Чем объяснить рекордную убыль населения России в 2020 году?
В России побит многолетний антирекорд по убыли населения. За 2020 год так называемая «естественная» убыль населения увеличилась в 2,2 раза — с 317,2 тыс. до 702 тыс. человек.
Убыли населения таких масштабов в России не было с 2006 года. Что же произошло? И почему такая убыль называется «естественной»?
В 2020 году появилось на свет на 44 560 младенцев меньше, чем в 2019 году. В то же время умерли 2 млн 138 тыс. 586 человек, а это на 340 тыс. смертей больше, чем годом ранее.
В результате этого за 2020 год число жителей России уменьшилось на 702 тыс. человек. Убыль 2020 года оказалась больше убыли 2019 года почти на 385 тыс. человек.
Виноват ли коронавирус?
Что же такого необычного произошло в стране? Первое, что приходит на ум, — это распространение коронавирусной инфекции, которое и привело к росту смертности.
По данным Росстата, в 2020 году от COVID-19, вызванного коронавирусом, умерли 144 тыс. 691 человек. Огромная цифра, и именно она дала 42,5% от прироста смертей в России в 2020 году.
Но откуда взялись еще почти 195,6 тыс. умерших? Ведь даже такой прирост количества смертей является небывалым за последние 20 лет.
На 17,2 тыс. стало больше тех, кому в качестве причины смерти указали: «от старости». Это на 20% больше, чем в 2019 году.
Что здесь имеется в виду? Получается, что за год в нашей стране вдруг стало на 20% больше тех, чьи жизненные силы от старости иссякли, и организм износился до такой степени, что не смог поддерживать важнейшие жизненные функции человека.
Как такое могло получиться? Трудно поверить в то, что это простое совпадение. Можно предположить, что часть этих смертей связана с заболеванием, которое не было диагностировано.
А может быть, смерть пожилых людей ускорилась из-за того, что они вынуждены были оставаться дома из-за ограничений по коронавирусу? Может, их жизненные силы иссякли в одиночестве гораздо быстрее, чем если бы они не были лишены привычной жизни, не были ограничены в общении и возможности передвигаться?
Среди так называемых «внешних» причин смертность заметно выросла (на 3 тыс. человек) по одному пункту — это причины смерти, обусловленные алкоголем, потреблять который в 2020 году в нашей стране стали больше.
Почему же люди стали больше пить? Вполне вероятно, это тоже связано с социально-экономическими реалиями, в которых люди оказались из-за ограничений по коронавирусу.
Смерть от других заболеваний
Согласно статистике за 2020 год, также произошел рост числа смертей в связи с заболеваниями. И здесь картина совсем уж безрадостная:
— на 97,3 тыс. увеличилось число умерших от болезней системы кровообращения (ишемических болезней сердца и болезней сосудов головного мозга);
— на 37,4 тыс. увеличилось число смертей от болезней органов дыхания, в первую очередь пневмоний;
— на 21,1 тыс. увеличилось число смертей от болезней нервной системы;
— на 10,8 тыс. увеличилось число смертей от болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ — прежде всего от сахарного диабета;
— на 9,1 тыс. увеличилось число смертей от болезней органов пищеварения;
— на 4,7 тыс. увеличилось число смертей от психических расстройств и расстройств поведения.
Увеличение числа потерь только от этих заболеваний в 2020 году составило почти 180,5 тыс. человек.
Это на 35,8 тыс. больше, чем от самого коронавируса.
Меньше, чем за год, рост количества смертей оказался в 12 раз больше, чем потери Советской армии, КГБ и МВД за 9 лет войны в Афганистане (около 15 тыс. человек).
Опять случайность?
Почему же мы получили такое увеличение числа смертей от различных заболеваний? Что это? Опять случайность? Или российские врачи за один год забыли, как бороться с этими заболеваниями? Какой еще небывалый вариант ответа можно вообразить?
Есть версия, согласно которой такой рост числа смертей от различных заболеваний связан с тем, что борьба с коронавирусом в нашей стране производилась в ущерб лечению пациентов со многими другими заболеваниями.
Действительно, российское правительство с начала апреля стало перепрофилировать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на такую инфекцию.
К оказанию помощи больным COVID-19 привлечены все федеральные медицинские учреждения, в регионах страны развернуто более 177 тыс. коек, задействованы более 80 тыс. врачей, более 183 тыс. фельдшеров, медсестер и медбратьев.
В амбулаторном и стационарном звене к оказанию непосредственной помощи пациентам с коронавирусом были привлечены более 433 тыс. медицинских работников. Обучение прошли более 1,4 млн медработников.
Система здравоохранения в России была мобилизована для борьбы с коронавирусом.
Дополнительных ресурсов и сил в таком объеме в нашей стране не было и их по большей части пришлось брать с других направлений.
Власти рапортуют о такой мобилизации как о достижении. Однако со стороны самых разных организаций и специалистов во всем мире звучат заявления о недопустимости такого подхода. Ряд экспертов считают, что именно это приводит к увеличению количества смертей от различных заболеваний.
Мнения экспертов
UNAIDS и ВОЗ еще в мае 2020 года заявляли о недопустимости перебоев в лечении больных СПИДом, допускаемых под предлогом сдерживания COVID-19.
Тогда же немецкий ученый и общественный деятель Роланд Тихи заявил о том, что в Германии нацеленность больниц исключительно на лечение коронавирусных пациентов привела к большему числу смертей, чем сам коронавирус.
Лауреат Нобелевской премии по физике Майкл Левитт на основе анализа цифр пришел к выводу о том, что изоляция людей нанесет больший ущерб, нежели смертность, ради снижения которой она вводится.
Главный врач Елизаветинской больницы Санкт-Петербурга Сергей Петров заявил о том, что население нашей страны напугано и боится обращаться к врачам.
Эти и другие данные, предупреждающие об опасности, были собраны и представлены российскому обществу политологом Сергеем Кургиняном в цикле передач «Коронавирус — его цель, авторы и хозяева».
Однако к доводам экспертов и сетованиям людей, жалующихся на сложности, возникающие при попытке получить медицинскую помощь, не прислушались.
Через год мы получили статистические данные, характеризуя которые президент России Владимир Путин заявил: «Мы сейчас попадаем в демографическую яму».
Подробная статистика доказывает, что «яма» эта в 2020 году в значительной степени углубилась за счет увеличения количества смертей от самых разных заболеваний.
Почему же в условиях достаточного объема информации не были сделаны выводы? Как после этого можно называть случившуюся в 2020 году убыль населения «естественной»?