logo
  1. Концептуальная война
  2. Концепции развития
Аналитика,
Кинематографисты-любители из Донецкой Народной Республики показали в Санкт-Петербурге художественный фильм «Замысел»

Мир «на другой частоте»

Фильм «Замысел» в Санкт-ПетербургеФильм «Замысел» в Санкт-Петербурге
Сергей Анашкин © ИА Красная Весна

Как ранее сообщало ИА Красная Весна, 4 октября в Петербурге прошел камерный показ первого художественного фильма киностудии из ДНР.

Читайте также: В Петербурге показали первый художественный фильм Донецкой Республики

Какая картина предстает в воображении большинства наших соотечественников при слове Донбасс? С большой долей уверенности можно сказать, что это грохот снарядов и разрушенные дома, суровые военные в камуфляже и мирные жители с измученными, усталыми лицами, на которых читается одно-единственное желание: выжить.

Солнце в ночном небе. Тому, кто выбирает путь вверх, тьма не страшнаСолнце в ночном небе. Тому, кто выбирает путь вверх, тьма не страшна
Кадр из фильма «Замысел»

О том, что реальный Донбасс, несмотря на политические катаклизмы и множество человеческих трагедий последних лет, весьма далек от столь безрадостной картины — мало кто догадывается, а начинаешь рассказывать — верят с трудом. И уж тем более, мало кому придет в голову, что живя в прифронтовой зоне, люди находят силы и время для философского поиска через любительское кино.

Я имею в виду показанный на днях в Санкт-Петербурге в рамках тура по городам России и ближнего зарубежья художественный фильм «Замысел». Это любительский, но не маленький, а крупный полнометражный фильм: его продолжительность составляет 120 минут, в съемках принимало участие около 50 актеров из разных городов. Съемки заняли два года (с августа 2016 по декабрь 2017) и еще год ушел на монтаж с озвучиванием.

Кто создал «Замысел»?

Режиссер фильма, автор сценария и музыки — Дмитрий Зодчий, проживающий в Ростове-на-Дону и не выходящий на контакт с прессой. Это дебютная работа режиссера, а также первый фильм созданной энтузиастами студии «Донфильм». Ее создатели и непосредственные участники съемок — донецкие рок-музыканты, поэты и художники — словом, те, кого принято называть богемой.

Традиционно такие люди предпочитают держаться в стороне от государственных структур. Вот и «Донфильм» — абсолютно независимое творческое объединение, не имеющее никакой поддержки от министерств и ведомств ДНР.

«Донфильм»«Донфильм»
Кадр из фильма «Замысел»

Однако в наличии хватки и настроя на результат создателям фильма не откажешь, ведь, по их словам, тот объем работы по съемкам «Замысла», что был выполнен за два года, с накопленным опытом они теперь могут выполнить за один.

Также нельзя отказать ребятам в гражданской позиции. С началом украинской военной агрессии кое-кто из вчерашних неформалов сменил потертые джинсы и гитару на военную форму и старый добрый АК. Потому-то «Замысел» и не попал на фестиваль любительского кино в чешских Карловых Варах.

«Фильм прошел отборочный тур, но в дальнейшем участии нам отказали без внятного объяснения причин, — говорит исполнительный продюсер и по совместительству актер „Замысла“ Анатолий Глазунов. — Было видно, что руководство фестиваля очень напугано, а всему виной — сайт „Миротворец“, где они узнали, что многие из нас, включая мою скромную персону, воевали в вооружённых силах ДНР».

Донбасские реалии

Напугавшие европейцев лица актеров-ополченцев явно будут узнаны зрителями Донбасса, когда фильм вернется в ДНР с публичным показом. Что еще знакомого увидят донбассцы?

Это, конечно же, знакомые пейзажи. Съемки шли в районе между Харцызском, Шахтерском, Макеевкой и Енакиевом, на открытой местности.

Статуя Свободы. Символ «их» цивилизации, где каждый живёт за персональным забором и считает себя свободнее всехСтатуя Свободы. Символ «их» цивилизации, где каждый живёт за персональным забором и считает себя свободнее всех
Кадр из фильма «Замысел»

Хоть фильм и не про войну, в нем есть уникальная для воюющей ДНР ситуация. Героев фильма в одном из эпизодов отправляют «на подвал». Нигде, кроме Донбасса в период становления Республики такое выражение не употреблялось.

«На подвале» они встречают Заключенного, от которого с удивлением узнают, что замков на тюрьмы давно уже никто не ставит, и уйти отсюда можно в любой момент. Сам он этой возможностью не воспользовался, поскольку «живому человеку везде тюрьма». Мол, только духовное развитие может дать человеку истинную свободу, и физическое местонахождение здесь не играет абсолютно никакой роли.

Поднявшись на поверхность, юный герой и его проводник оказываются среди развалин какого-то производства. Как вскоре становится известно, это — Руина. Мрачное место, обитатели которого не способны ничего создать, а лишь проедают то, что было создано до них. Руины в головах, руины в сердцах… Что внутри, то и снаружи.

Руины в головах, руины в сердцах... Что внутри, то и снаружиРуины в головах, руины в сердцах... Что внутри, то и снаружи
Кадр из фильма «Замысел»

Руина — период в истории Войска Запорожского между 1657-м и 1687-м годами. На сленге военного Донбасса Руина — это майданная Украина (прим. авт.).

Когда дураки указывают дорогу…

Жанр фильма можно определить, как фантастический триллер с элементами философской притчи. Главный герой картины — мальчишка лет десяти, внезапно очутившийся в мире, который находится «на другой частоте». Именно там, среди холмов и пожухлой травы донецкой степи, выбранной в качестве локации для съемок, под тревожную психоделическую музыку юный странник постепенно, шаг за шагом, приближается к ответу на самые главные вопросы, которыми задаются мыслящие люди во все времена.

Шахматный бойШахматный бой
Кадр из фильма «Замысел»

Кто мы и откуда? Зачем рождаемся и умираем? В чем смысл?

Свои версии человечеству в разное время предлагали ученые и философы, творческие люди и общественные деятели. Но все их идеи — всего лишь «мечты средней дальности», как выразился один из персонажей. Когда цель кажется достаточно близкой, чтобы не умереть от бессилия и истощения на пути к ней, но никогда не будет достигнута.

Этим и объясняет общую неустроенность земной жизни проводник и наставник мальчика в новой для него реальности по прозвищу Свой:

«У нас две беды — дураки и дороги. Но есть и третья — когда дураки указывают дорогу».

Он же предлагает и решение всех проблем: построить общество, где каждый будет занят любимым делом, где за ошибку одного отвечают все, но и успех одного — тоже общая радость. Однако в финале нам дают понять, что эта теория, как и всякая другая, изжила себя, и путь у человечества только один, а точнее два. Не вправо или влево, и даже не прямо. Вверх или вниз — вот, из чего следует выбирать.

Случайность? Вряд ли

Под движением вверх создатели фильма подразумевают духовное развитие в противовес культу наживы и потребления. Что именно они имеют ввиду, станет известно в продолжении картины. Ведь то, что мы увидели — лишь первая часть трилогии. Сценарий следующих двух частей уже написан и ждет своего часа.

Есть те, кто создаёт символы...Есть те, кто создаёт символы...
Кадр из фильма «Замысел»

Случайно ли такой вот «Замысел» родился и был воплощен именно в охваченном войной Донбассе?

На этот вопрос авторы фильма отвечают устами одного из своих героев. Не ручаюсь за дословность цитаты, но суть такова: мирная жизнь ужасна тем, что люди расслабляются, идут на поводу у низменной части своей натуры, и лишь война способна дать толчок к развитию. «Во время войны все расцветает», — говорит он.

Страшные, на первый взгляд, слова содержат в себе долю истины. Иначе едва ли фильм нашел бы отклик у жителей Москвы и Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов, где его уже успели показать.

Далее картина последует в Смоленск, в Минск, и, охватив несколько городов юга России, вернется на родину — в Донецк.

По завершении тура «Замысел» будет выложен в открытый доступ, и все желающие смогут составить смелому пареньку компанию в его непростом путешествии.

Главный геройГлавный герой
Кадр из фильма «Замысел»