Зачем северной Европе понадобилось воевать с автомобилями, зарегистрированными в России?

Проезда нет! ЕС закрыл въезд для российских машин и готовит конфискацию

Карл Андреас Рутхарт, Собаки, атакующие благородного оленя (Германия, 1630 — 1703)
Карл Андреас Рутхарт, Собаки, атакующие благородного оленя (Германия, 1630 — 1703)

В начале сентября Еврокомиссия решила напомнить о том, что ранее ею был принят регламент, который можно интерпретировать как запрет на въезд в страны ЕС для автомобилей с российскими регистрационными номерами, предназначенными для провоза менее десяти человек. То есть речь идет о частном легковом транспорте.

Более того, ссылаясь на этот регламент, таможенные работники европейских стран могут запретить гражданам России провозить косметику, чемоданы, мобильные телефоны, ноутбуки, изделия из кожи и меха и средства личной гигиены. Все это рассматривается как товары, которые можно реализовать и получить прибыль.

Широкое толкование регламента потребовалось, во-первых, для того, чтобы оправдать инциденты, связанные с конфискацией российских автомобилей в Германии, а во-вторых, для того, чтобы дать зеленый свет на реализацию очередных унизительных антироссийских санкций остальным странам.

С Россией по суше граничат Прибалтийские республики, Польша и Финляндия. Норвегия, также граничащая с Россией, не является членом ЕС, но входит в Шенгенскую зону. Еврокомиссия, дав общие комментарии, предоставила странам право самим решать меру принимаемых санкций.

Прибалтика

Не удивительно, что быстрее всех запрет ввела Литва. Литва неоднократно выступала застрельщиком антироссийских санкций и требовала ввести настолько жесткие меры, что Евросоюзу приходилось не раз успокаивать разбушевавшихся литовских политиков. Но такова роль Вильнюса — транслировать радикальную антироссийскую позицию, чтобы «цивилизованный» Запад мог действовать, но в более мягкой форме. И надо сказать, что Литва выполняет эту роль не без удовольствия.

11 сентября литовская граница для российских легковых машин закрылась. При этом таможню не интересовало гражданство владельцев транспортных средств. За первую неделю 58 автомобилей с российскими номерами, чьи хозяева то ли не знали о санкциях, то ли решили, что они останутся лишь на бумаге, были остановлены на российско-литовской границе. А таможенники уточнили, что отпустят нарушителей только на первый раз. При повторной попытке проезда транспортное средство будет изъято, а его владелец получит штраф, опять же независимо от наличия гражданства ЕС.

Также власти посоветовали жителям Литвы не покупать машины с российскими номерами. И скоро стало ясно почему. 29 сентября на сайте литовской таможни появилось предупреждение о грядущей конфискации российских автомобилей. Владельцам дано шесть месяцев на то, чтобы избавиться от подсанкционного движимого имущества.

Единственным осложнением для Вильнюса в этом случае (как и во многих других) является Калининград. Литва должна действовать с оглядкой на международные нормы, согласно которым она обязана предоставлять право транзита по своей территории в российский эксклав и обратно.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов в своем Telegram-канале уточнил: «Запрет на въезд в Литву для этих автомобилей не касается транзита российских граждан через территорию Литвы, осуществляемого по УТД, при наличии в машине собственника автомобиля».

УТД (упрощенный транзитный документ) должен получать каждый гражданин России, пересекающий транзитом территорию Литвы. Он выдается консульством Литвы и действует три года. Владелец такого документа может пребывать на территории прибалтийской республики 24 часа.

Вслед за Литвой запрет на въезд 12 сентября ввела Латвия и 13 сентября — Эстония.

Латвия, по примеру Литвы, закрыла въезд как с территории России, так и с территории Белоруссии. Латвийские таможенники предупредили, если владельцы зарегистрированных в РФ машин при въезде откажутся разворачиваться, то транспорт будет конфискован. При этом изначально власти Латвии ничего не говорили о конфискации машин, находящихся на территории страны.

А 22 сентября министр юстиции Латвии Инесе Либиня-Эгнере на своей странице в социальной сети сообщила о готовящихся поправках, согласно которым «машины будут изымать, если в течение трех месяцев они не покинут страну, либо не будут перерегистрированы в латвийской юрисдикции». Когда этот закон будет рассмотрен и вступит в силу, министр не сообщила. Однако пресс-служба ведомства уже уточнила: «Если автомобили с российскими и белорусскими номерами не будут своевременно перерегистрированы, они могут быть конфискованы в пользу Украины для поддержки ее армии на линии фронта».

В Эстонии на следующий день после введения запрета министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс заявил: «У меня вообще возникает вопрос: почему в Эстонии ездят машины с российскими номерами, почему у кого-то они есть? Может быть, тому есть какая-то причина, и в принципе нужно проанализировать ситуацию, чтобы этих автомобилей с такими номерами здесь не было? Если эти машины постоянно здесь передвигаются, то, может, они должны быть зарегистрированы в Эстонии?»

Однако столь эмоциональное высказывание исходило лично от министра, что он сам и подтвердил. Решения о конфискации в Таллине пока что не принимали. А Ляэнеметс позже подтвердил, что конфискации не будет. Владельцы автомобилей смогут их перерегистрировать или вывезти.

Финляндия и Норвегия

До 16 сентября на территорию Прибалтики российские автомобили могли въехать через Финляндию. Но и в Хельсинки приняли решение о введении запрета. При этом въезд был закрыт не только через российскую границу, но и через Норвегию.

Сначала в Финляндии, так же как и в Латвии, пообещали не забирать автомобили, но сразу же определили полугодовой срок для того, чтобы их вывезти. Что будет после этого срока, пока что неизвестно.

В конце сентября появилась информация о возможной конфискации машин, находящихся на стоянке крупнейшего аэропорта страны Хельсинки-Вантаа. На указанной парковке сейчас находится около 80 машин с российской регистрацией. Среди них есть Mercedes Benz GLE 63s AMG стоимостью 300 тысяч евро, Porsche Cayenne GTS стоимостью около 200 тысяч евро и другие машины класса люкс. На некоторых из них можно увидеть надписи, сделанные на слое пыли: Go home и Slava Ukraini.

Если у администрации аэропорта не получится связаться с владельцами транспортных средств, то они будут переданы муниципалитету Вантаа, который сможет выставить их на аукцион. Власти города могут получить с их реализации миллионы евро.

Норвегия помимо России и Финляндии граничит со Швецией. Чтобы полностью закрыть въезд для российских машин в регионе, норвежские власти также решили ввести запрет. Однако не будучи членом ЕС в Осло решили принять санкции в более мягком варианте. Хотя не исключено, что, как и в других случаях, вскоре дело дойдет и до конфискации.

Пока что запрет не касается постоянных жителей Норвегии и членов их семей. Также действует исключение для дипломатического транспорта и машин, используемых в гуманитарных целях (похороны, скорая медицинская помощь).

Ограничения на российско-норвежской границе начнут действовать с 3 октября.

Польша

Польша имеет границу только с Калининградской областью. Здесь ограничения были введены 17 сентября. При этом еще в июне Варшава закрыла въезд для российских фур, получив от Москвы пропорциональный ответ.

Запрет в Польше, как и в других странах ЕС, не зависит от гражданства владельца. «Это касается всех автомобилей как коммерческих, так и частных, независимо от того, является ли владелец автомобиля гражданином России или гражданином другой страны. Правило такое: автомобиль, зарегистрированный в России, не имеет права въезжать в Польшу», — заявил глава МВД Польши Мариуш Каминьский.

Таким образом, все страны ЕС, граничащие с Россией, закрыли въезд для российских легковых машин. Германия, не имеющая с Россией границ, ввела запрет еще летом. А 2 октября машины с российской регистрацией не смогут въезжать на территорию Болгарии. При этом здесь запрет будет действовать как для легкового, так и для грузового транспорта. Болгария не граничит с Россией. Запрет явно введен, чтобы нельзя было проехать, например, через ту же Сербию.

Все эти меры приняты не для того, чтобы ударить по экономическому потенциалу России, чем очень любят прикрываться в ЕС. А для того, чтобы унизить каждого отдельного человека. Каждый, кто хоть как-то связан с Россией, должен испытать неудобство и унижение. Каждый должен запомнить, что быть русским или быть с русскими опасно и накладно.

И это может оказать ожидаемый эффект на тех, кто, несмотря на возвращение мирового фашизма и на колоссальные политические сдвиги по всему миру, все еще держится за иллюзорную мечту о маленьком и уютном счастье. Происходящие в мире события не могут обойти стороной никого. В этом главный посыл, казалось бы, очередных незначительных санкций, которые не затронут большинство граждан России.