Люди из инстинкта самосохранения будут прибиваться к левому движению. Задача состоит в том, чтобы сделать левый поворот осознанным.

Капитализм стал смертоносной силой. Наработки Ленина могут спасти мир

Х. К. Ороско. Катарсис (фрагмент). 1934
Х. К. Ороско. Катарсис (фрагмент). 1934

Капитализм в XXI веке стал смертоносной силой, — заявила в интервью ИА Красная Весна Людмила Алексеевна Булавка-Бузгалина, доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Под воздействием такого капитализма общество потеряло все свои регуляторы — правовые, экономические и социальные. Внутренний мир человека оказался расколот на должное и на навязываемое обществом. А сам человек стал чувствовать себя бессильной щепкой в бурлящем потоке жизни.

Ниже приводим первую часть интервью.

ИА Красная Весна: Как Вы считаете, в XXI веке имя Ленина будут постепенно забывать, или оно будет становиться все более и более актуальным?

— Я думаю, что будет более актуальным.

Капитализм опирается на принцип частного индивида. Этот частный индивид мог еще жить-поживать и не вспомнить Ленина, когда все либеральные светофоры — правовые, экономические, социальные работали относительно отлаженно. Но сегодня мы видим, что многие светофоры перегорели. А многие переставляются в произвольном порядке. Человек с деньгами может взять этот светофор как зонт и перенести его на другое место — туда, куда ему выгодно.

Поэтому частный индивид сегодня оказался неприкаянным. Частный индивид вообще, как основа буржуазного общества, капиталистической системы, — он неприкаян в принципе. Потому что он не связан ни с какими всеобщими идеями. Ни с какими всеобщими идеалами. Ни с какими всеобщими общественными силами. И он в результате чувствует себя очень нервно. Он как щепка в воде. И поэтому сегодня, когда он оказывается под гнетом и страхом, с одной стороны — от этих сломанных светофоров, с другой стороны — под гнетом капитала, который будет сейчас давить его в условиях кризиса еще сильнее, он начнет из инстинкта самосохранения прибиваться к той или иной общественной силе.

Это не значит, что все пойдут в левое движение, нет. Одни могут пойти в националистическое, как это демонстрирует Украина и не только. Другие могут пойти в левое движение.

Имя Ленина будет все более востребовано потому, что сегодня растет запрос на него, неосознанный или осознанный (каково соотношение неосознанного и осознанного — это другой вопрос). Но запрос на альтернативу вот этому — я даже не знаю, какое дать определение: уже варварскому не скажешь — уже смертоносному капитализму. Он уже становится смертоносным! И вот эта бактериологическая волна, которая накрыла всю планету, забросив в домашние окопы, и человека просто заключила в это частное пространство — это разве не есть проявление смертоносной сущности современного капитализма?

Поэтому запрос на Ленина будет расти.

ИА Красная Весна: Что Вы понимаете под светофорами? Может быть, дадите какой-то поясняющий пример?

— Под светофорами я понимаю правила. Есть императивы, на примере западного общества — частная собственность, права человека, социальные вещи. То есть правила функционирования жизнедеятельности человека. Правила того, как он должен общаться с налоговой, как он должен общаться со своими коллегами, и т. д. Всё расписано. Все функционально выведено в систему правил — правил, которые не нарушали. Я не говорю об исключениях, конечно.

Сегодня никакие светофоры не работают! Вот это людей приводит, я думаю, в первую очередь, в эти депрессии, которые обнаруживают себя и в западном обществе, да и у нас тоже. Мы живем в условиях поломанных светофоров.

ИА Красная Весна: Есть извне навязываемые правила, есть внутренние нормы человека. Светофоры — что в них больше работает?

— Внутренние нормы — они определены всегда той культурной органикой, по которой человек живет, не осознавая. Та культура, из которой выходят те правила, которые мы относим к неписаным законам.

Например, сказать открыто в советском обществе: «Знаете, а для меня самое важное — это деньги», — на это не решился бы никто. Даже если он так думал. Потому что понимал, что если ты скажешь — тебя просто изничтожат сарказмом, иронией и смехом.

Неписаные законы, которые определяли систему ценностей, систему правил, — вот они сегодня находятся в очень мощной конфронтации с правилами, навязанными социумом, навязанными, конечно, экономическими принципами капитализма. Поэтому сегодня ты романтик, если ты не украл.

Такой пример. Давайте сделаем галерею портретов чиновников, губернаторов, которые никогда не брали взятки. Люди же начнут смеяться. Люди будут смеяться, потому что понимают: если ты на служебном месте — взяточничество становится просто условием твоего функционирования там. И вот этот конфликт между тем, что так нельзя, а в действительности — только так и нужно и можно, он, кончено, вызывает у человека когнитивный диссонанс. Такой, который заставляет людей думать — а как же детей-то воспитывать? Так надо говорить «Ты бери взятку», чтобы он вырос аутентичным этой капиталистической системе? Или же сказать: «Никогда»?

Мы живем в этом противоборстве, столкновении этих внутренних неписаных законов культуры и неписаных законов социума. Потому что понятно, что ни в одной конституции не написано, что чиновник может брать взятку.

Я думаю, мы живем не просто в условиях сломанных светофоров, но и еще в противоборстве этих внутренних и внешних светофоров.

ИА Красная Весна: Вы сказали, что к Ленину будут обращаться все больше и больше. Из-за чего? Из-за внешних обстоятельств, или из-за того, что люди проникнутся его идеями?

— Запрос будет неосознанным. Я вчера смотрела фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» и почитала комментарии. Комментарии — они просто заслуживают того, чтобы их читать просто как исповедь коллективной души. Пишут люди, в том числе молодые, которые не были ни в какой партии. Но люди пишут, что без социализма нам просто придет конец. Всем.

У людей прямо на Ленина запроса не будет. Они прочитают его «Государство и революцию». Но запрос будет на: «Так не должно быть, а должно быть так». Был такой прецедент в истории — когда можно было так устроить государство, чтобы оно работало на интересы человека. Человека труда. Будут начинать смотреть, как это было на практике, интересоваться вопросом. А когда человек начнет знакомиться с этими практиками, у него появится следующий вопрос — а почему это стало возможно? А почему этого сегодня не может быть? Вот тогда начнут читать. Необходимо просвещение по форме, пропаганда практик 20-х годов — по сути.

Я занималась практиками 20-х годов. Задаешь такие вопросы. Вот идет гражданская война. Почти все оружейные заводы находятся на территории белых, кроме тульского. И вдруг Ленин выдает огромную сумму для поддержки рабочих клубов пролеткульта. Зачем? Что в этих пролеткультах могут создать рабочие? Да, в пролеткульте был Эйзенштейн, был Мейерхольд, Дзига Вертов. Но это были единицы.

Что рабочие могли там сделать? Они делали свои спектакли в пролеткультах. Я читала сценарии: очень примитивные, очень слабые. Но дело же не в этом! Они создавали театры, было много разных кружков. Много кружков поэзии было! Потому что они через все это пытались осознать и найти ответы на три вопроса. Почему вот это все происходит — зачем эти революционные преобразования? Где мое место в этом, в чем состоит мой, если хотите, классовый интерес во всем этом? И как мой интерес сопрягается со всеми этими перпендикулярными кардинальными переменами? Это заставляло человека потом уже обращаться к книгам и т. д.

Я думаю, то, что сегодня нужно делать левым — это не заниматься долго тем, что сказал Троцкий Сталину, а Сталин Троцкому, хотя это нужно. Нужно выходить на открытые и широкие формы просвещения. Такого просвещения, которое не просто будет давать знания — человек прослушал и ушел. Нет! А такое знание и так подавать, чтобы у человека рождать потребность в таком самодвижении!

Продолжение: Ленина ненавидят за то, что он дал низам право быть творцом истории