Большинство городских маршрутов обслуживаются маломестными «газельками», которые не справляются с потоком пассажиров в часы пик. Особенно страдают жители новых жилых комплексов и микрорайонов

Автоград без автобусов: проблема городского транспорта в Набережных Челнах

Ольга Эйгес. В автобусе. 1960-е
Ольга Эйгес. В автобусе. 1960-е
Ольга Эйгес. В автобусе. 1960-е

Город Набережные Челны был когда-то грандиозной стройкой, гремевшей на весь Советский Союз. Нижнекамская ГЭС, автомобильный завод-гигант «КамАЗ» и комплексы многоэтажных жилых домов с социальной инфраструктурой были построены в рекордно короткие сроки высококвалифицированными инженерами и рабочими со всей страны.

Широкие проспекты и удобные транспортные развязки до сих пор отличают Челны от многих других российских городов. И сейчас город растет: строятся жилые комплексы и социальные объекты. Челны создают впечатление современного города, в котором хочется жить и работать. Однако проблема общественного транспорта уже несколько лет остается нерешенной: острая нехватка автобусов создает огромные неудобства горожанам.

Многие челнинцы еще помнят то время, когда по широким проспектам города ходили «гармошки» — автобусы повышенной вместимости, в которых можно было перевозить до 180 пассажиров. Кроме этого, «КамАЗ» и другие предприятия города имели свои вахтовые автобусы «ЛиАЗ», которые развозили сотрудников на работу и домой. Но времена изменились, и сейчас большинство городских маршрутов обслуживаются маломестными «газельками», которые не справляются с потоком пассажиров в часы пик. Особенно страдают жители новых жилых комплексов и микрорайонов: рост населения в этих районах, как правило, опережает развитие социальной и транспортной инфраструктуры.

В нашу редакцию обратилась жительница города Наталья Балашова, которая уже полтора года ведет переписку с городскими чиновниками по проблеме доступности общественного транспорта.

Она отправила жалобы в управление городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Набережных Челнов, а также в мэрию города. Формулировка основной проблемы такова:

«В городе практически не функционирует система обеспечения жителей транспортом, перевозку пассажиров осуществляют микроавтобусы, которые не соответствуют по вместимости количеству пассажиров. В связи с этим наблюдается нехватка автобусов, особенно в час пик: их очень мало, едут переполненные, создают аварийные ситуации. Особенно это опасно в период сезонной заболеваемости, так как ни о какой социальной дистанции речи быть не может».

Городские власти прислали ответ, где говорится, что «город ведет системную работу по совершенствованию транспортного обслуживания населения, в том числе по замене и приобретению автобусов».

Возмущенные жители города непрерывно продолжают обращаться к администрации через электронную приемную мэрии и городские паблики в соцсетях.

«Уважаемая администрация города, встаньте со своих кресел, посмотрите, как ездят простые люди в общественном транспорте. На проспекты Сююмбике и Чулман пустите автобусы большой вместимости, невозможно добираться ни утром, ни вечером, нет „газелей“. Если приедет один — минут через 30, и то полный. Беспредел творится в городе с общественным транспортом. У вас только на планерках всё хорошо», — пишет одна местная жительница.

В итоге люди едут в переполненных маршрутках, что запрещено правилами перевозок. При обнаружении нарушений их попросту высаживают из автобусов посреди дороги.

«Проверяют только гаишники и высаживают людей, которые идут до работы пешком. Издевательство просто. Пусть бы из администрации месяц покатались в час пик, может, и предприняли бы что-нибудь. А лучше тоже высадить их на полпути, и пешком бы прогулялись, а потом у станка еще постоять», — жалуется другая горожанка.

В ответ на жалобы администрация города не устает рассылать одни и те же обещания: «Мы тоже считаем, что городу нужно больше автобусов большой вместимости, и работа в этом направлении ведется. Планируем при благоприятном результате конкурса по гос. программе получить 50 больших автобусов в этом году и 50 — в следующем».

Отметим, эти цифры по обеспечению города автобусами большой вместимости были озвучены на заседании городской администрации еще в мае этого года. Сумма вложений, по предварительным оценкам, была запланирована в размере 1,5–2 млрд рублей на покупку 250 автобусов большой вместимости. Прошло полгода, но жители так и не увидели ни этих автобусов, ни улучшений ситуации на городском транспорте.

Самое интересное, что ПАО «НЕФАЗ», или «Нефтекамский автомобильный завод», выпускающий целую линейку современных городских автобусов для российских регионов, входит в группу предприятий «КамАЗ», основные производственные мощности которой расположены в Набережных Челнах. Вопрос, почему автомобильный гигант не может обеспечить своих же работников удобным городским общественным транспортом, остается тайной, покрытой мраком.

Надо сказать, что челнинские власти пытались решить эту проблему несколько раз. В 2014 году муниципальный перевозчик получил в лизинг 190 автобусов «НЕФАЗ», но через шесть лет эксплуатации из-за накопленных долгов их пришлось вернуть заводу. В 2020 году мэр Москвы Сергей Собянин передал мэрии Набережных Челнов 80 списанных «ЛиАЗов» 2012 года выпуска. Однако их техническое состояние уже тогда вызывало вопросы.

Свой общественный транспорт у города появился только в 2021 году, когда мэрия приобрела 21 новый автобус «НЕФАЗ». Но для второго по величине города в республике этого количества больших автобусов хронически не хватает. А потому вопрос, как попасть утром на работу вовремя и без риска для здоровья, остается для большого числа жителей Набережных Челнов открытым.