Какой ветер дует в паруса российских образовательных инноваций?
21 февраля на прошедшей в Москве международной конференции «Образ будущего и компетенции выпускника 2030» глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила о том, что российская система образования должна отвечать вызовам нового времени. По ее словам, необходимо менять образовательные стандарты и систему подготовки учителей.
«Ольга Васильева сообщила, что нынешние дети живут в глобальном, быстро изменяющемся мире, и, по словам министра, им предстоит научиться принимать вызовы, которые предлагает жизнь, оставаясь при этом "целостным", "ценностным" человеком», — пишет еженедельная газета научного сообщества Поиск.
Глава Минобрнауки рассказала, об одной из важнейших задач министерства — о создании образовательной платформы Российская электронная школа (РЭШ). Министр сообщила также о том, что необходимо формировать метапредметные компетенции, учить детей учиться.
Электронная школа и метапредметные компетенции — это лишь часть образовательных инноваций, которые активно внедряются в России за последние несколько лет. Что стоит за этими инновациями, в каком направлении движется российское образование? Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на инновацию, связанную с развитием системы электронного обучения. Проект «Современная цифровая образовательная среда» утвержден правительством РФ в октябре 2016 года. В настоящий момент на сайте проекта размещены более 400 образовательных онлайн-курсов, разработанных при участии ведущих вузов страны. По статистике через систему онлайн-обучения прошли уже более 240 тысяч человек, предполагается, что до конца 2025 году эта цифра вырастет до 11 миллионов.
Авторы указывают, что важной целью проекта «Современная цифровая образовательная среда» является подготовка компетентных кадров для развития в России цифровой экономики. Это заявление не может не вызывать вопросов. Что такое «цифровая экономика», и какое отношение она имеет к возможности пройти онлайн-обучение по курсу математического анализа или генетики?
Профессор РАН Роман Мещеряков утверждает, что существует два подхода к определению понятия «цифровая экономика». Цифровую экономику можно понимать, как экономику, в которой активно используются товары и услуги, связанные с цифровыми технологиями (интернет, сотовая связь и пр.). Но ее можно понимать и в другом значении: как отрасль экономики, основанную на использовании в производстве цифровых технологий. Разница между одним и другим подходом в том, что в первом случае страна выступает потребителем цифровых товаров и услуг, а во втором случае — их производителем.
Что имеют ввиду авторы проекта «Современная цифровая образовательная среда», когда пишут о развитии цифровых технологий? О производстве или потреблении цифровых товаров? Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на высказывание президента России в июне 2017 года. Владимир Путин заявил, что развитие цифровой экономики жизненно необходимо для выживания России, потому что без цифровых технологий страна не сможет перейти к новому технологическому укладу (т.е. модернизировать производство).
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что цифровая экономика — это проект российской элиты, которая видит будущее России, как страны, ориентированной на хай-тек производство. Очевидно, что реализовать этот проект можно лишь с опорой на систему образования.
Во-первых, для проекта необходимы квалифицированные кадры. В докладе «Россия 2025: от кадров к талантам», подготовленном для России The Boston Consulting Group (BCG) прогнозируется, что уже через несколько лет у России возникнет серьезный кадровый голод. По приводимым оценкам дефицит высококвалифицированных кадров составит более 10 миллионов человек. Возникает задача подготовки и удержания специалистов — чтобы российские инженеры и ученые оставались в России, а не уезжали в другие страны. Задача подготовки кадров для цифровой экономики поставлена официально: в марте 2018 года минэкономразвития заявил, что к 2021 году до 40% населения РФ должны иметь навыки работы с цифровыми технологиями.
Во-вторых, цифровые технологии развиваются очень быстро. Сложно прогнозировать, какие задачи встанут перед производителями уже через 10 лет. Для того, чтобы побеждать в технологической гонке с другими странами, России нужны не просто квалифицированные кадры, а такие специалисты, которые будут постоянно повышать квалификацию, осваивать новые перспективные направления.
Цифровая экономика — вот тот ветер, который дует в паруса российских образовательных инноваций. Давайте посмотрим внимательнее на эти инновации в контексте описанных выше задач.
1. Сеть детских технопарков. В ноябре 2015 года российский президент дал поручение правительству создавать в стране детские технопарки и центры инновационного творчества для подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности. За два года в стране создана сеть детских технопарков «Кванториум», которая к концу 2017 года охватывала уже более 40 регионов. Технопарк является центром дополнительного образования. В «Кванториумах» дети имеют возможность бесплатно заниматься по перспективным направлениям, включая создание роботов, печать на 3D принтерах, конструирование летающих дронов.
2. Центр поддержки одаренных детей «Сириус» и его региональные филиалы. Сочинский образовательный центр «Сириус» был создан в 2014 году. Региональные центры выявляют талантливых детей в технических, гуманитарных или спортивных дисциплинах, и сопровождают их, помогая заранее определиться с местом будущей учебы и работы. По словам Путина, задача центра сделать так, чтобы талантливая молодежь оставалась учиться и работать в России, чтобы ее не перехватывали иностранные фонды. Руководитель «Сириуса» Елена Шмелева считает, что созданные при Сириусе научный парк станет кузницей кадров для российских научных коллективов и высокотехнологичных предприятий.
3. Метапредметные компетенции, о которых сказала глава Минобрнауки Ольга Васильева. Метапредметный подход сам по себе не является чем-то новым. В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) он уже много лет указан, как ориентир для отечественного образования. Изначально метапредметность вводилась в связи низкими результатами российских школьников в международном рейтинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). В большинстве случаев, когда говорят о метапредметности, речь идет о том, что ребенку необходимо одному или в группе применить на практике знания, находящиеся на стыке различных дисциплин. Например, на проводившейся в 2017 году в регионах России метапредметной олимпиаде группа школьников получала задание составить меню из продуктов, которые можно купить на данную сумму денег с заданными показателями белков, жиров, углеводов и заданной калорийностью.
Если Россия нацелена на создание цифровой экономики, то роль метапредметных навыков значительно возрастает. Основная идея, насколько можно судить по вышесказанному, научить ребенка неким универсальным навыкам, которые помогут ему самостоятельно осваивать новые дисциплины. Кроме того, важно, чтобы из школы выходил человек, который не просто много знает, но и умеет что-то делать собственными руками. Вполне возможно, что именно с этим связана инициатива Госдумы и Совета Федерации по возрождению практики трудового воспитания в российских школах.
4. Проект «Современная цифровая образовательная среда», в описании которого прямо говорится о том, что он ориентирован на развитие цифровой экономики. Какова роль этого проекта? Авторы пишут: «широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни — в любое время и в любом месте». Планируется, что к 2020 году будут созданы более 3,5 тысяч онлайн-курсов по программам среднего, высшего и дополнительного образования.
5. Проект «Российская электронная школа», который уже реализуется в школах столицы. Руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина рассказал о проекте «Московская электронная школа». У этого проекта есть две стороны: техническая и содержательная. Технически московские школы оборудованы так, чтобы дети могли получать знания, просматривая запись урока на экране. Электронные записи готовых уроков для московских школ создает городской методический центр. К этой работе привлекаются учителя, показывающие наиболее высокие результаты. Записи уроков доступны московским учителям, детям и родителям. Учителя сами решают, использовать ли им на занятиях электронные уроки, подготовленные их коллегами. «Российская электронная школа», по сути, приучает школьников к работе с электронными онлайн-курсами. Полагаю, что эту же задачу будет решать система ПОТОК (Персональная образовательная траектория в открытых коллективах), о которой сообщил мэр Москвы.
Итак, мы видим, что множество образовательных инноваций связаны концептуально общим замыслом: модернизацией российского производства, созданием экономики, ориентированной на высокотехнологическое производство и цифровые технологии. Для этого создается система подготовки и сопровождения будущих ученых и инженеров, разрабатывается система онлайн-уроков и онлайн-курсов, которая позволит сделать учебный процесс более гибким. Таким образом готовят кадры которые будут создавать и развивать отечественный вариант цифровой экономики. Без которой по мнению российского президента, у нашей страны нет будущего.
В связи с этим возникает несколько вопросов и замечаний.
1. То, что российской элите, наконец, понадобилась образованная молодежь, конечно, радует. Однако, если внимательно присмотреться к процессу, выясняется, что ставка делается не на поднятие среднего образовательного уровня (который очень сильно просел после краха СССР), а на работу с меньшинством школьников. Что предложит страна большинству детей? Какое им уготовано будущее, с учетом всех существующих проблем в системе школьного и вузовского образования? Ведь если большинству молодёжи не предложить достойного будущего, то эта молодежь станет средой для протеста, которую обязательно попытаются прикарманить всевозможные «навальные».
2. Способна ли предложенная система онлайн-курсов решить все проблемы, связанные с обучением, переобучением, повышением квалификации в цифровой экономике? Онлайн-обучение по сути своей является разновидностью заочного обучения. Практика показывает, что эффективно организовать собственное заочное обучение может далеко не каждый учащийся.
3. Можно ли делать ставку на гонку технологий в современном мире? Ведь развитие технологий неизбежно входит в противоречие с недостаточно быстрым развитием человека. Грубо говоря, если технологии разовьются настолько, что отдельный человек сможет изготовить ядерную бомбу или создать смертоносный вирус, сколько проживет человечество? Это проблема, которая в принципе не может быть решена, когда общество намеренно отказывается от нравственного развития человека. Ставку на развитие человека делал коммунизм. Кто сегодня делает на это ставку?
4. Как сказал политолог С.Е. Кургинян после посещения Петербургского международного экономического форума ПМЭФ-17, на котором обсуждалась тема цифровой экономики:
«Мне кажется, что всё время, когда говорят о будущем, подразумевают, что это будет настоящее с небольшими вариациями. То есть, никто, с моей точки зрения, стратегического будущего не обсуждает, никто не понимает, что и какие макросоциальные группы являются локомотивом этого будущего, каковы цели, альтернативные настоящему, и какие новые качества могут быть у этого будущего...»