Письмо голландской военной разведки доказывает, что всего за неделю до презентации доклада, в котором вину за сбитый Boeing MH17 возложили на российский комплекс ПВО «Бук-М1», у министерства обороны Нидерландов «не было достоверной информации о том, что российская система ПВО «Бук-М1» пересекала границу с Украиной»

Голландский журналист разбил основную версию крушения рейса MH17

Изображение: Анашкин Сергей © ИА Красная Весна
Журналист Макс ван дер Верфф
Журналист Макс ван дер Верфф

9 марта 2020 года в Гааге начнется рассмотрение дела о крушении Boeing, выполнявшего рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур и разбившегося в Донецкой области в июле 2014 года. В катастрофе погибли все люди, находившиеся на борту — 283 пассажира и 15 членов экипажа. Расследование по делу ведет совместная следственная группа (ССГ), в которую входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. Текущая версия следствия — борт был сбит российским комплексом ПВО «Бук-М1», доставленным на территорию ДНР незадолго до катастрофы.

Имена подозреваемых ССГ назвала еще в июне 2019 года, а 3 февраля Национальная прокуратура Нидерландов предъявила официальные обвинения четырем фигурантам по делу о крушении. В их число вошли трое граждан России — Игорь Гиркин, Олег Пулатов, Сергей Дубинский, и один гражданин Украины — Леонид Харченко, который в настоящее время проживает в ДНР. Адвокат одного из обвиняемых Елена Кутьина рассказала СМИ, что Нидерланды вызвали всех обвиняемых для дачи показаний.

Еще осенью 2019 года российские власти в ответ на обвинение своих граждан предложили передать в РФ уголовное дело в отношении этих граждан. 13 февраля было опубликовано письмо министра юстиции и безопасности Нидерландов Фердинанда Грапперхауса национальному парламенту страны. В нем чиновник отметил, что передача уголовного дела в Россию «не представляется возможной».

Взамен Амстердам предложил российским властям исполнить решение суда Нидерландов в случае, если он признает обвиняемых виновными. Вопрос об экстрадиции голландцы не поднимают, так как он запрещен в Конституции РФ.

И вот, 18 февраля в разгар юридических разбирательств на портале Bonanza Media один из его создателей, голландский журналист Макс ван дер Верфф, публикует несколько закрытых документов из расследования следственной группы. Необходимо отметить, что дер Верфф уже несколько лет занимается расследованием катастрофы и критикует действия ССГ. Летом 2019 года он вместе с бывшей корреспонденткой RT Яной Ерлашовой выпустил свой фильм «Катастрофа MH17: ждем справедливого расследования».

Самым важным из опубликованных 18 февраля документов является отчет военной разведки Нидерландов (MIVD). В нем указаны позиции 11 установок ПВО «Бук», находившихся на момент катастрофы в радиусе нескольких сот километров от места крушения. Из них восемь принадлежали украинской армии, а три, расположенные на территории России, — соответственно, российской.

Ни один из этих комплексов не находился ближе 60 километров от маршрута лайнера, а радиус их действия составляет 42 километра, отмечается в отчете. Голландские разведчики свидетельствуют, что эти данные «очевидно указывают на то, что маршрут рейса MH17 пролегал за пределами радиуса действия всех обнаруженных украинских и российских мест дислокации систем „Бук-М1“».

В отчете также проанализирована вероятность стрельбы по самолету из украинских или российских комплексов ПВО С-300, чьи возможности существенно превышают возможности «Буков». Однако, отмечают голландские разведчики, украинские С-300 тоже находились далеко от маршрута лайнера. Единственными комплексами ПВО, которые потенциально могли бы сбить самолет рейса MH17, являются российские С-300, размещенные неподалеку от Ростова-на-Дону и оснащенные ракетами большого радиуса действия.

Но и этот вариант представляется MIVD маловероятным. Во-первых, ни у Голландии, ни у ее партнеров по НАТО нет никакой информации о работе комплекса в день крушения лайнера 17 июля: не были зафиксированы ни пуски ракет, ни работа радаров, которые обеспечивали бы наведение на цель. Во-вторых, отмечают разведчики, комплекс дислоцирован в густонаселенном районе, и запуск ракет не мог пройти незамеченным для местных жителей: он обязательно бы оставил след в виде сообщений в СМИ и соцсетях. MIVD «ничего не известно о подобных публикациях», подчеркивается в докладе.

Комментируя это письмо, автор публикации Макс ван дер Верфф напоминает, что 28 сентября 2016 состоялась пресс-конференция совместной следственной группы, на которой было заявлено, что российский «Бук» прибыл на территорию Украины 17 июля и в тот же день сбил рейс MH17. Письмо MIVD датировано 21 сентября. Получается, что всего за неделю до доклада у министерства обороны Нидерландов «не было достоверной информации о том, что российская система ПВО „Бук-М1“ пересекала границу с Украиной», — подчеркивает журналист.

Еще один документ представляет собой отчет австралийского специалиста, который проанализировал фотографии, которые якобы запечатлели перевозку комплекса «Бук-М1» по территории ДНР. В заключении он указал, что есть признаки изменения метаданных фотографий, а их низкое качество указывает на то, что это не оригинальные снимки, а их уменьшенные версии. Все это делает невозможным использование их в качестве доказательств, свидетельствует эксперт.

В той же подборке дер Верфф размещает и еще один документ — протокол допроса голландской полицией некоего свидетеля, который летом 2014 года проживал в Донбассе в районе города Торез. Он утверждает, что непосредственно перед крушением лайнера в небе над районом кружила пара истребителей украинских ВВС. Эти показания входят в противоречие с данными, предоставленными ВСУ о том, что якобы в день крушения украинские ВВС не совершали полетов в регионе.

Дер Верфф отмечает, что эти новые документы лишь укрепили его сомнения в результатах проводимого ССГ расследования о крушении Boeing.

Голландская прокуратура ожидаемо отказалась комментировать утечку документов. «Мы не можем отвечать на вопросы, касающиеся конкретных доказательств или фактов. Это будет происходить в зале судебного заседания»,  — заявила пресс-секретарь ведомства госпожа ван де Мосдейк.

Высказались по поводу публикации и российские власти. Пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков заявил, что документы подтверждают позицию России по данному вопросу, которая категорически отрицает причастность российских комплексов ПВО к трагедии.

Если бы дер Верфф действовал исключительно по собственной инициативе, то вряд ли у него появился бы доступ к столь конфиденциальной информации, как отчет военной разведки. Так что можно предположить, что голландская власть не столь солидарна в решимости возложить вину за сбитый Boeing на Россию. Если это действительно так, то за оставшееся до судебного заседания время стоит ждать новых сливов закрытых документов расследования.