«Бытие определяет сознание», или Разговоры о соотношении тягот и удобств. «Питоны» оценили изменения в Нахимовском училище
В Советском Союзе после победы в Великой Отечественной войне, опираясь на прошлый имперский опыт досоветской России, приняли решение сделать военные учебные заведения по типу кадетских корпусов, в которых велась бы всеобъемлющая подготовка мальчиков школьного возраста к поступлению в высшие военные учебные заведения. Для подготовки в армию были созданы Суворовские училища, для флота — Нахимовские училища.
Нахимовские военно-морские училища (НВМУ) как средние учебные заведения были созданы в 1943 году в Тбилиси, в 1944 году в Ленинграде, в 1945 году в Риге. Ленинградское НВМУ буквально стало символом военно-морского флота сначала Советского Союза, а затем и Российской Федерации — с 1955 года действует только оно одно.
За всё время в его стенах было подготовлено более 14 тысяч воспитанников, подавляющее большинство из которых связали свою дальнейшую жизнь с вооруженными силами — в основном с флотом.
НВМУ как символ российского и советского флота — это не просто фигура речи. Более 70 его выпускников дослужились до звания адмиралов и генералов. Его выпускники были у американского побережья во время Карибского кризиса, служили на первой атомной подводной лодке «К-3», достигшей Северного полюса, их слаженные действия помогли не допустить экологической катастрофы во время крушения в Саргассовом море подлодки «К-219». Нахимовцы ценою своей жизни задерживали преступников, погибали во время боевых действий в республике Афганистан, при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Его выпускники состояли в экипажах затонувших атомоходов «Комсомолец» и «Курск». Воспитанники училища совершали подвиги не только в море и в морских глубинах, но и в воздухе — в 2001 году во время выполнения фигур высшего пилотажа в попытке спасти самолет погиб выпускник училища.
Условия жизни, быта, процесса обучения и воспитания совершенствовались постоянно, улучшалась материально-техническая база училища. Распорядок был военным, он предусматривал подъем, физзарядку, занятия, обед, отдых, ужин, самоподготовку, свободное время, вечернюю прогулку и отбой. Культурный досуг украшался концертами, подготовленными своими силами и приглашенными артистами, культпоходами в театры, музеи и кино. Выход училища в тот или иной театр был всегда событием. В торжественном строю, под оркестр нахимовцы шли по городу с песнями.
НВМУ, как и вся страна в целом, как флот, армия претерпело все горести развала советского государства. Сложные 90-е, не менее сложные 2000-е: в это время были потеряны ориентиры. Сохранить традиции удалось только за счет офицеров — воспитателей советской закалки, которые днем готовили молодых парней к поступлению в военные училища и будущей службе на флоте, а ночью, чтобы прокормить свою семью, работали грузчиками. В то время гнило всё, гнили заложенные при Союзе подводные лодки и корпуса кораблей, гнили в гаванях, словно поставленные в стойло, корабли и суда практически на всех флотах. Далее была катастрофа подводной лодки «Курск».
Материальная база училища ветшала, не было горячей воды и отопления, офицеры-воспитатели и его «питоны»-воспитанники, по сути, из своих средств поддерживали его хоть какое-то минимальное для обучения и проживания состояние. К концу первого десятилетия XXI века на поддержание материальной базы НВМУ стало выделяться больше средств, а в 2017 году министр обороны Сергей Шойгу по поручению президента РФ Владимир Путина подписал приказ о реконструкции основных фондов НВМУ. Сейчас, в 2019 году, с точки зрения материального обеспечения, учебной базы, спортивных снарядов, ремонта ситуация в НВМУ изменилась радикально в лучшую сторону.
Был построен новый корпус за достаточно короткое время, отремонтированы классы, наглядные материалы о достижениях русского флота и русской науки буквально вписаны в стены училища. Спортивная база училища сейчас поставлена на высший уровень.
Учащиеся живут не в кубриках по 30-40 человек на двухъярусных кроватях, а в комнатах по 3-4 человека, где у каждого учащегося есть свой отдельный стол, шкафы для одежды и личных вещей. В ротных помещениях есть стиральные машины и другие удобства.
Увеличился набор в учебное заведение. Долгое время обучение длилось три года — нахимовцы поступали после 8-го класса и обучались 9-й, 10-й и 11-й классы — от «рыбы» к «червяку», от «червяка» к «питону» (учащиеся первого курса на жаргоне в училище зовутся «рыбами», второго курса — «червяками», учащиеся третьего курса и выпускники — «питоны»). Сейчас обучение ведется с 5-го по 11-й класс, то есть 7 лет.
Читайте также: «Питонам 90-х Ура»! В Петербурге отпраздновали 75 лет Нахимовскому училищу
5 октября 2019 года НВМУ праздновало свое 75-летие. На торжество приехали множество его выпускников разных лет. «Питонам» был предъявлен новый облик училища, многие были сильно поражены изменениями, положительно оценивая эти изменения. Впрочем, даже среди положительных восклицаний были слышны существенные оговорки, но — обо всем по порядку.
В ходе проведения торжественных мероприятий мне удалось побеседовать с «питонами» разных лет выпуска, которые высказались по поводу праздника и изменений в училище.
«Очень много чего изменилось. Мраморные полы, кубрики на 3 человека — а нас по 40 человек жило. Конечно, здесь красота неописуемая стала. Стиральные машины, всё для тебя, для учебы, убирает клининговая компания. А мы всё сами, всё сами — уборка, покраска. В нашем классе одна лампочка горела полгода, одна-единственная лампочка — в темноте учились», — сказал выпускник 2002 года.
Нахимовцы 2004 года выпуска сказали следующее:
«Честно говоря, увидев эту красоту, немножко были в замешательстве. Потому что преображение Нахимовского училища вызывает просто восторг. Надеемся, что наши дети продолжат наш славный путь, поступят сюда же».
Выпускники 2005 года:
«Приехали на встречу из Москвы. На день 75-летия училища. Планировали поездку задолго до знаменательной даты. По увиденному здесь — вызывает удивление, восторг и желание заново поступить и отучиться здесь не три года, а семь лет!»
Нахимовец далекого 1967 года, капитан 1 ранга Виктор Буйко:
«Поступил в 64 году. Думаю, что равного события для нас, выпускников, не бывало и не будет. Недаром здесь выпускников прошлых больше, чем всех вместе взятых новых — новоиспеченных нахимовцев. Очень тянет всех именно прошлое — в те годы, где мы формировались. Это неудержимо тянет, но я даже попросил начальника училища — очень уважаемого адмирала — сделать клуб нахимовцев. Ощущение клубности нужно именно нам, потому что мы стареем, многие уходят. И нам нужно общение с той ушедшей юностью».
Как интересно восприятие увиденного — более молодые выпускники 2000-х делают акцент на том, что обозримо непосредственно, видно, как говорится, в непосредственных ощущениях. Выпускник же 1967 года делает акцент на духовных «материях»: ностальгии, общности и живом общении между людьми.
Нахимовцы выпуска 1972 года сказали:
«Многое изменилось в лучшую сторону. Условия жизни удивительные созданы. Они приближены к царскосельскому лицею, потому что живут по 2 человека. Хотя есть по 4 и по 3. Видно, что много внимания уделяется спорту, много внимания уделяется воспитанию».
Следом высказались выпускники 1975 года:
«Раз совпали даты выпуска и день рождения училища, для нас это особая дата. Мы помним всех педагогов, которые готовили нас. Все люди, которые стоят рядом, имеют более 30 лет выслуги на флоте. Сейчас, конечно, пенсионеры, но многие работают. Мы пришли вспомнить любимых педагогов, которые готовили нас к службе на флоте, соответственно, открыли нам дорогу для успешной службы. Более того, НВМУ воспитывает не только романтическое чувство и отношение к морю, заставляет человека чувствовать море и дышать морем. Кроме этого, воспитывает ответственное отношение к порученному делу, как на флоте, так и в жизни».
На вопрос о том, сохранился ли дух училища за прошедшее время, нахимовцы 1975 года выпуска сказали, что «дух училища в старом корпусе остался, сейчас пойдем в новый корпус и посмотрим, остался ли он там. Потому что сохранился уют помещений — здесь не перепланировали их. Эти стены помнят наше дыхание. Надо знать, что дух в старом здании остался. И я думаю, что новое поколение нахимовцев и педагогов, базируясь на традициях, на духе училища, смогут подготовить для флота специалистов, людей, которые поднимут всё-таки флот. Именно с этого места может начаться возрождение: сейчас, увы, в России флота нет».
Я здесь подчеркну, что сказанное очень радикально отличается от мэйнстрима, транслируемого многими СМИ, о победных реляциях в деле перевооружения вооруженных сил. Воспитанники НВМУ 1975 года выпуска заявили, что «сейчас, увы, в России флота нет». Сильное заявление, не находите?
Нахимовцы 1980 года выпуска приветствовали изменения в учебном заведении, но отметили, что у этих изменений есть обратная сторона:
«Небо и земля. Возраст другой. Мы-то два года учились. Как сказал офицер, что главком ВМФ здесь бывает чаще, чем в других. Я считаю, что с 5-го класса рановато. Хотя говорят, что в основном все выпускаются, мало кто отчисляется. Нам кажется, что нынешним нахимовцам будет сложнее служить, то есть войти на службу на флоте, по сравнению с тем, как это делать пришлось нам. Они расслаблены, но за их условия мы рады».
Здесь уже фиксируется, что нынешнее поколение расслаблено по сравнению с теми годами. «Восьмидесятники» в свою очередь предположили, что высшие военно-морские училища, конечно, эту расслабленность подкорректируют в сторону некоторого напряга.
Выпускники НВМУ 1981 также заострили внимание на преображении училища:
«Самое выдающееся событие в нашей жизни, 75 лет — столько не живут. Но мы надеемся, что мы придем на торжества 80 лет, 85, 90 лет училища. Мы можем не созваниваться, мы можем не видеть друг друга годами, но когда мы собираемся — мы все вместе. Это родные лица, но если мы спали рядом, как можно это комментировать. Когда спят — это счастье. Самое главное, сравнивая с 65-летием, это взрыв мозга, это надежда на то, что да, всё-таки флот будет жить. Корабли будут строиться. Причастность к флоту — это уже счастье».
Снова слышится переживание о текущем состоянии флота и далее говорится, что в училище «всё по-новому, много понтового, показушного — так кажется. Гламурного! Это должно быть так, наверное. Но хотелось бы, чтобы было побольше тягот и лишений».
Нахимовцы 1985 года выпуска:
«Изменилось много. Если сравнивать с нашим временем, наверное, слишком тепличные условия. Будут ли эти ребята служить на флоте в тех условиях? А так выглядит, конечно, шикарно».
Буквально сразу в дискуссию включились окружающие: «В шоке от обновлений. Но „бытие определяет сознание“, — Маркс. Вы понимаете, что не будет такой дружбы, когда кровати стояли рядом, и жили по 30 человек. Материальное обеспечение хорошее — и это хорошо, но надо что-то и забирать. Допустим, машинка есть стиральная, но если ты плохо учишься, то стираешь в ней реже, чем отличник. То есть должны быть ограничения».
Тут же другой собеседник сказал: «Да, училище преобразилось, но будут ли его современные выпускники отдавать свою жизнь за Родину. Я думаю, не будут, время такое. Жить стали материально лучше, но всё-таки что-то не то».
Наиболее жестко высказались выпускники 1997 года, те, кто отлично прошли на параде Победы 1996 года. 90-е годы были одними из самых тяжелых времен, эта тяжесть отразилась на категоричности высказываний выпускников этих лет.
«Ребят, на самом деле изменилось всё в лучшую сторону, но, к сожалению, реалии жизни другие. Нет этого колорита, когда мы жили по 100 человек вместе. Суть даже не в колорите, мы все отслужили, мы знаем, что такое жизнь — и реалии совершенно другие. А ребята выпустятся и столкнутся с реальными условиями», — сказал офицер. Он добавил, что «здесь очень обласкано, такого у нас не было. Раньше нахимовец выходил — он был готов ко всему, сейчас это школа благородных девиц».
Воспитанники НВМУ подчеркнули, что нахимовцы, суворовцы и кадеты — это младший командирский состав для высших военных заведений, но «сейчас же цель другая, сейчас надо готовить гражданина РФ, который требуется».
«Сейчас это заведение для состоятельных людей, которые хотят своих детей куда-то пристроить. К сожалению, это вот это. Всё это видно. Потому что для специалиста, для воспитания все эти внешние условия не нужны, они абсолютно не нужны. Основной вопрос — это человеческий фактор, и у нас он был. Мы в кубриках жили по 30 человек, у нас не было таких идеальных условий. Но нам давали ту закалку — офицеры-воспитатели, преподаватели, которые прошли жизнь, они знают, что это такое. Им большой поклон», — сказал выпускник 1997 года.
Далее он продолжил: «Самое главное, выйдя отсюда, мы могли делать всё: красить, штукатурить, а сейчас они даже в наряды на камбуз не ходят, за них „постели заправляют“. Для нас это было настолько всё серьезно, мы три парада отходили в Москве, подготовка, всё. Для нас это основа, всю базу нам заложили здесь. Я пошел в военный институт физкультуры (ВИФК — прим. ИА КВ), ребята пошли в „Попова“ (ВВМУРЭ им. Попова — прим. ИА КВ), кто куда, и они что в физическом плане, что в умственном плане были настолько подготовлены. Сейчас такого уже нет. Все эти ремонты... но прошлись мы, но хорошо. Но за них всё делают».
Не менее эмоционально выпускник подытожил свою мысль: «Нас готовили к военному училищу, а сейчас они могут пойти в любое место. Это просто чуть-чуть другая школа. Изначально сюда шли люди, которые хотели служить, да запихивали детей военных, которых хотели отбить от улицы. Но здесь были все те, которые хотели служить, нам было 14-15 лет. На выходе у нас все поступили в военные училища. А для них это промежуточный этап, непонятный, хотя преподаватели хорошие, но уже всё не то».
Опасения выпускников НВМУ высказаны, и эти опасения имеют под собой весомую почву. Улучшение материальной базы и обеспечения — это хорошо, нельзя это не приветствовать. Но наряду с ней должно приходить что-то еще. Потому что нахимовец автоматически не станет зачитываться «Порт-Артуром», если у него освободится время от выполнения его обыденных обязанностей: уборки помещений, дежурства на камбузе или экономии времени на ручной стирке благодаря стиральной машинке.
Нужно в большей степени продвигать идеологическую, духовную составляющую, прививать романтику моря и тягу к получению знаний, если этого не будет, то все плюсы от воздвигнутых удобств превратятся в жирные минусы.
Эта проблематика касается не только ситуации на флоте и в вооруженных силах в целом. Можно вспомнить недавнюю инициативу российского правительства по поводу переноса СПБГУ из центра Петербурга. Если такие, во многом косметические, изменения в НВМУ по сравнению с переездом университета не так положительно однозначны, точнее не однозначны сами по себе, то уж переезд целого университета в новые корпуса на новое место фактически уничтожит дух учебного заведения, который воспитал выдающихся деятелей русской истории.
Алтарь без божества — это не алтарь, а декоративная стеночка, не будет животворности — не будет зарождаться и жизнь. Значит, будет нарастать безжизненность, то есть мёртвость, а она производит то, что производит. И вопрос о том, будут ли современные воспитанники НВМУ и не только этого учебного заведения честно служить Родине, как требует того воинская присяга, актуален как никогда. И сегодняшний ответ на него никак не может удовлетворять.