В преподавании истории важно избегать пропагандистского подхода

Шведский социализм является заслугой Ленина — интервью

Игорь Грабарь. В. И. Ленин у прямого провода. 1933
Игорь Грабарь. В. И. Ленин у прямого провода. 1933

Созданная Лениным социалистическая система в СССР привела к возникновению модели государства всеобщего благосостояния в скандинавских странах, считает доктор исторических наук Игорь Кирьянов, заведующий отделом по исследованию политических институтов и процессов Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН.

ИА Красная Весна: Каково Ваше отношение к фигуре В.И. Ленина в истории России?

— Революционер, политик, выигравший тактически, но проигравший стратегически.

ИА Красная Весна: Был ли эпизод в Вашей жизни, который был бы каким-то образом связан с Лениным — его трудами, мыслями, делами?

— Я учился и начинал работать в вузе в советское время, а тогда гуманитариям полагалось не только конспектировать, но и густо ссылаться на труды классиков марксизма-ленинизма. Если говорить о чем-то личном, то одним из детских воспоминаний является эпизод на Красной площади: на мое предложение встать в очередь для посещения Мавзолея отец решительно отказался. Для него, убежденного коммуниста, участие в подобном ритуале поклонения мертвому телу, как и циничное любопытство, было неприемлемо.

ИА Красная Весна: В чем, по Вашему мнению, заключается главный вклад Ленина в историю России и мира?

— Ленин — организатор социалистического эксперимента, следствием которого явилась активная социальная политика государства, приведшая, например, к шведскому «социализму».

ИА Красная Весна: Как, по Вашему мнению, выглядит В. И. Ленин в сравнении с другими правителями России: дореволюционными, советскими и постсоветскими?

— Вписывается в общую авторитарную традицию власти.

ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете известные мифы о Ленине, будто бы он был «немецким шпионом», «кровавым палачом» и прочие?

— Как преувеличения со стороны его противников, но преувеличения, проросшие из определенных реальных фактов, например, использования большевиками «немецких денег» на свою революционную деятельность в 1917 г. Кстати, Г.В. Плеханов уберег в 1904 г. российских социал-демократов от участия в парижской конференции революционных и оппозиционных партий, призванной объединить усилия в борьбе с властью и организованной на японские деньги во время русско-японской войны.

ИА Красная Весна: Как бы Вы прокомментировали слова президента В. В. Путина об «атомной бомбе», которую Ленин «заложил» под Россию?

— В.В. Путин сам прокомментировал свое же высказывание, подчеркнув негативное отношение к идее В. И. Ленина о федеративном устройстве СССР, подразумевавшем право субъектов на выход из него. Между тем, если уж использовать метафору об «атомной бомбе», то В.И. Ленин «заложил» ее всё же не под Россию, а именно под СССР. При этом следует подчеркнуть то, что Ленин стратегически не мыслил в парадигме национального государства.

ИА Красная Весна: Как Вы относитесь к тому, что на 9 Мая драпируют Мавзолей Ленина?

— Безразлично.

ИА Красная Весна: Расскажите о Вашем отношении к тому, как тему Ленина преподают сегодня в школах и вузах.

— По-разному, не думаю, что возможен какой-то единый шаблон, главное избегать в преподавании пропагандистского подхода. Иногда полезнее просто изложить материал по принципу «было — стало», не стараясь извлечь какой-либо исторический урок.

ИА Красная Весна: Как Вы считаете, в XXI веке имя Ленина будут постепенно забывать или оно будет становиться все более популярным?

— Давайте не будем забывать того, что Ленин боролся с существовавшим государством, выступал за вооруженный захват власти. И в дореволюционном, и в советском, и в современном праве это трактуется как преступление. Честно говоря, не хотелось бы роста популярности его имени, ибо это будет означать то, что далеко не всё в порядке в обществе.

ИА Красная Весна: Каким способом нам отнестись к фигуре Ленина, чтобы достичь национального единства?

— Ленин, сторонник классовой борьбы, явно неподходящая историческая фигура для достижения вокруг нее общественного согласия. Прошедший 100-летний юбилей революции 1917 г. продемонстрировал то, что современная историческая политика власти ориентирована на забвение данного исторического события. Вполне логично, что это переносится и на одну из центральных фигур той революции.