Массовый протест во Франции. Каким его видит власть?
12 июля президент Франции Эмманюэль Макрон, обращаясь к нации, предупредил, что вакцинация 95% населения страны является единственной возможностью уберечь здоровье населения.
Глава государства, ранее выступавший против обязательной вакцинации, заверил, что в случае «несознательности» французов в этом вопросе правительство предложит способы подтолкнуть их к этому. Среди таких способов назван запрет на посещение французами кафе, торговых центров, поездок на самолетах и в поездах без прививки от коронавируса.
Почти сразу после выступления Макрона по всей стране прошли мирные демонстрации против ущемления свобод граждан. 14 июля акции протеста состоялись в Париже, Монпелье, Марселе, Тулузе, Анси, Руане и других городах. Протестующие выдвигали лозунги «Свобода!», «Долой диктатуру!», «Долой паспорта здоровья!».
В Париже манифестанты вышли на площадь Клиши и площадь Республики. По данным полиции, их собралось около двух тысяч человек. Вскоре демонстранты принялись поджигать мусорные баки, и полиция в ответ применила слезоточивый газ.
Далее в протестную активность включились политики, призвавшие французов выйти на массовые демонстрации против расширения прививочного паспорта в субботу, 17 июля.
Французский журналист, социальный активист и левый политик, депутат Национального собрания Франции от партии «Непокоренная Франция» (LFI) Франсуа Рюффен, выступая 16 июля на французском телеканале BFM TV, отметил, что безоговорочные меры по вакцинации и расширению санитарного пропуска он воспринял как унижение и призвал всех выйти на массовый протест. По его мнению, правительство стало злоупотреблять властью, становясь абсолютной монархией. Этому должен быть положен предел. И этот предел положат все неравнодушные французы, как отметил он.
Некоторые политические деятели также объявили, что выйдут на улицы столицы Франции 17 июля. Лидер ассоциации «Патриоты», бывший вице-президент Национального Собрания Франции и кандидат в президенты Флориан Филиппо написал в своем Twitter-аккаунте: «Народная фронда … огромна, мощна, внушительна! Думаю, власть ее полностью приуменьшила! Мы заставим их отступить». Филиппо пообещал исторический парад, организованный за свободу.
Одновременно с этим, партия «Патриоты» разработала «платформу сопротивления» — «TousAntiPass» (Вместе Против Пропусков Здоровья) — для координации действий граждан в борьбе против «пропусков здоровья» и обязательной вакцинации.
Лидер партии «Народный республиканский союз» (UPR) Франсуа Асселино на своем интернет-сайте пригласил граждан к участию в демонстрации. Чтобы мобилизовать своих сторонников, Дюпон-Эньян призвал тех французов, в ком ещё горит пламя сопротивления — «бить булыжником, чтобы заставить правительство отступить от этого злодейского законопроекта».
17 июля во всеобщий день забастовки люди хлынули на центральные улицы французских городов — от Марселя на юге до Лилля на севере, от Нанта на западе до Нанси на востоке.
«Нет нацистскому проходу», «Ложная пандемия — настоящая диктатура», или «Я не QR-код» можно было прочитать на плакатах в руках манифестантов разных городов.
По данным МВД Франции, противников «ковид-паспортов» и обязательной вакцинации оказалось совсем немного — 114 тысяч протестующих по всей стране. Полицейские насчитали в Монпелье 5 500 манифестантов, в Марселе — 4250, в Страсбурге — 2800, в Тулузе, Меце, Нанте — 2500, в Ренне и Лилле — 2000, в Ницце — 1600, в Бордо и Нанси — 1200, в Лионе — 900 человек.
Однако многочисленные видео демонстраций во французских соцсетях говорят об обратном.
Только в столице Франции против произвола властей вышли более 100 тыс. парижан, в то время как полиция огласила цифру в 16 тыс манифестантов. Организаторы заверяли, что участников акции было около 150 тысяч, а по всей стране статистика МВД была занижена в 10 раз.
В Париже во второй половине дня прошло три больших манифестации и несколько отдельных акций. Одна из основных колонн начала свое шествие от Пале-Рояль. Протестующие, скандируя «Свободу!», «„Нет“ санитарной диктатуре!» или «Макрон — в отставку!», пересекли по мосту Сену и прошли по набережной.
Среди демонстрантов были замечены Флориан Филиппо, парламентарий и врач-психиатр Мартина Воннер, певец Францис Лаланн и один из основателей движения «желтые жилеты» Жаклин Муро, который в своем выступлении перед участниками акции призвал «уволить тирана Макрона».
Филиппо последовал примеру Муро, сообщив собравшимся «да, мы в диктатуре, мы в тирании» и назвав решение властей «апартеидом между вакцинированными и невакцинированными»._
«[Я рапортую] в прямом эфире на манифестации против санитарных паспортов, перед зданием министерства здравоохранения. Спасибо 150 000 манифестантам за их любовь к Свободе и Франции», — сделал пост на своей странице Twitter лидер партии «Вставай, Франция» Николя Дюпон-Эньян.
Всего, по информации интернет-издания Mediapart, по всей стране прошло около 140 митингов и маршей против ограничений свобод, объявленных президентом Макроном. В субботней акции приняли участие десятки городов, как крупных, так и небольших. Например, в городке Сарла, насчитывающем 8 тыс жителей, на улицы вышли сотни граждан. А в Тулузе, несмотря на запрет префекта, собралось около 5 тыс человек. Аналогичные запреты в Лионе и Дижоне также не остановили тысячи возмущенных жителей.
По данным корреспондента ИА Красная Весна, 17 июля состоялись не просто пикеты, как их пытались представить СМИ, а колоссальные демонстрации с многокилометровыми шествиями. Корреспондент сообщает, что в истории Франции не было случая, чтоб протесты такого масштаба прошли в разгар каникул, поскольку в это время массовые уличные акции обычно редкость.
По свидетельствам очевидцев, в парижском шествии царило необыкновенно приподнятое эйфорическое настроение всеобщей солидарности. Во-первых, повышенная эмоциональность участников протеста была обусловлена осознанием крайней важности повода для протеста, а также переживаемого гражданами ужаса перед диктаторскими намерениями властей. Во-вторых, чувство локтя, осознание того, что протестующих действительно очень много, в то время как французские СМИ докладывали, что акции противников обязательной вакцинации «ультраминоритарны» (крайне малочисленны).
Вот только во французском правительстве предпочли не замечать массовых выступлений. Законопроект о принудительной вакцинации персонала домов престарелых и больниц, а также новые требования по санитарному пропуску были представлены 19 июля для рассмотрения в Совете Министров Франции.
После одобрения Советом Министров, законопроект 20 июля поступит в законодательный комитет Национального собрания Франции. А уже 22 июля он должен быть рассмотрен в Сенате Франции с целью окончательного его принятия к концу недели, в конце июльской внеочередной сессии.
Текст законопроекта ранее был одобрен многими депутатами и сенаторами, кроме представителей двух партий: «Непокоренная Франция» (LFI) и «Национальное объединение» (RN).
С точки зрения президента Франции Эммануэля Макрона, утверждение этого закона поможет ему победить в президентской гонке 2022 года.
Опыт французского мирного сопротивления вновь показал, что крупные протестные акции властям не указ. Оказалось, что, как и в случае с законом об однополых браках, можно просто закрыть глаза на мнение сотен тысяч французов, сделав вид, что протест ничтожен.
Франция, по сути, раскололась надвое. На тех, что мечтает вернуться к прежней жизни свободного шопинга, путешествий и вечеринок, либо уповает на спасительную силу вакцин. И других, кто наотрез отказываются подставлять плечо наспех сделанным препаратам да и просто не приемлет выкручивания рук со стороны государства. Но власть слышит лишь ту часть общества, которая с ней солидарна.
К сожалению, такой подход к волеизъявлению населения — не только французский сценарий. В 2018 году администрация российского президента проигнорировала миллион сто тысяч подписей против пенсионной реформы. Власть имущие сами обрезают простым людям, не согласным с их реформаторским зудом, пути влияния на законотворцев, по сути, радикализируя протест, выдавливая его в незаконное русло. А там весь вопрос, кто этим воспользуется?