным столбом, обряд трупосожжения. И главное — эта культура станет основой последующих, связанных с этногенезом славян. С этого момента можно условно говорить о начале формирования нашей, славянской народности. Эта группа населения занимала относительно небольшие земли на территории Среднего и Верхнего Поднепровья и реки Припять (Украина и Белоруссия). Жителей здесь было немного, но именно они и станут основой крупнейшей в современной Европе этноязыковой общности — славян.
В I веке н. э. зарубинецкая культура попадает в кризис — население буквально разошлось в разные стороны: в бассейн Днестра на западе и реки Хопёр на востоке. Здесь оно частично исчезает, либо растворяется в других народах, распространяя славянские черты материальной культуры, создает полиэтничные симбиозы. На территории Белорусского Полесья, северной части Украины, современных западных Белгородской и Курской областей России на основе зарубинецких групп населения складывается новая общность. Она получила условное название «киевская археологическая культура». Эта группа существовала с III по V вв. н. э. Она постепенно расширяла свои границы и стала основой для дальнейшего развития нашей народности. В V веке отсюда началось расселение славян, которые очень быстро освоили громадные территории.
Археология говорит о существовании в древности единого образования, из которого выйдут славянские народы. К сожалению, исторические споры и внешнее влияние внесли раскол в их общность. Еще в VI веке автор «Стратегикона» (возможно, император Византии Маврикий) писал, что для победы над славянами необходимо столкнуть их отдельные племена друг с другом.
ИА Красная Весна: Какие народы были соседями ранних славян, как складывались их отношения с ранними славянами?
Григорий Земцов: Соседей было много, и взаимоотношения были разные. Но если говорить о тех соседях, которые оказали основное влияние, то выделю двух.
Во-первых, это германские племена, которые располагались к западу от славян. В III в. н. э. одно из них — готы — сумело возглавить большой союз варварских племен в Северном Причерноморье с целью грабежа провинций Римской империи. Отношения готской державы и славян были разными — где-то мирными, где-то напряженными. В киевской культуре появляются германские вещи и традиции, часть славянского населения входит в готский союз. Но вскоре вспыхивает война, в ходе которой славяне терпят поражения.
Во-вторых, это кочевники — гунны, которые в конце IV в. н. э. приходят из восточных степей в Европу и начинают активные боевые действия. И первой под удар гуннов попадает готская держава. Славяне вступают в союз с гуннами против своих обидчиков, что и стало судьбоносным решением. Гунны осуществляют свой знаменитый завоевательный поход, разбивая европейские племена, а славяне начинают осваивать разоренные земли, расселившись вплоть до Греции.
ИА Красная Весна: Вы раскапывали большой административный и ремесленный центр на территории современного Задонского района Липецкой области. Расскажите о нем.
Григорий Земцов: Да, в конце IV в. н. э. на территории Липецкой, Тульской и Воронежской областей складывается очень интересное раннесредневековое княжество. Это именно княжество. Здесь, во-первых, обнаружены захоронения знати. Так, одна из женщин была погребена в одежде, расшитой бляшками из золотой фольги, с большим количеством бус, туалетным набором и другими вещами. Во-вторых, на нашей территории существовало развитое ремесло. Здесь занимались изготовлением костяных гребней (это очень сложное производство), делали кольчуги, изготавливали гончарную посуду, видимо, обрабатывали кожу и выжигали известь. И это в то время, когда гунны начинают Великое переселение народов, и происходит общий упадок культуры и экономики. И, в-третьих, на поселениях фиксируются материалы самых разных этнических групп. Большинство находок оставлены ранними славянами. Но, кроме того, обнаружены предметы лесных жителей — балтов, находки из Северного Причерноморья, объекты кочевого (тюркского) облика, германские предметы и традиции. Вавилонское столпотворение.
Княжество контролировало торговлю по реке Дон — древние поселения располагались через 50–60 км друг от друга — на расстоянии однодневного речного перехода. А под Задонском располагался административный и ремесленный центр — несколько огромных поселений, где и сделаны основные находки. Руководство этим объединением осуществляла группа кочевников, скорее всего, племя акациров, связанное с гуннами.
Ситуация достаточно типичная. Господствующее племя старается контролировать торговые пути. Так, в III-IV веках готы стремились утвердиться на Днепровском и Донском торговых путях. В IX веке вокруг пути «из варяг в греки» появилось Древнерусское государство. Сейчас действуют те же факторы господства.
ИА Красная Весна: Что произошло с этим центром в последующие века, почему оттуда ушли люди?
Григорий Земцов: К концу V века политическая ситуация сильно изменилась. После того как гунны были разбиты, началось бурное распространение славянских племен. Судя по всему, жители этого княжества ненадолго переселяются недалеко на восток в пределы современной Тамбовской области.
После этого их история не ясна. Время Великого переселения народов не всегда позволяет проследить ниточку развития небольшой группы населения. Но известная ее история вполне поучительна. На русской равнине происходило постоянное взаимодействие народов.
Не стоить думать, что все славяне — это богатыри с картин Васнецова, которые постоянно бьются с кочевниками. Было и мирное взаимодействие, и победы, и поражения. Интересно, почему именно этот этнос сумел освоить огромные территории? Видимо, из-за союза с гуннами и наличия соседской общины. Славяне жили малыми семьями и могли принимать в свой состав иноплеменников. Многие другие народы жили в рамках родовой организации и принять в свой род чужаков не могли. То есть история славянства изначально строилась на взаимоотношении с представителями других народов и определенной жертвенности ради общего блага. Тысячелетняя история многонациональной России основывается на том же фундаменте.
ИА Красная Весна: Можно ли проследить судьбу ранних славян в более позднюю эпоху и найти их следы при изучении этногенеза славянских народов?
Григорий Земцов: Можно, но это уже другая история.
(теги пока скрыты для внешних читателей)