Для Ленина революционность была вовсе не самоцелью, а средством спасти Россию, дать трудящимся власть для проведения реформ в интересах народа.

Не будь Ленина, Россию бы растащили на кусочки — интервью

Григорий Бенашвили. В. И. Ленин. 1919
Григорий Бенашвили. В. И. Ленин. 1919
Григорий Бенашвили. В. И. Ленин. 1919
Григорий Бенашвили. В. И. Ленин. 1919
1919В. И. Ленин.Бенашвили.Григорий

Мифы про Ленина — идеологический концепт современной правящей элиты России, повторяемый по западным идеологемами, считает профессор Южного федерального университета, доктор исторических наук Петр Циткилов, пообщавшийся с корреспондентом ИА Красная Весна в преддверии 150-летия со дня рождения В. И. Ленина.

ИА Красная Весна: Если бы Вы были президентом России, то что считали правильным сделать в день 150-летия В. И. Ленина для себя лично и для страны в целом?

— Если отбросить конъюнктурные идеологические штампы и придерживаться научного принципа объективности, то следует признать, что В И. Ленин был одним из величайших людей всех времен и народов. Что касается XX века, то по влиянию на исторические процессы, он был самым выдающимся политическим и государственным деятелем. Ведь действительно, в прошедшем столетии трудно найти сопоставимую с ним историческую фигуру.

Конечно, можно идеологически не быть поклонником Ленина, что вполне нормально. Но нельзя не признавать мощь и величие его личности, его уникальную способность улавливать потребности времени. Поэтому в день 150-летия со дня рождения Ленина руководителю нашего государства можно было бы в удобной для него форме (интервью, выступление и др.) высказаться в связи с этой датой, но исторически взвешенно, без идеологических пристрастий. Ведь президент РФ — это руководитель всего государства, а не только либерально ориентированной части нашего общества.

ИА Красная Весна: Есть ли какой-то эпизод в Вашей жизни, какое-то событие, которое было бы как-то связано с Лениным — его делами, трудами, мыслями? Расскажите о нем, пожалуйста.

— Говоря о влиянии Ленина на мою жизнь, правомернее выделить не эпизоды и события из нее, а некоторые ленинские принципы, которым стараюсь следовать. Это, во-первых, уважительное отношение к мнению оппонентов; во-вторых, внимательное и заботливое отношение к коллегам по работе; в-третьих, способность публично признавать ошибки; в-четвертых, при оценке тех или иных событий видеть интересы определенных политических сил; в-пятых, быть преданным идеи социальной справедливости, служению интересам большинства народа, величию Отечества и др.

ИА Красная Весна: Имеет ли фигура В. И. Ленина какое-то значение для Вас лично?

— Ответ на этот вопрос является продолжением предыдущего вопроса. Полагаю, что в Ленине удивительным образом сочетались величие мысли, выдающиеся организаторские способности, идейная непоколебимость с простотой и скромностью в общении, с неприхотливостью в быту. И это импонирует, так как во многом соответствует нашему менталитету, особенностям русской души.

ИА Красная Весна: Как, по Вашему мнению, выглядит В. И. Ленин в сравнении с другими правителями России: дореволюционными, советскими и постсоветскими?

— Для Ленина революционность была вовсе не самоцелью, а средством овладения трудящимися властью для проведения реформ в интересах большинства народа. Поэтому он был подлинным реформатором, что особо зримо проявилось в ходе осуществления новой экономической политики и подготовки к широкомасштабной индустриализации. Следовательно, исторически его можно поставить в ряд с такими известными реформаторами, как Иван III, Пётр I, М. М. Сперанский. Но ленинский реформизм был более масштабный, так как носил системный характер. Сперанский же, например, пытался лишь улучшить управляемость государством в рамках действовавшей общественной системы.

Что касается советских руководителей, то Ленин в историческом отношении был наиболее крупным из них и одним из самых эффективных. В сравнении с ним, Хрущёв был лишь жалкой пародией на личность. Невысоким был интеллектуальный уровень Брежнева. А об одном из активных разрушителей нашего союзного Отечества Горбачёве и говорить не приходится.

Уровень постсоветских руководителей России, по мнению ряда компетентных аналитиков (философа А. А. Зиновьева и других), в сравнении с Лениным, крайне низок. Как я уже отметил, Ленин как государственный деятель был не только революционер, но и реформатор, созидатель, а постсоветские лидеры оказались во многом разрушителями и имитаторами.

ИА Красная Весна: Каков, по Вашему мнению, главный вклад Ленина в историю России и, может быть, всего мира?

— Главный вклад В. И. Ленина в мировую историю заключается в том, что им применительно к началу XX века была, во-первых, разработана целостная концепция общественного развития, альтернативная капитализму-либерализму, а во-вторых, она на практике под его руководством получила свое начальное становление. В результате во всемирном масштабе было положено начало новой эволюционной линии человечества, выстроенной не на наживе и частнособственническом интересе, а на солидарности, общенародной собственности и великом созидании.

Роль Ленина применительно к России хорошо охарактеризовал выдающийся отечественный мыслитель конца XX–начала XXI веков А. А. Зиновьев. «Если бы,  — отмечал он, — не произошло у нас того, что произошло под руководством Ленина, Россия давно уже стала бы колонией и была растащена на кусочки». Для коллективного Запада Северо-Восток Евразии, стержнем которого исторически является Россия, всегда был лакомым куском в его устремлениях к доминированию и подчинению. И сегодня Российская Федерация в полной мере ощущает это на себе.

ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете известные мифы о Ленине: будто бы он был немецким шпионом, будто бы он был кровавый палач и пр.?

— Эти мифы не являются случайностью. Они стали естественным выражением идеологического концепта современной правящей элиты Российской Федерации. Данный концепт по сути своей есть повторение западных идеологем, внешне приукрашенный некоторыми российским символам. А раз важнейшим компонентом западной идеологии остается антикоммунизм, то он утверждается и в российском общественном сознании. Необходимым же требованием идеологии антикоммунизма всегда была и остается дискредитация крупных советских лидеров и, прежде всего, Ленина и Сталина. Поэтому не следует удивляться тому, в современных российских СМИ и киноиндустрии продолжают развенчивать «преступления Ленина и Сталина» и «злодеяния их кровавых режимов».

Идеологема о Ленине — немецком шпионе появилась еще летом 1917 года. Потом она была реанимирована западными советологами, а сегодня стала расхожей внутри страны. Следует заметить, что достоверных документов, подтверждающих эти домыслы, не существует. Практика же взаимной поддержки российской и западной социал-демократии, включая германскую, в обеспечении издательской и иной деятельности была обычным для того времени явлением и не затрагивала национальные интересы соответствующих государств. Что касается факта проезда Ленина и его единомышленников по территории Германии в запломбированном вагоне, то это вовсе не было исключением. Такова тогда была договоренность между воюющими Россией и Германией. Некоторых немецких граждан отправляли из России в Германию в таких же опломбированных вагонах.

Кроме того, известно, что на VI съезде большевистской партии (август 1917 года) ряд его делегатов поставили вопрос о необходимости явки Ленина на суд Временного правительства (при условии гарантии личной безопасности и демократически организованного суда) для публичного разоблачения домыслов в шпионаже в пользу Германии. В их числе, кстати, были известные партийные деятели (И.В. Сталин, В. М. Володарский, Д. 3. Мануильский, М.М. Лашевич). Другие делегаты справедливо полагали, что такая явка превратится в расправу над вождем. Большинство участников съезда проголосовало против явки Ленина на суд. Но ведь результаты голосования могли быть иными. Следовательно, если бы лидер партии Ленин, действительно, был замешан в каких-либо связях с немецкими властями, то на съезде этот вопрос вообще не был бы поставлен. Наконец, сам масштаб личности Ленина, его бескомпромиссность в отстаивании интересов трудящихся, его одержимость в служении Отечеству были несовместимы со шпионством и продажностью.

Надуманными являются и домыслы о Ленине — кровавом палаче. Действительно, в годы всеобщего ожесточения периода гражданской войны при его участии принимались жесткие решения, реалиями стали белый и красный террор. Но суровые меры в большинстве своем диктовались тогда не «большевистской жестокостью», а необходимостью пресечения насилия со стороны представителей белого движения, масштабы которого были огромны. Как писал в своих воспоминаниях командир экспедиционного корпуса армии США в Сибири в 1918–1920 годах, генерал-майор Уильям Сидней Грэйвс, воевавший, кстати, на стороне белых, «на каждого убитого большевиками в Восточной Сибири приходилось сто убитых антибольшевиками».

Следует также отметить, что в рамках антикоммунистической идеологической истерии 1990-х годов, ставшей реальностью в нашей стране, были осуществлены подлоги, направленные на дискредитацию образа и деятельности Ленина. В частности, фальшивкой является «Указание ВЦИК и Совнаркома» о «борьбе с попами и религией» за подписями председателя ВЦИК М. И. Калинина и председателя СНК В. И. Ленина от 1 мая 1919 г. за № 13666/2, адресованное председателю ВЧК Ф. Э. Дзержинскому. Это «Указание» широко тиражировалось российскими СМИ. «Попов, — записано там, — надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше…».

Ряд авторитетных академических исследователей (И. А. Курляндский и др.) довольно убедительно обосновали, что вышеназванный «документ» является фальшивкой. Его создатели, вероятно, просто не знали, что в принятых нормах советского партийно-государственного делопроизводства вообще не существовало никаких «указаний», а издаваемым декретам и постановлениям не присваивалось номеров. Да и Калинин физически не мог подписать этом «документ» в начале мая 1919 года, так как тогда отсутствовал в Москве. С 29 апреля по 18 мая он находился на Восточном фронте (в Муроме, Арзамасе, Алатыре, Казани). Наконец, само содержание этой фальшивки в значительной мере противоречит реальному состоянию взаимоотношений Церкви и власти в рассматриваемый период. Оно, оставаясь противоречивым, всё же начинало склоняться к определенному компромиссу и взаимной терпимости.

(Продолжение следует.)