Прощайте «шокеры» и «жучки». Учет энергии в России претерпит изменения
С 1 июля 2020 года граждане Российской Федерации освобождены от обязанности покупать и устанавливать счетчики электроэнергии в своих домах и квартирах. Также с потребителей электроэнергии снимается ответственность за техническое состояние приборов учета и за проведение их регулярной поверки.
Теперь в случае, если счетчик электроэнергии вышел из строя или закончился интервал между его контрольными поверками, потребитель больше не обязан обзванивать энергосбыты, сервисные центры, сетевые организации и разбираться в сложных процедурах пломбировки, установки и поверки счетчиков. Вступившие в силу изменения в законе № 35 «Об электроэнергетике», которые, в свою очередь, устанавливаются федеральным законом № 522, переносят ответственность по учету на поставщиков электроэнергии.
Следуя логике рыночных отношений, обеспечение учета отпускаемого товара должно осуществляться продавцом электроэнергии. В самом деле — осуществление учета потребления электроэнергии самим потребителем подобно ситуации, в которой покупатель был бы обязан использовать собственные весы при посещении продуктового магазина. Последствия такой схемы учета нетрудно предсказать: самые «находчивые» и бессовестные всегда будут в плюсе. С этим-то и столкнулись сетевые компании, понесшие существенные убытки, — манипуляции с учетом потребляемой электроэнергии со стороны недобросовестных потребителей приобрели весьма широкий масштаб.
Кроме магнитов, «шокеров» и «левой» проводки, для снижения расходов на электроснабжение стали широко применяться так называемые «энергосберегающие» счетчики. Под этим благозвучным названием иногда подразумеваются счетчики с «жучком», позволяющие остановить или даже отмотать показания назад. Такие приборы стали востребованы не только в коммунальной, но и в коммерческой сфере, где потребление кратно выше по сравнению с частниками. Испробовав целый спектр средств борьбы, от периодических рейдов по выявлению «заряженных» счетчиков до организации входного контроля с рентгеновской установкой и предписанием все вновь устанавливаемые счетчики проводить через процедуру просвечивания, поставщики электроэнергии пришли к очевидному выводу: помочь может только централизованная закупка и установка типовых лицензионных приборов, контролируемая самими энергоснабжающими организациями.
Принадлежность счетчика не остановит воровство электроэнергии полностью, но сделает его крайне проблематичным, тем более что на подходе вторая серия законодательных изменений, устанавливающих технические требования к функциональности приборов учета. С 2022 года вновь устанавливаемые счетчики должны иметь возможность интеграции в автоматизированные информационно-измерительные системы учета, что, в свою очередь, обеспечит удаленный контроль, как за состоянием прибора, так и за потреблением электроэнергии конкретного абонента, вплоть до отключения недобросовестного потребителя от электросети.
Исполнение новых обязательств в отношении покупки, установки и замены счетчиков, безусловно, потребует от энергокомпаний дополнительных расходов. Министерство энергетики оценивает затраты на приобретение и установку только одного прибора учета в сумме размером от 5 до 20 тыс. рублей «в зависимости от сложности работ по установке и вида самого прибора учета».
За счет чего будет покрываться это увеличение? Закон ФЗ № 522 устанавливает, что «расходы сетевой организации / гарантирующего поставщика, понесенные ею /им для исполнения обязательств <…> подлежат включению в состав тарифа / сбытовой надбавки». Таким образом, нововведение вновь будет осуществляться за счет потребителя. Несмотря на это, в Минэнерго уверяют: «Рост тарифов на электроэнергию в России ограничен уровнем „инфляция минус“, и тарифы не вырастут сверх».
В законе, однако, присутствует упоминание штрафных санкций для энергокомпаний. Так, согласно тексту закона, если в течение 6-месячного срока сетевая организация не выполнит свои обязательства по установке, замене, допуску в эксплуатацию прибора учета, потребителю выплачивается неустойка в размере 50% расходов на передачу электроэнергии. А если обязательства не будут выполнены в течение еще трех месяцев, то все 100%. Но подчеркнем, речь идет только о стоимости услуг по передаче. Кроме стоимости передачи, есть еще и стоимость выработки, которая в сумму неустойки не входит.
Не до конца ясна ситуация с неустойкой для потребителей в многоквартирных домах — ясной формулировки в законе на этот счет нет. Впрочем, есть надежда на то, что данный пробел будет восполнен.
Более того, в жилищный кодекс внесены соответствующие изменения: «Плата за коммунальную услугу по электроснабжению снижается вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты в случаях, порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики».
Внесенные в законодательство об электроэнергетике изменения, по-видимому, имеют социальный аспект в виде снижения издержек для потребителей, но главное их назначение — это создание необходимых условий для реализации программы цифровой трансформации электроэнергетики, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью цифровой трансформации всей экономики Российской Федерации. Электроэнергетика в этом плане может рассматриваться как драйвер и как ключевая отрасль экономики.
Для граждан же России важно, чтобы результаты подобных трансформаций вели к улучшениям в социально-экономической сфере. В этом случае нововведения будут укреплять государство и веру граждан в его благие устремления.