Маркс работал во время классического капитализма, он показал, как развивалась экономика от периода первоначального накопления до развитого капитализма. А Ленин обобщил марксизм применительно к началу XX века, к периоду империализма.

Идеи Ленина будут жить, пока будет существовать человечество — интервью

Изображение: Диего Ривера. Человек на перепутье (фрагмент). Фреска. 1

Мы продолжаем беседу о значении Владимира Ильича Ленина для нашей страны и всего мира с доктором исторических наук, профессором, специалистом по истории Французской революции, академиком Российской академии естественных наук (РАЕН) Семёновой Анной Владимировной.

ИА Красная Весна: Как, по-Вашему, соотносятся Маркс и Ленин?

— Полностью соотносятся. Маркс заложил основы коммунистической идеологии. «Манифест Коммунистической партии» создан им. Не говоря о его грандиозной экономической работе «Капитал». А Владимир Ильич развил теорию Маркса применительно к России. Надо понимать, Маркс работал во время классического капитализма, он показал, как развивалась экономика от периода первоначального накопления до развитого капитализма. А Владимир Ильич обобщил марксизм применительно к началу XX века, к периоду империализма.

Это первое, а второе — он на практике осуществил революционные идеи Маркса уже конкретно в России. Почему мы и называем нашу теорию, которой мы сейчас руководствуемся, я имею в виду коммунистов, марксизм-ленинизм. Это единое целое. Научная теория развития общества по революционному пути.

ИА Красная Весна: Продолжил ли Сталин дело Ленина или повел страну другим курсом?

— Конечно, продолжил! Безусловно! Но Ленин говорил, что марксизм — это не догма, а руководство к действию. Он [Сталин] исходил из этого взгляда, потому что менялись условия в стране, надо было быстро поднимать экономику. Поэтому его конкретные действия были связаны с новым этапом развития страны.

С другой стороны, нельзя исключать того, что если бы Ленин прожил хотя бы лет на десять больше, он, наверное, предложил бы другой путь. Во всяком случае, продолжал бы развивать НЭП. Недаром Ленин всегда говорил (сейчас любят использовать эту фразу совершенно неуместно), что «НЭП — это всерьез и надолго».

А мы знаем, что уже к 1929 году стали сворачиваться все рыночные отношения в социалистической экономике. Поэтому на поставленный вопрос трудно отвечать, историки не могут ставить вопрос: как бы могло быть? У нас нет ключа к ответу на этот вопрос. Как любят говорить: «История не имеет сослагательного наклонения». Хотя очень хочется, чисто по-человечески, поразмышлять о разных путях развития страны.

Диего Ривера. Национальный музей Мехико  (Фрагмент)
Диего Ривера. Национальный музей Мехико (Фрагмент)
(Фрагмент)МехикомузейНациональныйРивера.Диего

ИА Красная Весна: Расскажите о Вашем отношении к тому, как тему Ленина преподают в наши дни в школах и вузах?

— Ну как... Стараются об этом не говорить или говорят со знаком минус. Мне в этой ситуации жалко наших учителей, которые работают с детьми в средней школе. Потому что вполне понятно их человеческое желание сохранить работу. Мы же знаем, в какие жесткие идеологические рамки они поставлены. Любят говорить, что в советское время была жесткая идеологическая система, контроль тотальный. А сейчас-то разве этого нет? Если какой-то учитель попробует изложить свои взгляды, имею в виду положительные, на проблемы революции, Ленина, то моментально ему придется расстаться со своим рабочим местом.

ИА Красная Весна: Нужны ли новые памятники Ленину?

— Я думаю, не нужны, хотя все зависит от желания людей на местах. Нужно приложить все силы, чтобы сохранять старые. Не допустить дальнейшего уничтожения.

Хорошо, что отстояли в свое время прекрасный памятник Ленину на Октябрьской площади в Москве.

Был, конечно, замечательный памятник в Кремле, работы С. Д. Меркурова, сидящий Ленин. Сейчас он перемещен в Горки. Там же сохранилась высокохудожественная скульптурная композиция «Похороны вождя» того же Сергея Меркурова. Он учился во Франции у великого Огюста Родена. Когда вы смотрите на это произведение, то чувствуется удивительная динамика, манера учителя. И это совершенно замечательно.

ИА Красная Весна: Какие художественные произведения о Ленине, на Ваш взгляд, актуальны?

— Конечно, лениниана в кинематографе. Фильмы 20-х, 30-х годов: «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Синяя тетрадь», «Мы из Кронштадта». Пьеса «Сердце матери» о Марии Александровне, которая пережила величайшую трагедию, когда казнили старшего сына. Если бы их все показывали достаточно регулярно!

ИА Красная Весна: Какую работу Ленина Вы считаете наиболее значимой и актуальной? Почему?

— Ленинское наследие настолько велико и значимо, не устаревающее ни в коей мере, что трудно выделить какую-то одну работу. Для меня, например, очень важной является его работа «Империализм, как высшая стадия капитализма». Она абсолютно современна, хотя написана в Цюрихе в 1916 году. Когда Ленин вернулся в Петроград в апреле 1917 года, она была тут же издана. А в 1921 году сделано было немецкое и французское издания. К ним Ленин специально написал предисловия. Это достаточно популярный, если можно так сказать, очерк. Но в нем четко показана история развития капитализма от стадии первоначального накопления капитала до империализма начала ХХ века. Вот эти черты экономики эпохи империализма как мирового явления Лениным показаны чрезвычайно выпукло, ярко и очень доступно. И они настолько коррелируются с современным временем. Сейчас мы имеем глобализм, который определяет всю мировую экономику. И я всегда думаю: вот бы был философ, по уровню приближающийся к Владимиру Ильичу, но, к сожалению, его нет. Он бы показал значение и масштабы глобализма как нового общественно-экономического явления. В какой-то степени этим занимаются французы. Прежде всего движение «Франция непокоренная» и его лидер, выдающийся французский философ и политик Жан-Люк Меланшон. У него на эту тему есть интересные работы.

Кроме того, хочу сказать о цикле работ Ленина по национальному вопросу и его замечательной работе, написанной еще в эмиграции в декабре 1914 года, когда уже шла Первая мировая война, «О национальной гордости великороссов». Это прекрасная работа, в ней Ленин отвечает тем его товарищам по партии, которые упрекали его в недостаточном патриотизме. Он подчеркивает, что есть две России. Есть Россия эксплуататоров, царей, помещиков, которые гнали трудящихся в серых шинелях на фронт за непонятные интересы. И есть Россия Радищева, декабристов, выдающихся творцов культуры, которой можно и должно гордиться.

ИА Красная Весна: Как Вы считаете, в XXI веке имя Ленина будут постепенно забывать, или оно будет становиться все более популярным по мере того, как человечество заходит в глобальный тупик?

— Ясно одно — оно никогда не будет забыто. Другое дело, что интерес к нему переживает подъемы и падения. Всё будет зависеть от конкретной революционной ситуации в мире. Когда бываешь в Италии, в Испании, часто видишь даже чисто внешние признаки того, что коммунистические идеи, олицетворяемые Владимиром Ильичом, живут. Когда вы видите профиль Ленина, набросанный краской на домах, на плакатах. Когда вы видите серп и молот на стенах домов, особенно в бедных районах Неаполя, Генуи. Я уже не говорю про Латинскую Америку, где эта фигура почитаема всеми коммунистическими партиями, национальными движениями. Посмотрите, как в мире представлены марксистско-ленинские партии, коммунистические левые. В разных странах регулярно проходят встречи коммунистических и рабочих партий всего мира. Это говорит о том, что как бы мировой капитал ни преследовал эти идеи, они будут жить до тех пор, пока будет существовать человечество.