Если электросчетчик умный, он может и с ума сойти. А «сумасшествие» счетчиков часто сопряжено с завышением их показаний, а значит и увеличением платы «за свет».

Поможет ли интеллект э/счетчикам? Подводные камни перехода на цифровой учет

Изображение: Рокуэлл Кент Генератор Джобса 1946год

В предыдущей статье мы обсуждали грядущую централизацию в сфере учета электроэнергии. Рассмотрим подробнее, какие перемены ожидают потребителя в будущем.

Изменения в сфере учета электроэнергии, произошедшие со вступлением в силу основных положений закона № 522 от 27 декабря 2018 г., можно разделить на два основных блока. Первый блок изменений коснулся перераспределения обязанностей между субъектами энергорынка, переложив на энергосбытовые и сетевые организации ответственность за осуществление учета. Второй блок устанавливает требования к автоматизации процесса и делает цифровизацию учета обязательной.

Напомним, с 1 июля 2020 года потребитель электроэнергии освобождается от обязанности приобретать приборы учета, оплачивать услуги электрика по их подключению, вызывать инспекторов для установки пломб и следить за истечением интервала между поверками. Вся ответственность перекладывается на энергосбытовую или электросетевую компанию, в зависимости от типа помещения, в котором производится учет. В многоквартирных домах ответственность переходит к гарантирующему поставщику (энергосбыту). Во всех остальных случаях — к электросетевой компании.

Читайте также: Прощайте «шокеры» и «жучки». Учет энергии в России претерпит изменения

Второй блок поправок меняет процесс учета в целом. Не подумайте лишнего — законы электротехники останутся в силе. Физические принципы также сохранятся в основе измерений, но к основному уровню добавится функциональная надстройка цифровых технологий и коммуникаций.

Если изначально единственной функцией электросчетчика был учет электроэнергии, то теперь новый прибор станет многофункциональным и позволит измерять и регистрировать широкий перечень параметров, таких как токи, напряжения, мощности и т. д. Многие из этих параметров должны сохраняться в памяти счетчика — на их основе будут строиться графики потребления. В обязательном порядке появится функция отключения передачи электроэнергии абонентам, задолжавшим с оплатой услуг. А самое главное, прибор дополнят возможностью передачи всех регистрируемых данных в центр сбора информации.

В центре сбора данные будут сохраняться и анализироваться, а после их обработки будут выставляться счета. Потребителю передавать показания не потребуется. Напротив, ему должен быть предоставлен доступ к собранным данным.

При этом нельзя исключить продажу данных заинтересованным третьим лицам, как указано в «Концепции цифровой трансформации 2030» Россетей. Так, в пункте 2.8 Дополнительные сервисы «Концепции» говорится, что «цифровая трансформация дает новые возможности увеличения нетарифной выручки и предоставления на рынке новых сетевых и прочих услуг <…> (в частности) управление данными и продажа данных заинтересованным сторонам (кроме конфиденциальных данных)».

Видим, что в рядах цифровых шпионов намечается прибавление, и порадуемся, что среди требований к функционалу нет обязательной аудио- и видеозаписи событий, иначе пришлось бы тратиться на изоленту по примеру Цукерберга, который, опасаясь слежки, заклеивал ей камеру своего ноутбука.

Предписанный функционал станет пропуском для приборов учета на объекты энергетики, а для энергокомпаний — возможностью обеспечить потребителей электроэнергии доступом к цифровым сервисам. Запустить такие сервисы необходимо уже с 1 января 2022 года. Потребителю должен быть обеспечен доступ к созданным online-сервисам для просмотра текущих показаний, контроля качества электроэнергии, управления тарифами, в общем, всё то, что, по мнению заместителя министра энергетики Анастасии Бондаренко, позволит «оптимизировать свою нагрузку», в случае «если потребители научатся пользоваться его (счетчика) функционалом».

С 1 января 2023 года за непредоставление доступа к сервисам нарушителей предписано штрафовать. Размер штрафа пока не определен. А вот стоимость многофункциональных счетчиков уже обозначена — от 5000 до 20 000 руб. Это на порядок больше средней стоимости простых приборов, в массе устанавливаемых сегодня, цена которых в среднем составляет 800 рублей. Стоимость же дополнительного оборудования для организации каналов связи и автоматизированного сбора данных может составлять и десятки, и сотни тысяч рублей. Львиную долю расходов на цифровизацию учета составят работы: проектные, монтажные, пусконаладочные.

В законе № 522 от 27.12.2018, ст 1 п. 3 и 4, читаем: «Расходы <…> понесенные <…> для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета, <…> не учитываются при государственном регулировании тарифов. Финансирование таких расходов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств, а также иных не запрещенных законом источников, в том числе средств, полученных в результате экономии».

При этом в качестве примера социально ответственного поведения Министерство энергетики отсылает к опыту ПАО «Россети», которое «уже внедряет интеллектуальные приборы учета без повышения тарифов, окупая затраты за счет повышения эффективности процессов». Полагаю, не случайно выбран объект для примера, так как процесс цифровизации учета только такие крупные компании и осилят, а значит, консолидация сетевого хозяйства получит дополнительный импульс.

Что ждать потребителю от цифровых новшеств? Во-первых, переходного периода. Требования появились, а денег на их реализацию у энергосбытов и сетевых компаний нет. Пока организации ждут повышения тарифов. По вопросам ремонта неисправностей счетчиков компании, вероятно, предложат компромиссные решения.

Например, энергосбыты могут практиковать временный переход на расчетный способ оплаты: по среднему (когда взимается плата, равная среднемесячной оплате за последние полгода) или по нормативу. Либо посоветуют «срочную замену», оплатив при этом только монтаж, а счетчик предоставят бесплатно. Самостоятельная замена счетчика, возможно, осложнится отсутствием услуги по вводу его в эксплуатацию. Поэтому розничные продажи счетчиков сократятся, а следовательно, сократится их ассортимент в магазинах.

Цифровизация, естественно, не избавит от возникновения спорных ситуаций между абонентами и энергосбытовыми компаниями. И тут важно, как будет проработана процедура разрешения споров. Раз счетчик умный, он может и с ума сойти. А «сумасшествие» счетчиков часто сопряжено с завышением показаний и завышенными счетами за свет. При этом, как указывалось ранее, в случае задержек с оплатой возможны и отключения, благо реле выключения подачи электроэнергии будет заложено внутри счетчика.

Как вообще в целом будут разрешаться споры о точности учета? В связи с тем, что все новые электронные приборы объединят в единую сеть, управляемую с компьютера, в общественном сознании может зародиться недоверие к результатам работы «интеллектуальных счетчиков». Особенно тех, которые установлены в недоступных для потребителя местах.

Процесс цифровизации учета не только расширяет возможности сторон, но и несет риски, и в этой ситуации ключевым приоритетом должны стать рядовые абоненты энергокомпаний, будь то предприниматель, физическое лицо или бюджетная организация. В их интересах реформа и должна осуществляться. Цифровизация принесет благо, если будет упрощать решение спорных ситуаций, пресекать злоупотребления, брать на себя рутинные операции и в конечном итоге сберегать время и ресурсы для развития.