В случае агрессии, какой бы флот ни зашел в акваторию, он будет разгромлен

Обострение в Черном море может закончиться «непоправимо». Интервью

Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848
Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848

В западных СМИ обвиняют Россию в закрытии судоходства в Керченском проливе. США отказались перебрасывать два своих эсминца в Черное море, зато Россия перемещает туда корабли Каспийской флотилии. Насколько острой является сложившаяся ситуация, рассказал военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков в интервью ИА Красная Весна.

ИА Красная Весна: Алексей Петрович, США призывают Россию прекратить угрозы иностранным судам в Черном море. В НАТО называют действия нашей страны неоправданными. Сами американцы вдруг отказались вводить два своих эсминца в акваторию Черного моря. В чем особенности Черноморского региона в плане взаимного психологического давления сторон, как Вы считаете?

Леонков: В Черноморском регионе действует конвенция Монтрё — она регулирует тоннаж и численность военных кораблей, которые могут там находиться. Но проход кораблей в акваторию Черного моря осуществляется беспрепятственно. Действует там и Конвенция ООН по морскому праву.

Западные СМИ начали разгонять информацию о том, что Россия заблокировала Керченский пролив и там нет свободного судоходства.

Действительно, Россия до 31 октября 2021-го заблокировала определенные участки, которые никоим образом не влияют на международное судоходство. Заблокировала вдоль своей прибрежной линии, в свободной экономической зоне.

С какой целью? Письмо подписало Министерство обороны РФ — значит, блокировка осуществляется в интересах МО. Россия, как любое суверенное государство, делая подобное в рамках своих территориальных вод, не обязана никому докладывать, почему она это делает.

В соответствии с международным морским правом мы всех известили, что эти зоны будут блокировать, чтобы обеспечить безопасность судоходства.

ИА Красная Весна: Можно ли назвать это психологической дуэлью? Ведь США отказались вводить свои корабли через проливы Босфор и Дарданеллы в Черное море. В то же время Россия вводит свою Каспийскую флотилию. Это ответ на учения НАТО?

Леонков: Нет, все иначе. Да, американцы отказались — это их решение. Эти два эсминца УРО типа «Арли Бёрк» — «Дональд Кук» и «Рузвельт» — вошли бы они туда, вышли — какая разница?

У нас сейчас в акватории Черного моря проводится комплексная внезапная проверка войск Южного военного округа (ЮВО). Она совпадает с обязательными мероприятиями после окончания зимнего периода обучения. У нас всегда для подведения итогов предыдущего периода обучения войска выходят на полигоны и тренируются.

И каждый раз тренировки у нас нестандартные. Нет такого, чтобы в тех же местах, где учились, там и сдавали нормативы. Вот перебазирование Каспийской флотилии — один из таких нестандартных примеров в рамках проводимых учений. Которые, заявили в МО, продлятся еще две недели.

Связи здесь нет. Это не ответ на какие-то американские действия или на DEFENDER Europe 21. И РФ предупредила Запад через МИД, что приближаться к берегам Крыма кораблям НАТО не рекомендовано.

Сказываются шумиха и разогрев ситуации вокруг Украины, которая истерит по поводу того, что Россия двинула войска и сейчас на них нападет. С 2014 года на все наши военные учения и передвижения наших войск постоянно реагируют истериками то Прибалтика, то Украина. Когда были учения «Кавказ-2020» — истерила Грузия.

Это пропагандистские вещи, накачка повестки, чтобы большинство европейских и американских граждан верили в угрозу со стороны России. Недавно в США провели опрос, в котором спросили, является ли РФ врагом страны. И после пропагандистской накачки опрос продемонстрировал очень ожидаемый результат — 77% американцев считают Россию противником США.

Хотя жители Соединенных Штатов даже не понимают, где она находится! И на глобусе не найдут. И вообще не понимают, что происходит. Просто в США отсутствует свобода слова и ведется пропаганда, сопровождаемая жесткой цензурой.

ИА Красная Весна: Является ли реакция НАТО и США нетипичной по отношению к рядовым мероприятиям, которые мы проводим в Черном море. С чем это можно сравнить?

Леонков: Такая реакция была всегда, со времен «холодной войны». Тогда тоже любые учения СССР или стран Организации Варшавского Договора (ОВД) воспринимались Западом только во враждебном ключе.

Но ведь и с той стороны тоже велись учения. Например, ежегодные REFORGER (Return of Forces to Germany — «Возвращение войск в Германию»). Их «легендой» была необходимость быстрого развертывания в Германии группировки войск стран НАТО, включая США, для оказания помощи против агрессора. И понятно, кто агрессор — СССР и страны ОВД.

В 1988 году они 125 тысяч солдат в рамках этих учений в Германию перебазировали. Это были крупнейшие учения в истории НАТО.

У нас же учения, которые проходили — «Восток-2018», «Центр-2019» — хотя и объединяли сразу несколько военных округов и имели масштабный сценарий, но в них никогда не назывался конкретный противник. Всегда говорилось «вероятный противник».

Но теперь, когда НАТО принимает «Стратегию-2030», а Йенс Столтенберг (генсек НАТО) объявляет Россию главным военным противником стран НАТО, в документах Пентагона и других доктринальных документах Россия названа противником. Поэтому нужно понимать, что в учениях блока НАТО сейчас противник обозначен четко и это — Россия.

Опасность состоит в том, что пропагандистская накачка может привести к непоправимым последствиям.

ИА Красная Весна: Каков потенциал Черноморского флота РФ и как он может быть усилен при необходимости?

Леонков: Черноморский флот не действует в акватории Черного моря самостоятельно. Он взаимодействует с комплексами береговой обороны, ВКС, ПВО, РЭБ. В Черном море фактически выстроена эшелонированная система обороны вдоль территориальных вод и морских границ России. Дальность применения этого вооружения, прежде всего ракет, полностью закрывает акваторию Черного моря.

ИА Красная Весна: В случае агрессии мы сможем дать достойный ответ?

Леонков: Да, в случае агрессии, какой бы флот ни зашел в акваторию, он будет разгромлен.