Как повлияла дистанционка на школьников? Интервью с учителем труда
Дистанционное образование сегодня активно обсуждается среди российских родителей, учителей, школьников. Общество, да и власть тоже, сегодня не могут пройти мимо этот вопроса. Корреспондент ИА Красная Весна решил увидеть эту проблему глазами учителя технологии или учителя труда, как говорилось в советской школе.
Сергей Евстафьев — учитель технологии из города Кургана, он проработал шесть лет в советской школе и вот уже пять лет — в современной российской. По образованию — учитель черчения, имеет высшую категорию.
ИА Красная Весна: С середины марта до конца мая 2020 года школы в России жили на дистанционном обучении. Расскажите, что поменялось в Вашей учительской работе.
— Работы стало гораздо больше. Я решил делать полноценные видеоуроки и выкладывать их в Сеть. Хотелось сделать что-то оригинальное, а не передирать то, что уже есть в Интернете.
ИА Красная Весна: Это были просто теоретические лекции или что-то вроде «делаем табуретку дома»?
— Ну не табуретку, а вот, например, разобрать расшатавшийся стул и потом собрать его так, чтобы он стал крепче, или пришить пуговицу — такие задания были. Старался брать то, что ученики в принципе могут найти у себя дома. Ну, если нет ничего, то в видео были вопросы, можно было написать ответы на них в тетради. Потом тетрадь или сделанное изделие нужно было сфотографировать и прислать на электронную почту.
И вот представьте себе: 180 учеников присылают 180 работ. Кто-то не так подпишет, кто-то пришлет фото вверх ногами. Каждую работу нужно привести в нормальный читаемый вид и проверить. Если по минуте на каждого — то это три часа, а ведь там за минуту никак не уложиться. Всё это — с монитора. Нагрузка на глаза запредельная.
И ученикам тяжело, я старался, чтобы видео были небольшими — около пяти минут, может чуть больше, потому, что при составлении урока исходил из того, что за 40 минут ученик должен не только посмотреть и разобраться во всём, но и сделать работу, о которой говорится в видеоролике. Это же не домашнее задание, это позиционировалось как электронный урок.
Но всё равно ребятам тяжело, представьте, по шесть уроков перед монитором, а если в семье три-четыре ученика — как они должны были делить компьютер?
ИА Красная Весна: То есть, Вы ответственно подошли к делу, и как ученики оценили Вашу работу?
— Им понравилось, что я делал для них видео, у меня на канале, кстати, сразу просмотры выросли в разы. Подозреваю, что другие учителя технологии тоже пользовались моими наработками.
ИА Красная Весна: В сентябре начались занятия. И как Вам новые карантинные порядки в школе?
— Учеников всё равно не заставишь на переменах друг от друга в полутора метрах ходить (смеется). А в целом — учителям тяжело, в нашей школе для них теперь обед варить не положено, а многие в две смены работают. «Нелегальные» перекусы на постоянной основе — это неправильно.
ИА Красная Весна: СМИ пишут, что только четверть учеников одобрила дистанционное обучение. А Вы спрашивали у ребят, как они относятся к дистанционному образованию?
— Спрашивал. Откуда СМИ взяли четверть — не понимаю. У меня больше полутора сотен учеников. Из них только один высказался за дистанционное образование! Остальные были резко против.
Читайте также: Школьники России высказались против «дистанционки» — опрос
ИА Красная Весна: Повлиял ли как-то карантин на ребят?
— Да, очень повлиял, они утратили все навыки, забыли почти всё, чему их учили. Во всяком случае, сужу об этом по своему предмету. Если раньше ребята делали какой-то вид работы уверенно, теперь они зачастую даже не знают, как подступиться к делу.
Первую неделю я был очень расстроен, но потом доброе отношение ко мне учеников несколько скрасило впечатление от начала учебного года.
ИА Красная Весна: Что именно Вас так расстроило? Можете привести конкретный пример?
— Например, делали мы деревянную лопатку. Начертил чертеж на доске, сказал, что буду работать в классе вместе с ними. Ни один не подошел, ничего не спросил, не посмотрел. Понаделали «изделия» — кто во что горазд.
А ведь раньше, до дистанционного обучения, всё было совсем по-другому. Делали мы подсвечники из проволоки. Там сложные для восприятия чертежи, ученики сказали «Не, мы, наверное, не справимся». Но я им предложил работать вместе с ними, чтобы они подходили и смотрели. Так потом даже те, кто, как правило, работать не любит, просили еще один урок, чтобы смастерить еще по одному подсвечнику в подарок родным.
А сейчас они просто разбрелись по классу, и каждый уткнулся в свое, ни со мной, ни с одноклассниками ни посовещаться, ни подсмотреть…
ИА Красная Весна: То есть, по-вашему, дистанционное образование плохо влияет на учеников?
— Конечно, человек — не флешка, куда можно информацию записать. Человек иначе всё воспринимает и учится. Важно наполнить его ум различными ассоциациями, контекстами, чем богаче мир этих ассоциаций, тем лучше он будет схватывать новые знания. А добиться этого полноценно можно только в общении с учителем, с товарищами.
И тут важен эмоциональный фон. Мы же все вспоминаем не упражнения из учебника, мы помним свою школу, своих одноклассников, учителей. А уже на всё это накладываются наши знания, которые выражаются в общем уровне образованности.
Воспитательную функцию школы, про которую тут к счастью вспомнили несколько лет назад, дистанционное образование исключает полностью. Потому что воспитание во многом формализовать нельзя, оно строится на человеческих отношениях, на эмоциональных связях между людьми.
ИА Красная Весна: И чему это приведет, как Вы думаете?
— Вот, когда я в 2015 году пришел работать в школу, меня поразила одна вещь. По технике безопасности ученик должен убрать свое рабочее место. «А мы не технички!» — ответили мне ребята.
То есть, за постсоветские годы в молодых поколениях культивировали хамство, неуважение к труду, инфантильность и пренебрежение к труду. Ну, как-то пытаешься исправлять, воздействовать.
А с «дистанционкой» ученики вообще перестанут понимать, что в мире другие люди существуют. Мы вместо общества такой кавардак получим, что мало не покажется.
ИА Красная Весна: Спасибо!