Ленин — это не та фигура, которую можно запихнуть в мусорный бак истории

Равных Ленину аналитиков и теоретиков в мире нет до сих пор — интервью

В истории конца ХIХ, ХХ и ХХI веков ни в России, ни в мире не было фигуры, равной Владимиру Ленину. Это был блестящий аналитик, сильный теоретик, равных которому в мире не появилось до сих пор. Ленин развивал наследие Маркса на новой стадии развития капитализма, у Ленина и Маркса есть немало противоречий, но более верного марксиста, чем Ленин, не было, считает доктор исторических наук, профессор Михаил Григорьевич Суслов. Об этом он рассказал в интервью ИА Красная Весна.

Каркоц В.•С.•Портрет Ленина. 1926•г. Фрагмент
Каркоц В.С. Портрет Ленина. 1926 г. Фрагмент

ИА Красная Весна 22 апреля 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения В. И. Ленина. Как, на Ваш взгляд, Россия должна встретить это событие?

— Современная буржуазная Россия никому и ничего не должна, тем более не должна как-то встречать и отмечать 150-летие со дня рождения Ленина. Тем не менее, самая активная и агрессивная часть российского общества, представленная либеральной ее частью, встретит и отметит этот юбилей очередной порцией лжи и клеветы, наездами на Мавзолей, воплями о перезахоронении Ленина, как неотложной назревшей задаче.

Власть подумает также о том, как поосновательнее задрапировать Мавзолей по случаю торжественных мероприятий, связанных с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Что касается лево-патриотических, просоветских сил, то они ограничатся традиционным возложением цветов и венков к памятникам Ленину, торжественными собраниями и конференциями в честь юбилея Великого вождя. Кто-то где-то осудит снос памятников Ленину на Украине, да и у нас, который втихую проводится в некоторых регионах России.

ИА Красная Весна Расскажите о Вашем отношении к тому, как тему Ленина преподают в наши дни в школах и вузах?

— Про все школы и вузы говорить сложно, но в Пермском госуниверситете спрашивал студентов 1-го курса: «Кто такой Ленин?», отвечали: «Какой-то деятель». Короче и яснее о преподавании в школе не скажешь. В одном из вузов Перми познакомили с полученной из Москвы программой изучения истории. Там весь период с 1917 по 1985 год выброшен. На протяжении 30 лет проводил опросы студентов в пермских вузах и среди десятков вопросов были два:«Какая историческая личность вызывает Ваши симпатии?» и «Какая историческая личность вызывает Ваши антипатии?». В первой половине 1990-х годов на первом месте среди несимпатичных личностей был Сталин, потом Ленин и Гитлер. К концу 90-х Ленин исчез вообще, как среди симпатичных, так и не симпатичных. В нулевые годы Сталин и Гитлер набирали примерно одинаковое число голосов. К концу 2010-х на первое место, среди несимпатичных, вышел Гитлер, потом Сталин. Ближе к нашим дням среди студентов Сталин стал набирать всё большее количество положительных мнений, а Ленин по-прежнему не появился.

ИА Красная Весна Какое значение фигура В. И. Ленина имеет лично для Вас?

— Ленин лично для меня сделал очень много. Он позволил мне прожить жизнь, которой я не стыжусь. Он позволил мне одинаково комфортно чувствовать себя в студенческой, да и в любой другой аудитории, в советское и постсоветское время. Ваш читатель может подумать — еще один приспособленец, которому было хорошо при коммунистах, горбачевых, ельциных и путиных. Правда, было хорошо, но не потому, что я умел приспособиться, а потому, что Ленин научил меня быть самим собой и опираться только на научное знание, с которым трудно, а если точнее, то невозможно спорить. Вот эти знания я и нес при всех режимах в массы, за что люди всегда платили мне пониманием и искренней благодарностью, которую я всегда ценил и ценю выше всяких наград.

Но, чтобы понятно было, какое отношение ко всему этому имеет Ленин, я поясню. Я из семьи дважды раскулаченных и репрессированных, родившийся в деревне бедной вятской земли, работавший профессиональным лесорубом, поступил в 1963 году в Пермский университет после трех лет службы в армии. Уже тогда студенты говорили, а преподаватели намекали, что марксизм устарел, Ленин устарел и т. п. Я, как и все, это тоже повторял, но однажды задумался, а что, если меня спросят, что конкретно устарело? Мне сказать было бы нечего, так как я ничего не читал. Чтобы избежать позора, решил почитать ленинские работы и найти то, что действительно не убеждает, т. е. что устарело. Прочитал почти всего Ленина. И по мере чтения все больше убеждался, что я удивительно невежественный, абсолютно неграмотный человек. Отдельные куски ленинских работ приходилось читать 3 и 5 раз, чтобы добраться до сути.

Что я усвоил? Многое, а главное то, что научное знание парадоксально. Это открытие в студенческие годы позволило мне всю оставшуюся преподавательскую жизнь показывать студентам красоту и парадоксальность научного знания, которое не зависело ни от хрущевых и брежневых, ни от горбачевых и ельциных. Это делаю и сейчас, за что мне очень благодарны студенты и слушатели.

А еще Ленин вооружил меня знанием механики общественных процессов, что позволяло не только понимать многое из того, что происходило и происходит, но знать и то, что будет происходить, т. е. прогнозировать. В 1989 году я написал статью «Почему никто не спасет от развала Советский Союз?». С этой статьей была очень любопытная и поучительная история, имевшая продолжение через 12 лет. Статья не только отвергалась редакциями, но привела к тому, что со мной перестали говорить преподаватели кафедры, на которой работал в госуниверситете.

Несколько позднее подверглась резкой критике в газете моя статья «Как под лозунгом „Вся власть Советам!“ будет ликвидирована Советская власть». Это были первые опыты политического прогнозирования, а потом читал 30 часов лекций спецкурса в госуниверситете и других вузах «Проблемы политического прогнозирования», в котором особый интерес вызывали темы: «О новой стадии развития мировой цивилизации», «О мировом экономическом кризисе», «О будущей гражданской войне в России», «Какой будет третья мировая война» и другие. Прошлым летом к теме о будущей гражданской войне в России проявили интерес в Китае, и с этой темой выступал в Шанхае. Как видите, мне есть за что быть благодарным Ленину.

ИА Красная Весна Есть ли какой-то эпизод в Вашей жизни, какое-то событие, которое было бы как-то связано с Лениным — его делами, трудами, мыслями?

— Таких эпизодов было довольно много. С Лениным связан очень поучительный для меня урок, который я получил на всю оставшуюся жизнь, и который помогал мне оставаться самим собой во все времена, не подстраиваясь под конъюнктуру властей. В конце 1969 года ЦК КПСС подготовил и опубликовал Тезисы ЦК КПСС, посвященные 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В традиции того времени Пермский обком партии организовал городской теоретический семинар, посвященный тезисам. Собрали всех обществоведов города, т. е. историков, философов, политэкономов и научников вузов Перми, перед которыми выступал блестящий оратор, известный ученый, профессор Л. Е. Кертман.

Начиная выступление, он сказал: «Я не буду говорить обо всех тезисах, а возьму для анализа только один 14-й тезис». Два часа он блестяще выступал по данному тезису, а слушая его, я очень ерзал от желания возразить. Но поскольку я был еще аспирантом, мне было не по чину публично критиковать моего учителя, и я стал надеяться, что профессору возразят светила пермской общественной науки. Каково же было мое удивление, когда в полном зале Дома политпросвещения не нашлось ни одного человека, который поправил бы докладчика.

Огорченный, я ушел домой, а дома включил китайское радио и услышал: «Мы всегда говорили, что КПСС не марксистская, а социал-реформистская партия. Кто сомневается, почитайте 14-й тезис Тезисов ЦК КПСС, посвященных 100-летию со дня рождения В. И. Ленина». В следующие дни пошел искать тезисы в газетах и журналах, но что ни брал, всюду был правильный текст. Но, однажды зав. кафедрой попросил вместо него принять у студентов экзамен. В аудиторию вошла студентка с каким-то текстом. Попросил посмотреть. Оказались Тезисы ЦК. Тут же открыл 14-й тезис и был несказанно обрадован. Это было то, что я искал. Девушка пожертвовала мне столь бесценный экземпляр тезисов.

Что же оказалось? ЦК поручил Институту марксизма-ленинизма при ЦК КПСС подготовить тезисы, посвященные 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Институт поручил своему доктору исторических наук Степану Лазаревичу Титаренко подготовить текст тезисов. Титаренко из собрания сочинений Ленина сделал подборку текста и попросил машинистку отпечатать выделенные места. Машинистка сделала распечатку, но получилось плохо. Дело в том, что у Ленина была привычка — процитировать или привести текст своего оппонента, а потом его разделать под орех. В собрании сочинений Ленина текст противников Ленина печатался курсивом или другим по размеру шрифтом, а у печатной машинки был один шрифт и когда машинистка перепечатала, то ленинский текст не стал отличаться по шрифту от текста его противника, и текст противников марксизма вошел в Тезисы ЦК как ленинский текст.

Тезисы обсуждались в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, в самом ЦК в отделе пропаганды, и никто не заметил такой ляп. Не заметили, что Ленина в Тезисах ЦК превратили в противника марксизма, и в сети политпросвещения, в которой состояли доктора и академики вузов и академий. Когда я это узнал, сказал: «Всё. Никому и никогда я больше не поверю, будь то ученый профессор или академик, член ЦК КПСС или сам Генсек. Отныне меня будет убеждать только наука, которая опирается на факты или железную логику». С тех пор и живу по этому принципу, что позволяет мне быть самим собой, и с теми знаниями, которые удалось добыть, а не от кого-то получить.

ИА Красная Весна Какое место В. И. Ленин занимает в истории России, среди других правителей нашей страны: дореволюционных, советских и постсоветских?

— В истории конца ХIХ, ХХ и ХХI веков ни в России, ни в мире не было фигуры, равной В. И. Ленину. Сравнение Ленина с кем-то было бы насмешкой над Лениным. Чем он силен? Он был блестящий аналитик и сильный теоретик, равных которому до сих пор в мире не появилось.

Во многом благодаря Ленину удалось сохранить Советскую власть тогда, когда всё было на стороне Белого движения: золотой запас республики, значительная часть старой интеллигенции и старого чиновничества, знавших тайны управления, старой армии, знавшей военное искусство и имевшей опыт Первой мировой войны, моральная и материальная помощь иностранных государств, армии 15 самых сильных государств мира, осуществлявших военную интервенцию в Советскую Россию, и многое другое. Со времен Хрущева и до наших дней на всех руководителях печать деградации, т. е. ни один из них не обладал качествами теоретика, искусного политика и сильного организатора, каковым был Ленин.

ИА Красная Весна Как, по-вашему, соотносятся Маркс и Ленин?

— Предельно парадоксальная ситуация. Без всякого сомнения, Ленин был марксистом, но никто больше не сделал по части отрицания Маркса. Маркс писал о перманентной революции, а Ленин — о возможности победы революции в одной отдельно взятой стране; Маркс писал о буржуазных революциях, а Ленин — о буржуазно-демократических; Маркс писал о гегемонии буржуазии в буржуазной революции, а Ленин писал о буржуазной революции, которую возглавит рабочий класс и крестьянство; Маркс писал о всеобщем вооружении народа, а Ленин — о создании революционной Красной армии и т. д.

Не случайно один из первых марксистов России Рязанов говорил о Ленине как старом ревизионисте. Много расхождений во взглядах Маркса и Ленина, но более верного марксиста, чем Ленин, не было. Дело в том, что Ленин жил, когда капитализм вступил в новую стадию развития, и требовались новые оценки и подходы, что Ленин и дал. Сегодня мир капитализма вступает в третью стадию своего развития, но пока ни коммунисты, ни ученые не дали научного анализа этой стадии. В этом одна из причин слабости коммунистического и левого движения в нашей стране и в мире.

ИА Красная Весна Продолжил ли Сталин дело Ленина или повел страну другим курсом?

— Сегодня много желающих развести Сталина с Лениным, заявляя, что Сталин пошел другим путем. Сталин шел теми путями, которые диктовали ему и нашей стране условия в Европе и в мире. При Ленине не было фашизма, демократических революций, НАТО, развала колониальной системы и многого другого, что вынуждало корректировать курс развития, не порывая с основами ленинского учения.

ИА Красная Весна Каким способом можно отнестись к фигуре Ленина, чтобы достичь национального единства?

— Такого способа нет. Ленин сегодня и всегда будет яблоком раздора, так как он был революционер, а в стране победившего капитализма всегда будут те, кому не нужен ни Ленин, ни его идеи, ни социализм. Еще к вопросу о национальном единстве. Ставить вопрос о национальном единстве в многонациональной стране, да еще в условиях капитализма, несколько странновато. Все разговоры о национальном единстве останутся мечтами или благими пожеланиями, поскольку единству препятствуют национальные, социальные, религиозные и другие факторы. Поддержанию единства российского общества будет способствовать только осознание реальной угрозы извне, что сегодня уже многие ощущают.

ИА Красная Весна Какие художественные произведения о Ленине, на Ваш взгляд, актуальны?

— Актуальны для кого? Для амнуэлей, сванидзе, пивоваровых, млечиных и им подобных — никакие и никогда. Молодежь читает крайне мало, и на вопрос, смотрел ли или читал ли кто-то и что-то о Ленине, как правило, ни одной руки не поднимается. Правда, в малочисленных кружках молодежи в Перми и ряде других городов пытаются изучать работу Ленина «Что делать?», а вот будучи в Китае, узнал, что школьники и студенты читают и изучают Ленина, но самыми читаемыми книгами у китайской молодежи являются «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара.

ИА Красная Весна Какой, на Ваш взгляд, образ Ленина создан сегодня в государствах с коммунистической партией у власти, прежде всего, в Китае?

— Дважды был в Китае и очень удивлен тому, как бережно и серьезно относятся к имени и теоретическому наследию Ленина и Сталина.

ИА Красная Весна Какую работу Ленина Вы считаете наиболее значимой и актуальной?

— Таких работ много. «Развитие капитализма в России», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Детская болезнь „левизны“ в коммунизме», «Очередные задачи советской власти». Самой сложной работой считаю его книгу «Что делать?». За десятки лет работы в вузах и в сети политпросвещения я не встречал ни одного случая, чтобы профессора или доценты, не говоря о простых пропагандистах, показали понимание содержания заложенных там идей. Для наших дней работы Ленина могут играть ту же роль, что и работы Маркса для Ленина. Они могут быть тем фундаментом, который позволит сделать новый шаг в развитии марксизма, в понимании того, что происходило, происходит и будет происходить.

ИА Красная Весна Как Вы считаете, какова судьба наследия Ленина в XXI веке?

— Сегодня очень часто поднимают вопрос не о наследии, а о захоронении Ленина, о том, что он утопист, германский агент, совершивший революцию на германские деньги и прочем. Говорящие это не дают себе отчет, что чем чаще они вспоминают имя Ленина, чем чаще стучат в дверь Мавзолея, тем больше вероятность, что Ленин услышит и выйдет в массы из своей усыпальницы. А вот тогда говорящие и стучащие в дверь Мавзолея могут пожалеть. Сегодня в некоторых городах уже есть небольшие группы молодых и не очень молодых людей, которые взялись за изучение работ Ленина. Капитализм заставит вспоминать и изучать теоретическое наследие Ленина. Это не та фигура, которую можно запихнуть в мусорный бак истории.

Каркоц В.•С.•Портрет Ленина. 1926•г.
Каркоц В.С. Портрет Ленина. 1926 г.
Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER