После визита президента Аргентины Альберто Фернандеса в Россию прошло больше недели, а реакция не стихает. И все потому, что аргентинский лидер делает не то, что нужно США

Как США прочертили красные линии Аргентине после визита президента в Москву

Джон Синглтон Копли. Уотсон и акула. 1778
Джон Синглтон Копли. Уотсон и акула. 1778

С момента передачи в середине декабря требований России к США по гарантиям безопасности все западные лидеры и вторящие им СМИ не устают повторять, что одно государство — Россия не может диктовать суверенному государству — Украине, к какому альянсу ему присоединяться, включать его в сферу своего влияния и чертить красные линии.

«Евросоюз не поддержит попыток разделить Европу на сферы влияния», — заверила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Европейские СМИ не отставали. «Либо мы прервем имперский сон Путина, либо этот сон превратится в кошмар для Европы» — эти слова, сказанные премьер-министром Польши Матеушем Моравецким на саммите правых партий в Мадриде газета El Mundo вынесла в заголовок.

И вот посреди долгой и изнурительной информкампании, когда каждый житель России, от руководства страны до обычного гражданина, должен был себе уяснить, что уважающая себя демократическая страна должна спокойно смотреть на размещение на своих границах стратегических установок, способных прекратить ее существование, как в Россию приехал с визитом президент Аргентины Альберто Фернандес.

Аргентинский лидер заехал в Москву по пути в Пекин на открытие зимних Олимпийских игр. Фернандес не говорил о военно-техническом сотрудничестве, а лишь сделал неосторожное признание, что хотел бы избавить Аргентину от сегодняшней, слишком сильной зависимости от Международного валютного фонда (МВФ) и США с помощью укрепления связей с другими странами, в частности, с Россией. А зависимость эта такова, как пишет El Pais, что в марте Аргентине нужно выплатить МВФ $2,9 млрд, а всего за 2022 год — $19 млрд.

А еще Фернандес предложил, чтобы Россия развивала сотрудничество со странами региона с помощью Аргентины, как это уже случилось с российской вакциной «Спутник V». Аргентина первая из стран региона одобрила ее применение на своей территории. К слову, Аргентина уже производит у себя оксфордскую вакцину AstraZeneca, российскую вакцину «Спутник V» и собирается производить китайскую Sinopharm.

Изображение: (сс) casarosada.gob.ar
Президент Аргентины Альберто Фернандес и президент РФ Владимир Путин
Президент Аргентины Альберто Фернандес и президент РФ Владимир Путин
ПутинВладимирРФпрезидентиФернандесАльбертоАргентиныПрезидент

«Думаю, что Аргентина в какой-то степени может стать „входными воротами“ для России в Латинскую Америку. Мы могли бы быть плацдармом для того, чтобы вы развивали сотрудничество с латиноамериканскими странами. Пример с вакцинами очень показателен, потому что мы стали плацдармом для того, чтобы распространять российскую вакцину в Эквадор, Перу, Парагвай, и это очень важно», — цитирует аргентинского лидера пресс-служба Кремля.

Реакция не заставила себя долго ждать. 9 февраля El Pais разразилась редакционной статьей. Фернандесу — президенту страны, которая не только не граничит с США, но находится на другом конце соседнего континента, указали, что одно дело, говорить о многополярности мира, а совсем другое — вести политику «открытых объятий» со страной, которая находится в конфликте с США.

Несколькими днями ранее другое, столь же авторитетное испанское СМИ — El Mundo опубликовало статью Себастьяна Феста «Альберто Фернандес: ключ к воротам Латинской Америки для России». ИА Красная Весна предлагает полный перевод статьи. Ее содержание, а главное — тон, расскажет о том, насколько время сверхдержав и разделения мира на сферы влияния осталось в прошлом гораздо лучше чем фон дер ляйены и могерини.


В течение нескольких месяцев в посольствах основных демократических стран в Буэнос-Айресе росло беспокойство. Что Аргентина будет делать? В чьем направлении хочет двигаться? Это обсуждают дипломаты из Европы, Японии, США, Австралии и других стран. Аргентина входит в G20, подчеркивают они. Сделает ли она ставку на Запад или вручит себя России и Китаю? Частично ответ на этот вопрос прозвучал в этот четверг из уст президента Аргентины Альберто Фернандеса.

«Я решительно настроен прекратить такую большую зависимость Аргентины от Международного валютного фонда (МВФ) и США. Должны быть открыты дороги и в других направлениях, и мне кажется, что Россия занимает среди этих направлений очень важное место», — сказал Фернандес во время встречи в Кремле с президентом России Владимиром Путиным.

Но на этом глава аргентинского государства не остановился, он пошел еще дальше, вплоть до того, что предложил себя в качестве посредника российской экспансии по всему региону.

«Обстановка очень благоприятствует укреплению связей между Россией и Аргентиной. Нам нужно определить способ, с помощью которого Аргентина станет для России воротами в Латинскую Америку, чтобы Россия вошла через них более решительно», — добавил перонист*. Он обратил внимание на партии вакцины «Спутник», отправленные Путиным.

Внешняя политика Фернандеса всегда была бредовой. За 39 лет аргентинской демократии немногие аргентинские президенты пользовались такой благосклонностью Белого дома, как он.

Хуан Гонсалес, советник президента США по национальной безопасности в Латинской Америке, и госсекретарь Энтони Блинкен были эмиссарами Джо Байдена как во время визитов в Буэнос-Айрес, так и во время встреч в Вашингтоне. Они всегда обращались к президенту Аргентины с одним и тем же посланием: «Мы хотим помочь вам, мы понимаем, что не можем прийти к согласию во всем, но хотим договориться по ряду основных вопросов».

Каких? Изменение климата является ключевым фактором, но права человека на глобальном уровне — это другое. Предложить себя Путину в качестве посредника в Латинской Америке — это не совсем то, на что рассчитывал Байден. Особенно на фоне стука барабанов войны на Украине.

Марк Стэнли, новый посол США в Аргентине, просил ее «оказывать давление на такие страны как Венесуэла, Куба и Никарагуа, чтобы они провели серьезные реформы», но Каса-Росада (президентский дворец) все ходит вокруг да около, вместо того чтобы идти логичным путем для страны, которая председательствует в Совете ООН по правам человека и гордится тем, что является международным авторитетом в этой области.

Экономика Аргентины подобна «красивому туристическому автобусу, колеса которого крутятся не в ту сторону», — заявил Стэнли в сенате США, наглядно продемонстрировав, что он не кадровый дипломат.

Этот «автобус» в эту пятницу будет в Пекине. Фернандес — один из немногих глав государств и правительств, которые посетят открытие зимних Олимпийских игр, а в воскресенье он встретится с Си Цзиньпином.

Аргентинские СМИ сообщают, что Буэнос-Айрес присоединится к инициативе «Один пояс, один путь», которая продвигает китайские инвестиции в инфраструктуру развивающихся стран. Аналитик Карлос Паньи коснулся этого вопроса в колонке газеты La Nación.

Несколько министерств иностранных дел обратили внимание на еще одну новость: 27 декабря аргентинский МИД направил Китаю список из 17 инфраструктурных проектов с просьбой о финансировании. Под номером 13 — «проекты связи и оптико-волокна». Компания Huawei будет назначена как оператор технологии 5G?

Кроме инициативы «Один пояс, один путь», к которой уже присоединились многие страны Латинской Америки и самой Европы, правительства Европы и Северной Америки беспокоит, что Аргентина предпочитает российские поезда и китайские атомные электростанции, потому что они видят, что их предложения об инвестициях и сотрудничестве Аргентина пропускает мимо ушей.

Если Аргентина поставит на развитие 5G от компании Huawei, переступив за четкую красную линию, проведенную Соединенными Штатами — это выведет ситуацию на новый уровень для президента Аргентины, который отвергает США, но при этом не перестает просить их ходатайствовать перед МВФ в пользу Аргентины.


  • Перонист — сторонник перонизма — аргентинского идейно-политического движения, основанного на идеях президента Аргентины Хуана Перона, который проповедовал существование так называемого третьего пути, между капитализмом и социализмом.