Развитие сельского хозяйства России сдерживают смежные отрасли
Успехи России в производстве зерна в последние годы несомненны. Но восстановление сельского хозяйства идет после многих лет упадка и оно небеспроблемно. В ситуации разбирался обозреватель сельскохозяйственной редакции ИА Красная Весна Юрий Ляшко.
Министерство сельского хозяйства сначала взялось за ключевые направления и рост производства зерна был первой целью, которая успешно была достигнута. Что касается нестабильности мировых цен на пшеницу, то внутри России она нивелируется экспортной пошлиной.
C 1 марта 2022 года экспортная пошлина на пшеницу в 15 тыс. руб с тонны удерживает низкие цены на зерно внутри страны. Иными словами, на внешнем рынке тонна пшеницы стоит больше $300 (22,5 тыс. руб.), на внутреннем рынке — $160 (12 тыс. руб.). Разницу забирает государство в виде экспортной пошлины.
Это, с одной стороны, заставляет производителей существовать на грани безубыточности, c другой, лишает отрасль средств на развитие. Досада аграриев понятна, но государство решает задачу продовольственной безопасности.
Не все производители выдерживают работу на грани безубыточности: мелкие производители часто вынуждены продавать предприятия. Идет монополизация отрасли. Однако производители зерна сталкиваются и с другими проблемами, корень которых лежит далеко за пределами отрасли. Самая фундаментальная из них— это ориентация страны на Запад, которую невозможно преодолеть за год.
Основные зерновые потоки шли через порты Черного моря. У России нет своего флота. Трудно представить себе усилия, приложенные неведомыми специалистами для аренды «серого флота» танкеров для перевозки нефтепродуктов. Судя по результатам, их усилия увенчались успехом. Однако на аренду такого же «серого флота» для перевозки зерна, похоже, не хватило сил.
В любом случае лучшим решением той проблемы является не аренда судов-зерновозов, а строительство собственных. К сожалению, такая задача пока даже не поставлена.
Железнодорожные перевозки дороже морских, но менее уязвимы для западных санкций. К сожалению, тут проблем чуть ли не больше, чем на море. Транссибирская магистраль перегружена другими грузами. Слабая связность востока и запада страны сказывается на развитии многих отраслей.
Например, крупнейшим производителем и одновременно крупнейшим покупателем пшеницы в мире является Китай. Поднебесная покупает миллионы тонн зерна в США, Австралии и Бразилии. Россия могла бы направить часть своего зерна в Китай, но для этого не хватает транспортных возможностей.
РЖД в 2021 году заявила об отсутствии планов строительства железнодорожной ветки в Китай из республики Алтай. «Имеющиеся проработки носят предварительный, теоретический характер», — сказано в заявлении РЖД от 2021 года.
Рынок ЕС для России можно считать потерянным как минимум на несколько лет. Россия встала перед необходимостью развивать южное направление экспорта зерна. Россия рассматривает создание южного транспортного коридора через Иран как альтернативу западным путям экспорта. Хочется надеяться, что зерну и продуктам из него найдется место в этом пути.
К сожалению, не слышно инициатив о развитии среднеазиатского направления экспорта. Политическая нестабильность Афганистана, безусловно, является серьезным препятствием для этого. Однако поставки продовольствия из России могли бы помочь восстановлению этого государства после вторжения США и, может быть, даже транзиту в Пакистан и Индию.
Хорошему урожаю в 2022 году в России благоприятствовали погодные условия. На текущий сельскохозяйственный сезон иностранные эксперты прогнозируют снижение производства пшеницы в России до 85,6 млн тонн или на 6% от рекордного сезона 2021–2022. Отдельные эксперты ожидают снижение производства зерна на 17%.
Мука и продукты из пшеницы не облагаются экспортной пошлиной. В этом состоит возможность увеличить заработок отечественным производителям. Однако у предприятий часто нет средств на организацию производства. В 2022 году Россия экспортировала 881 тыс. тонн муки, нарастив продажи в 3,5 раза по сравнению с 2021 годом. Турция, претендующая на роль зернового хаба, за год продает около 3 млн тонн муки.
Производство муки и кормов для животных не высокотехнологичные. Их можно быстро нарастить. Введение экспортных пошлин на зерно может быть одним из косвенных рычагов для стимулирования собственной переработки зерна. К сожалению, такие косвенные рычаги работают не быстро.
Несомненно, без развития транспорта и перерабатывающей промышленности успехи сельского хозяйства будут не полны. Для России особенно важны связи между востоком и западом страны. Без этих связей невозможно ни развитие рыбной промышленности на Дальнем Востоке, ни надежный экспорт зерновых.
(теги пока скрыты для внешних читателей)