Цель выставки трупов состоит в том, чтобы вернуть человека к состоянию животного, когда мир мертвых и мир живых сливается

Реабилитация каннибализма — историк оценил выставку «Мир тела» на ВДНХ

Иероним Босх. Сад земных наслаждений (фрагмент). Ок. 1510
1510Ок.(фрагмент).наслажденийземныхСадБосх.Иероним
Иероним Босх. Сад земных наслаждений (фрагмент). Ок. 1510

Выставка «Body Worlds» («Мир тела») была открыта на ВДНХ 12 марта. Скандальная экспозиция вызвала большой резонанс, и это не удивительно — ее экспонатами являются расчлененные самым изуверским образом трупы людей, выставленные в уничижительных позах.

Выставка немецкого «художника-таксидермиста» Гюнтера фон Хагенса подверглась жесткой критике еще до официального открытия, но это не остановило организаторов. Отношение к выставке выразил в интервью ИА Красная Весна кандидат исторических наук, сотрудник МПГУ, много работающий как со школьниками, так и со студентами, Кирилл Конюхов.

ИА Красная Весна: Здравствуйте, Кирилл Рудольфович! Как Вы считаете, можно ли водить на выставку «Мир тела» детей? Там стоит 12+.

Конюхов: Нет. Я считаю, что это категорически недопустимо, потому что для детей, даже после 12 лет, это шокирующее зрелище. Здесь, конечно, больше уместен будет комментарий психолога, но, тем не менее, я считаю, что для детей это абсолютно недопустимые вещи.

Всё должно познаваться постепенно. Даже если мы предполагаем, что это носит чисто биологический характер, — что, с моей точки зрения, в общем-то является дичью абсолютной, — тем не менее, даже по этим соображениям мы не можем допускать туда детей по той простой причине, что в школе изучение человека предполагается с гораздо более старшего возраста.

Но это явление, вне всякого сомнения, социальное и имеет социальный подтекст, социальные корни.

ИА Красная Весна: Какие корни оно имеет? Могли бы вы уточнить?

Конюхов: Это расширение зоны допустимого. Причем очень жесткое расширение.

Дело в том, что человек и его отношения со смертью являются очень сложными, и уже буквально с первобытных времен мы знаем, что как только в человеке начинает просыпаться сознание (собственно, по такому критерию мы это и определяем), появляется наличие захоронений.

По ним как раз и определяют, что у человека появилось сознание, что он себя осознает в мире и у него есть представление о том, что он смертный.

У животных представления о смерти не существует. И сразу же появляется отчуждение, в человеческом сознании появляются два мира: мир живых и мир мертвых. Между этими двумя мирами лежит очень жесткая и четкая грань. И эта грань была проложена уже в первобытности. Она как раз и свидетельствует, что человек отделился от животного. Стирание этой грани чревато. Это и есть возвращение, фактически, к состоянию животного, когда мир мертвых и мир живых сливаются.

Никогда в человеческой истории он слит не был. Отсюда все захоронения. Отсюда представление о мире мертвых — как ином мире — «тот свет». Отсюда представление о том, что «тот свет» — это мир, где все наоборот. Это традиционные фольклорные представления. И когда эти миры начинают сливаться и тем более кувыркаться в сознании человека — его сознание может претерпеть необратимые изменения.

Для того, чтобы подобного не случилось, нужно иметь очень устойчивые моральные основы. Которых у детей нет просто заведомо, они просто не сформировались. Да и у большинства взрослых людей этого тоже нет. Поэтому цель этой выставки — стереть эту грань, между миром живых и миром мертвых.

С моей точки зрения — это очень опасный прецедент, который в нормальном обществе не должен допускаться.

ИА Красная Весна: Но тем не менее, обратите внимание, что допускается, и даже пропагандируется.

Конюхов: Да, и допускается, и пропагандируется, безусловно. Потому, что это и есть расчеловечивание.

Это одна из наиболее радикальных форм расчеловечивания. Когда человек утрачивает наиболее фундаментальные ориентиры, которых он придерживался десятки тысяч лет. По крайней мере десятки тысяч лет. Мы знаем, что захоронения уже у неандертальцев есть. Это даже не современный человек, даже не гомо сапиенс.

ИА Красная Весна: Как вы считаете, с какой целью эта выставка в принципе проводится? Если вещи достаточно известные, которые вы рассказываете? Культурологи не могут этого не знать. Эта выставка не только же в России, она по миру ездит, и не одно десятилетие.

Конюхов: Очень просто. Человек, именно как существо общественное, в данном случае теряет общественные ориентиры. Все. Если мир мертвых для него слит с миром живых, то какие грани у него вообще наличествуют в социальном мире?

ИА Красная Весна: То есть вы считаете, что цель состоит в том, чтобы стереть все эти грани?

Конюхов: Да. Это, как раз, стирание вот этих вот граней. И тогда человека можно будет убедить, ну практически в чем угодно.

Мне даже сложно представить, где, собственно говоря, уже граница. Чем тогда плох каннибализм, если человек — точно такое же мясо? Есть знаменитый тезис, в частности, у Мартина в «Игре престолов»: человечина — это точно такое же мясо, как и любое другое.

Мысль эта там достаточно настойчиво проводится. И для нас, в принципе, сейчас не секрет, что каннибализм имеет не только криминальный характер, но это уже форма потребления пищи. Чуть ли уже не рестораны существуют.

Есть вполне официальные известия о том, что такие попытки делались. Если это так, то следующий шаг — это уже практически декриминализация убийства. Это выходит и на проблематику эвтаназии и отъятия человеческой жизни.

Потому что если человек — это такое же мясо, то какой смысл имеет человеческая жизнь тогда? Кем она дана?

Она дана свыше, или это просто естественное порождение некой биологической, соединение неких биологических сущностей? Тогда в чем её ценность, возникает вопрос? Там очень много сразу возникает вопросов. Надо просто убрать вот эту вот грань.

ИА Красная Весна: Ну хорошо, а если эта грань будет убрана? Вы считаете, что это осознанно делается? То есть есть субъект этого дела, и это осознано движется в этом направлении?

Конюхов: Ну, судя по тому, что эта выставка достаточно активно ездит по миру, то, что ее принимают, то, что ее ставят, надо полагать — какой-то субъект есть, который ее проводит. Потому что, как минимум, должны существовать некие средства, которые выделяются на передвижение, на аренду залов и т.д и т. д.

Поэтому надо полагать — кто-то это проталкивает. Я не знаю, кто. Здесь надо немножко разобраться со спонсорами выставки, с принимающей стороной выставки. Это уже вполне конкретные вещи.

ИА Красная Весна: То есть, вы считаете, такие выставки нужно проводить среди взрослых или даже среди взрослых проводить не нужно?

Конюхов: Да, это очень опасные вещи и среди взрослых, среди детей тем более. Среди взрослых то же самое. На взрослую психику — это тоже оказывает страшное давление. В принципе, значение тут, очевидно, такое же.

Читайте также: РПЦ выразила отношение к выставке трупов на потеху публике

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER