ОБСЕ и Россия. История взаимоотношений
Россия приостанавливает свое участие в Парламентской ассамблее ОБСЕ. Решение — это не внезапный каприз, конфликт назревал давно. Если организация не справляется с возложенными на нее задачами, то смысла состоять в такой организации, да еще платить за это немалые деньги, нет. Перед разрывом отношений неплохо было бы вспомнить, как все начиналось.
Возникшая после двухлетних переговоров между социалистическими и капиталистическими странами организация Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) была преобразована в 1995 году в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она ставила своей главной задачей предотвращение новой войны, а также обеспечение экономической безопасности и соблюдение прав человека.
В настоящий момент в ОБСЕ состоят 57 членов. В список входят все европейские страны, шесть государств Средней Азии, США и Канада. Россия входит в организацию с 1973 года (до 1992 года — как СССР). Русский язык является одним из официальных языков ОБСЕ.
В апреле 1991 года в Мадриде на встрече парламентариев стран-участниц ОБСЕ была создана Парламентская ассамблея. В нее входят 323 парламентария из 56 стран-членов ОБСЕ. Штаб-квартира организации находится в Копенгагене (Дания). ПА ОБСЕ взаимодействует с 11 странами-партнерами: Афганистаном, Алжиром, Австралией, Египтом, Израилем, Иорданией, Марокко, Республикой Корея, Таиландом, Тунисом и Японией.
ПА ОБСЕ занимается оценкой выполнения странами-участницами ОБСЕ целей организации и обсуждением тем, которые поднимались на встречах Совета министров иностранных дел и саммитах ОБСЕ.
Российская Федерация входит в ПА ОБСЕ с момента ее создания. Делегация РФ составляет 15 человек. С 2017 года ее возглавляет заместитель председателя Госдумы Петр Толстой.
После начала кризиса на Украине, который произошел в 2014 году, Россия рассматривала ОБСЕ в качестве организации, наиболее уместной для выполнения роли посредника между конфликтующими сторонами. И поначалу в роли посредника организация показала себя с положительной стороны. Было принято решение о создании специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине. Встреча России, США, Украины и ЕС по украинскому вопросу состоялась 17 апреля 2014 года в Женеве, в результате которой было принято заявление, в тексте которого было указано на усиление роли специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, работающей на Украине.
Также была создана контактная группа, которая состояла из представителей Украины, ОБСЕ и России, консультации которых завершились подписанием протокола в Минске. В рамках протокола было решено, что ОБСЕ должна «обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию» с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ.
Согласно одному из пунктов этого договора, Донецкой и Луганской республикам должен был быть придан особый статус, а также создан Объединенный центр по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон. Однако все эти договоренности так и остались только на бумаге.
Российской стороной предлагалось ОБСЕ предоставить наблюдателей на состоявшийся Референдум о независимости Крыма, но никто из наблюдателей от организации так и не приехал.
Отношения между Россией и ОБСЕ и ранее не были дружественными, но после присоединения Крыма стали еще хуже. На протяжении последних лет участники ПА ОБСЕ неоднократно пытались оспорить полномочия российской делегации. Так, в феврале 2015 года в связи с обращением украинской делегации Бюро ПА ОБСЕ приняло решение об отзыве у сенатора от Крыма Ольги Ковитиди мандата участника ассамблеи. В июле того же года МИД Финляндии отказал спикеру Госдумы Сергею Нарышкину и нескольким депутатам, находящимся под санкциями Евросоюза, во въезде в страну для участия в летнем заседании сессии ПА ОБСЕ. В связи с этим российская делегация отказалась от участия в сессии.
На открытии зимней сессии в январе 2022 года члены ПА вновь оспорили полномочия российской делегации, в июне 2022 года британские власти отказали российский делегатам в выдаче виз для участия в летней сессии, а в ноябре такие же действия предприняла Польша (осенняя сессия). В Лондоне мотивировали свои действия нахождением парламентариев из РФ в санкционных списках королевства, в то время как в Варшаве апеллировали к «солидарности с Украиной».
Австрия, где в феврале 2023 года состоялась зимняя сессия ПА, приняла делегатов нашей страны, однако им запретили возложить цветы к памятникам воинам-освободителям в австрийской столице. В июне 2023 года российская делегация приняла решение не лететь в Канаду на летнюю сессию ПА, так как ей не предоставили гарантий нормального пребывания, а в ноябре 2023 года отказалась от участия в сессии, проводимой в Ереване, хотя получила приглашение.
8 февраля 2024 года заместитель постоянного представителя РФ при ОБСЕ Александр Волгарев заявил, что российская делегация не примет участия в традиционном зимнем заседании ПА ОБСЕ в Вене, так как «не видит добавленной стоимости в бесплодных дебатах, участники которых, как показал опыт предыдущих встреч в Ванкувере и Ереване, будут упражняться в русофобии и сквернословии, а не заниматься поиском решений накопившихся проблем».
Кроме того, все заявления российских представителей в ОБСЕ игнорируются или оспариваются. Организация не принимает никаких действенных мер чтобы остановить обстрелы российских городов со стороны ВСУ, предотвратить гибель мирных граждан, про права человека не стоит даже говорить.
Последнее время российской делегации просто не дают выступать на заседании ОБСЕ.
«Это уже не парламентские организации. Это напоминает какие-то филиалы блока НАТО, так что лучше в них не принимать участие, тем более не финансировать», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин на заседании парламента, которое состоялось 19 июня.
Как результат — Госдума и Совфед приняли заявление о приостановке участия делегации Федерального собрания РФ в работе Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ).