Еще в 2014 году Международная федерация ассоциаций анатомов (IFAA) выпустила «Рекомендации по лучшим практикам пожертвования и изучения человеческих тел и тканей для анатомических исследований»

Ученые давно высказались против выставки трупов. А ее всё показывают

Фредерик Сэндис. Перед Смертью. 1862
Фредерик Сэндис. Перед Смертью. 1862

Выставка расчлененных и изуродованных трупов под названием «Мир тела» (Body worlds) проходит на ВДНХ уже второй месяц, невзирая на общественные протесты.

Главный аргумент устроителей состоит в том, что выставка якобы имеет научную и образовательную ценность, а всех, кто противится выставке, ее апологеты автоматически записывают в мракобесов: якобы мешают просвещению.

Однако это очень лукавый аргумент, потому что вопрос об этичности того или иного использования препаратов из человеческих тканей всегда стоял и продолжает стоять перед учеными и медиками.

В 2014 году Международная федерация ассоциаций анатомов (IFAA) выпустила «Рекомендации по лучшим практикам пожертвования и изучения человеческих тел и тканей для анатомических исследований». Организация, выпустившая документ существует с 1903 года, это крупная и уважаемая научная структура.

В упомянутом документе подчеркивается необходимость соблюдения этических норм как связанных с процедурой пожертвования тел для медицинских исследований, так и в дальнейшем, собственно при обращении с телами и полученными из них препаратами.

В частности говорится, что институты «должны следовать процедурам, соответствующим высочайшим этическим стандартам для того, чтобы дать донорам полную уверенность в их решении пожертвовать тело».

Чрезвычайно важным представляется авторам документа получение письменного информированного согласия прежде чем будет принято решение о принятии тела в дар.

Другим необходимым условием указывается отсутствие коммерческой составляющей в отношениях. Процитируем его.

«Не должно быть никакой коммерциализации в отношении завещания человеческих останков для анатомического изучения и исследований. Это относится к самому процессу завещания, в котором решение о пожертвовании должно быть свободно от финансовых соображений, а также к использованию останков после завещания. Если тела, части тел или пластинированные препараты передаются в другие институты для образовательных или исследовательских целей, это не может приносить коммерческого дохода. Впрочем, возмещение понесенных расходов, включая затраты на саму программу жертвования тел, а также затраты на подготовку и транспортировку считаются допустимыми. Плата за человеческие материалы сами по себе неприемлема».

Как можно легко увидеть, устроители выставки на ВДНХ совершают неприемлемую, с точки зрения международной организации, объединяющей ученых из разных стран, вещь.

На самом деле: если торговля человеком в широком смысле слова считается недопустимой, то тем более недопустимой в обществе, еще не отказавшемся полностью от христианской морали, должна считаться торговля телом умершего человека.

И если считается аморальным выставлять напоказ за деньги живого человека, то тем более аморально выставлять за деньги человека мертвого, который уже не может за себя постоять.

Мы понимаем — и знаем множество примеров того, как люди, даже совершившие ошибку и вступившие на путь отрицания моральных ценностей, позже раскаивались в своих поступках и меняли свое поведение.

В случае же с мертвым человеком такая возможность практически отсутствует. Поэтому те вопросы, которые актуальны для живых, в случае с мертвыми только приобретают большую остроту. Но, видимо, не для всех.

Продолжим цитировать документ.

«С препаратами необходимо обращаться с уважением в течение всего времени. Это включает, но не ограничивается, хранением и демонстрацией человеческих и не человеческих животных частей раздельно».

Наблюдаем ли мы уважительное отношение к телам на выставке? Вопрос риторический.

«Должны быть определены границы, в пределах которых изображения или другие артефакты, полученные в результате пожертвования, допустимо размещать в публичном пространстве, включая соцсети, как из уважения к донору (и его живущим родственникам), так и для того, чтобы предупредить нездоровый интерес».

Как можно легко увидеть, ученые прямо говорят о недопустимости таких демонстраций для недопущения «нездорового интереса». Который, как мы можем легко убедиться, не только присутствует, но и сознательно подогревается.

Так при чем здесь наука? Приличный ученый не пойдет на такую выставку. У нас нет необходимости цитировать весь документ, он довольно обширен. Но еще на одном пункте хотелось бы заострить внимание.

«Специальные лекции/курсы по этике, касающиеся завещания человеческих останков, должны быть доступны всем студентам, изучающим анатомию. Это должно способствовать развитию соответствующей чуткости, касающейся поведения и уважения, которые можно ожидать от тех, кто работает с человеческими останками, используемыми для целей изучения анатомии или исследовательских целей».

Между прочим, такие вещам действительно уделяют внимание в профильных вузах. Мы уже приводили пример с казанским медуниверситетом, заведующая кафедрой анатомии которого обращала внимание на этот важный аспект.

Стоит ли говорить, что ничего подобного и близко нет на выставке трупов на ВДНХ. Есть нечто противоположное, а именно глумление как над людьми, тела которых выставляются на всеобщее обозрение, так и над посетителями, которым смеются в лицо, заявляя о научной и образовательной ценности выставки.

Процитированный нами документ — не единственный такого рода, но, вероятно, один из наиболее полных. Он самым наглядным образом показывает, что выставка на ВДНХ не имеет ничего общего ни с наукой, ни с образованием, а является аморальной и неприкрытой эксплуатацией того самого «нездорового интереса», о котором говорится в документе.

Могут ли не понимать всего этого устроители выставки? Наивно предполагать, что не могут: ведь выставка, кочующая по миру, неоднократно сталкивалась с попытками запрета, причем ученые-медики зачастую были в первых рядах протестующих, как это было, например, в 1997 году в Германии, на родине самой выставки. Но устроители продолжают раз за разом демонстрировать цинизм и бросать вызов обществу, даже не удосуживаясь сменить аргументацию.

Таким образом, аргументы тех, кто апеллирует к научности выставки, опровергаются самими учеными, которые заявляют, что этика должна преобладать над научными и образовательными целями. Ученые не отказываются от морали в угоду науки, а те, кто проводит выставку, выводят за скобки эту самую мораль в угоду якобы научности.

При том, что научность выставки очевидным образом принесена в жертву китчевости: для того, чтобы продемонстрировать устройство мышечного аппарата, не надо напяливать на труп каску и всучать ему в руки клюшку, или вытворять еще более непотребные вещи с умершими людьми.

Устроители, безусловно, понимают что делают. А вот понимают ли это те, кто рекламирует выставку? Иными словами, речь идет о пропаганде подрывных идей или о некомпетентности? Вопрос в наше время, к сожалению, не риторический, даже когда идет речь о профессиональных журналистах.

Читайте также: Реабилитация каннибализма — историк оценил выставку «Мир тела» на ВДНХ