На этот союз многие возлагают большие надежды, но надеяться на прямую помощь БРИКС в конфликте с Западом России вряд ли приходится

Станет ли БРИКС новой площадкой для объединения развивающихся стран?

Константин Юон. Симфония действия. 1922
Константин Юон. Симфония действия. 1922

После начала военной спецоперации России на Украине в мире резко пришли в движение многие процессы, которые до этого протекали подспудно и неявно. Пожалуй, сегодня на всей Земле трудно указать точку, в которой глобальные игроки не искали бы себе партнеров или, во всяком случае, не тянули бы туда паутину своих экономических интересов.

Традиционное неформальное объединение развитых стран, «Большая семерка» (G7), восьмым членом которой до «Крымской весны» (2014 года) была Россия, снова обсуждает вопрос пополнения своих рядов Южной Кореей. В Азиатско-Тихоокеанском регионе развиваются сразу три объединения: AUKUS (Австралия, США и Великобритания), QUAD (США, Австралия, Индия и Япония), а теперь и новый союз США, Японии и Южной Кореи, который пока не получил самостоятельного названия.

Поэтому расширение блока развивающихся стран БРИКС, особенно на фоне больших усилий Китая по построению отношений с Африкой и странами Персидского залива, отмеченных успехом дипломатии Китая на поприще восстановления отношений между Ираном и Саудовской Аравией, также являлось ожидаемым и закономерным.

И вот с 22 по 24 августа в столице ЮАР Йоханнесбурге состоялся XV саммит БРИКС, который на фоне глобальных изменений просто не мог не стать знаковым событием. Но обо всём по порядку.

БРИКС в цифрах

Изображение: (сс) Дмитрий-5-Аверин
Карта стран БРИКС
Карта стран БРИКС

Всего на саммит были приглашены 67 стран. Из Африки свои делегации прислали 55 стран, причем 18 были представлены лично главами государств. Кандидатами на вступление в БРИКС являются 17 стран, и еще 23 страны подали заявки на вступление в союз. Подчеркнем, что саммит в Йоханнесбурге не посетил ни один лидер из стран Запада.

Наиболее значимым событием по итогам саммита стало, безусловно, присоединение к союзу шести стран: Аргентины, Египта, Эфиопии, а также сразу трех влиятельных арабских государств Персидского залива — ОАЭ, Саудовской Аравии и Ирана. Все они станут полноправными членами БРИКС с 2024 года.

Обновленный союз будет занимать почти треть (более 30%) сухопутной части планеты Земля и объединит почти половину (45%) ее населения. Для сравнения, G7 по этим показателям выглядит гораздо скромнее: 16,1% территории и менее 10% населения.

После присоединения новых членов доля БРИКС в мировом ВВП составит более 37% против 30% у G7, правда, пока не в абсолютных величинах, а по несколько «субъективному» (как называют его эксперты) паритету покупательной способности. Зато по совокупному промышленному производству — уже в абсолютных цифрах — налицо перевес БРИКС: более 38% против 30,5% у G7.

И хотя БРИКС значительно проигрывает G7 по объемам золотого запаса (17% против почти 50%), он с лихвой превосходит развитые страны по запасам «черного золота» (нефти) — 44% против 4%, а также по добыче золота ископаемого (30,7% против 12,2%). Подавляющий перевес БРИКС следует отметить и в сфере добычи стратегических металлов — алюминия (79% против 1,3%) и палладия (77,4% против 6,9%).

Также стоит отметить, что на долю БРИКС с вновь вошедшими в союз странами приходится половина всех урожаев пшеницы и риса, тогда как доля G7 по этим культурам составляет только 19% и 3%, соответственно.

Россия, БРИКС и реформирование ООН

Президент России Владимир Путин приветствовал участников саммита по видеосвязи. В своем обращении он достаточно бескомпромиссно заявил о том, что страны Запада пытаются возродить колониальный порядок, который выгоден им, выкачивая ресурсы из развивающихся стран.

Заявив о том, что БРИКС «никому себя не противопоставляет», он тем не менее заявил, что есть страны «золотого миллиарда», которые стремятся к однополярному миру, выгодному исключительно для них.

«Они пытаются подменить систему международного права собственным так называемым порядком, основанным на правилах, которых никто не видел, правилах, используемых, надо сказать, в корыстных целях и меняющихся в угоду текущей политической конъюнктуре когда угодно и как угодно», — подчеркнул Путин.

Изображение: Пресс-служба МИД РФ, mid.ru
Сергей Лавров на саммите БРИКС
Сергей Лавров на саммите БРИКС

По итогам саммита глава МИД России Сергей Лавров, который лично прибыл в Йоханнесбург, отвечая на вопрос журналистов, оценил возможность поворота на Западе в сторону «здравого смысла» с учетом интересов «мирового большинства» довольно скептически.

«Это абсолютно идеологизированная группа стран, которая, как однажды выразился Президент Путин, „возомнила себя небожителями и пытается подменить господа Бога“. С такими людьми иногда сталкиваемся, проходят разговоры с ними „в кулуарах“, но никакого проблеска здравого смысла там не видно: „Вы должны“, „вы обязаны“», — отметил Лавров.

По словам главы российского МИД, одним из основных вопросов, поднятых в ходе саммита, было реформирование ООН. В частности, по его словам, речь шла о расширении членства развивающихся стран в Совбезе ООН, включая постоянное членство.

Лавров отметил, что Индия, Бразилия, Германия и Япония уже внесли свои заявки для присоединения к постоянному составу Совбеза ООН. Тем не менее, подчеркнул Лавров, среди постоянных членов Совбеза слишком много представителей «золотого миллиарда», поэтому Германия и Япония в число постоянных членов Совбеза войти не должны, поскольку «ничего нового не привнесут в дискуссию на этой площадке».

«Они послушные исполнители воли Вашингтона, как и практически все остальные западные страны. Редкие голоса о „стратегической автономии“ Евросоюза просто тонут в окрике „держать дисциплину“ и „не выбиваться из рядов“», — пояснил глава внешнеполитического ведомства РФ.

Инклюзия вместо конфронтации: совместное заявление участников

Следует отметить, что в тексте итогового заявления XV саммита БРИКС его члены старательно избегали каких-либо положений, направленных на конфронтацию с Западом. Ключевым принципом, который прослеживается через весь текст документа, названа «инклюзивная многосторонность».

Лидеры БРИКС выразили «обеспокоенность в связи с применением односторонних принудительных мер, несовместимых с принципами Устава ООН и влекущих за собой негативные последствия», однако беспрецедентный рост санкционного давления на Россию, одного из первых четырех членов БРИКС (который с момента создания в 2006 году до включения ЮАР в 2010 году назывался БРИК), в документе прямо не упоминается и не оценивается.

Члены БРИКС, включая Россию, поддержали «всеобъемлющее» реформирование ООН, особенно в части усиления роли развивающихся стран. Однако конкретных механизмов этого реформирования в документе не предлагается. Возможно, речь идет об увеличении квот для стран Африки и Латинской Америки среди «непостоянных» членов СБ ООН, а также, с учетом высказываний Лаврова, о будущем расширении постоянного состава Совбеза.

«Мы поддерживаем всеобъемлющую реформу ООН, включая ее Совет Безопасности, с целью сделать ее более демократической, представительной, эффективной и действенной и увеличить представительство развивающихся стран во всех категориях членства в Совете», — говорится в седьмом пункте совместного завления.

Также в итоговом заявлении лидеры БРИКС выразили согласие на сохранение ведущей роли МВФ в деле финансовой помощи различным странам, хотя и предложили «пересмотреть» квоты на выделение средств в пользу развивающихся стран. Последнее вполне естественно на фоне большого количества африканских участников саммита.

«Мы поддерживаем приверженность прочной глобальной системе финансовой безопасности при центральной роли МВФ, основанного на системе квот и обладающего достаточными финансовыми ресурсами. Мы призываем завершить 16-й Общий пересмотр квот МВФ к 15 декабря 2023 года [в пользу доли развивающихся стран и рынков]», — говорится в документе.

Изображение: Кадр видеозаписи "BRICS Summit 2023 LIVE: Day 2 of BRICS Summit Underway in Johannesburg | PM Modi's Address at BRICS" пользователя Firstpost, www.youtube.com
Сергей Лавров и лидеры БРИКС
Сергей Лавров и лидеры БРИКС

То же самое касается признания ведущей роли созданной Западом и в целом контролируемой им Всемирной торговой организации (ВТО) для регулирования международной торговли, но с оговорками про учет интересов всех членов организации, включая самые «наименее развитые страны», а также осуждением различных мер, принимаемых в нарушение принципов работы ВТО.

«Мы подтверждаем поддержку открытой, прозрачной, справедливой, предсказуемой, инклюзивной, равноправной, недискриминационной и основанной на правилах многосторонней торговой системы при центральной роли ВТО», — говорится в пункте 8 совместного заявления.

Следует особо отметить, что участники БРИКС выразили готовность следовать духу Парижских соглашений по климату, поднятой Западом на щит «зеленой» климатической повестке и целям «устойчивого развития» (в оригинальном документе — «sustainable development»), которые очевидно направлены против стран с активно развивающейся промышленностью. Последнее — устойчивое развитие — даже вынесено в один из подзаголовков документа.

Члены БРИКС предлагают дополнить ее в части «дифференцирования ответственности», а также «учета национальных условий».

«Мы обязуемся решать проблемы, связанные с изменением климата, обеспечивая при этом справедливый, доступный и устойчивый переход к низкоуглеродной экономике и экономике с низким уровнем выбросов», — говорится в пункте 57 документа, дополняемого призывом к развитым странам выделить обещанные $100 млрд (9,45 трлн руб.) в пользу развивающихся стран на борьбу с изменениями климата и организовать передачу им технологий с низким уровнем эмиссии. Говорится также о том, что климатические факторы не должны использоваться для торговой дискриминации стран.

Значительное внимание в документе уделено вопросам организации расчетов между странами в национальных валютах и финансовых инструментов в рамках организации в целом. Однако вопрос введения единой валюты в рамках БРИКС пока остается лишь в стадии первоначального обсуждения. То есть и здесь альтернативы господству доллара США, во всяком случае на уровне декларации — и до следующего саммита, не заявлено.

Выводы

Изображение: Кадр видеозаписи с портала kremlin.ru
Путин обращается к участникам саммита
Путин обращается к участникам саммита

В рамках стремительно нарастающей конфронтации между постоянными членами Совбеза ООН — США, Францией и Великобританией с одной стороны и Россией с Китаем с другой — эта организация, очевидно, теряет потенциал решения международных проблем. В Совбезе каждый постоянный член может наложить вето на любое решение. А значит, при дальнейшем обострении этого конфликта право вето будет использоваться всё чаще; вопросы общемирового значения будут повисать в воздухе.

В этих условиях вполне понятно желание многих развивающихся стран, подавляющее большинство из которых не имеет средств и ресурсов для самостоятельного развития, как-то обеспечивать защиту своих интересов на международной арене. Поэтому принятие в БРИКС сразу шести новых членов, а также большое количество заявок от желающих вступить в него, является показателем того, что на этот союз многие возлагают большие надежды.

Тем не менее по части экономической и концептуальной работы БРИКС пока не посягает на отмену принятых Западом основных направлений, ограничиваясь лишь своим видением и интерпретациями в рамках обозначенных на Западе генеральных линий. Так что говорить о том, что БРИКС будет полноценным противовесом G7 как минимум преждевременно. Как будет развиваться этот союз и какую выгоду от него сможет получить Россия, покажет время. Следующий саммит БРИКС должен состояться в октябре 2024 года в Казани.

Однако надеяться на прямую помощь БРИКС в конфликте с Западом России вряд ли приходится. Вот и Банк БРИКС объявил о приостановке деятельности в РФ под давлением санкций Запада.

«Просто мировая финансовая система существует, и с этим приходится жить», — прокомментировала это решение новый директор Банка БРИКС, экс-президент Бразилии Дилма Роуссефф.

Пока ясно одно: без идеологической компоненты противостояния с Западом в таких союзах давление западных стран вполне может отделить от них Россию. А большое количество участников в таком случае может оказаться для нас недостатком, поскольку общие решения будут приниматься и дольше, и сложнее, и по принципу «просто бизнес».