1. Экономическая война
  2. Война за космос
Попов Юрий / ИА Красная Весна /
Американцы в конце 50-х запускали на орбиту микроспутники с палубных истребителей «Скайрэй», а потом — F-4 «Фантом», и нас чуть не обогнали!

Эксперт рассказал о возможности запуска спутников без космодрома

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Панно «Космос»
Панно «Космос»

Американская фирма Aevum заявила о создании беспилотного комплекса для вывода спутников на низкую околоземную орбиту. По заявлению создателей, их система готова выводить новый спутник каждые три часа с любого более-менее оборудованного аэродрома.

О том, какие преимущества по сравнению с существующими средствами доставки спутников на орбиту имеет новая разработка, корреспондент ИА Красная Весна побеседовал с историком науки Сергеем Александровым.

ИА Красная Весна: Здравствуйте, Сергей Викторович! Это не первая система воздушного старта небольших спутников. Расскажите, пожалуйста, о преимуществах такого способа доставки полезных грузов на орбиту.

— Идея воздушного старта для носителей космического назначения очень давняя, при некотором желании ее истоки можно найти уже в творчестве Константина Эдуардовича Циолковского. Сегодня воздушный старт призван решить одну из четырех задач (как правило, последние три — одновременно):

Во-первых, использовать атмосферу для разгона космического носителя. Во-вторых, это возможность запускать спутники в любом направлении, то есть на орбиту любого наклонения. В-третьих, достигается экономия на землеотводе: не требуется земля под стартовый комплекс и поля падения отработанных ступеней. Ступени есть, но трассу разгона можно подобрать так, что они падают, например, в океан. И последнее — не нужно строить стартовый комплекс. Подойдет современный аэродром.

Читайте также: В США создали беспилотник для вывода спутников на орбиту каждые 180 минут

Единственная неразрешимая проблема воздушного старта связана с тем, что взлетная масса самолета ограничена — с сухопутного аэродрома вряд ли удастся поднять самолет со взлетной массой в 1000 т, а значит и масса полезного груза, выводимого на орбиту, имеет верхний предел. Но для многих целей ее вполне достаточно.

Но на пути создания систем воздушного старта стоит еще одна проблема, решаемая, но способная резко повысить стоимость создания комплекса. Это создание или подбор самолета, который, собственно, и играет роль и первой ступени, и стартового комплекса одновременно.

В этом качестве предлагалось применять как существующие самолеты всех типов — от истребителей до пассажирских лайнеров, так и специально создаваемые. Некоторые проекты были по таким экзотическим схемам, как катамаранная.

Понятно, что использование существующего самолета накладывает ограничения на размеры и массу запускаемой ракеты, а создание специального резко повышает стоимость программы.

ИА Красная Весна: Были или функционируют ли в настоящее время системы воздушного старта?

— Американцы эксплуатировали систему «Pegasus» с начала 90-х, и она еще числится действующей. Правда, про пуски я не слышал уже давно. 3-ступенчатая твердотопливная ракета запускалась сначала с B-52, потом с Lockheed L-1011.

Более того, в середине 90-х выяснилось, что американцы в конце 50-х запускали на орбиту микроспутники с палубных истребителей «Скайрэй», а потом — F-4 «Фантом», и нас чуть не обогнали!

(4 октября 1957 года СССР вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли «Спутник-1» — прим. ИА Красная Весна).

Программа была совершенно секретной. Из публикации не очень понятно, когда точно американцы вывели первый спутник. Работы над первым воздушным стартом были прекращены в 1962 году, поскольку в ту массу, что они выводили, ничего нельзя было впихнуть. Соответственно, спутник никаких задач решить не мог.

ИА Красная Весна: В чем новизна Ravn X?

— Фирма «Aevum» предлагает использовать беспилотный самолет, близкий по характеристикам к истребителю 4-го поколения, для старта ракеты-носителя сверхлегкого класса и запуска микроспутников. Идея состояла именно в создании специального самолета, но под существующую (или минимально дорабатываемую) авиационную инфраструктуру.

Такой самолет может быть существенно дешевле в изготовлении. Дело в том, что больше половины стоимости современного истребителя составляет комплекс управления оружием, а здесь он не нужен. Меньше расходов также требуется и на эксплуатацию беспилотника. Это как раз и должно обеспечить обещанные разработчиком три часа на межполетное обслуживание.

ИА Красная Весна: Какие типы спутников Ravn X может выводить на околоземную орбиту?

— Для начала нужно понять, что, несмотря на пространные выкладки энтузиастов, никакого «свободного рынка» микроспутников не существует. Все они создаются «под крылом» крупных аэрокосмических фирм или государственных заказчиков, которые и определяют способ вывода на орбиту.

Созданным в США Космическим войскам такая система очень даже интересна, так как может использоваться в первую очередь для перехвата низко- и среднеорбитальных космических целей.

Если же говорить о спутниках, то комплекс Ravn X позволит выводить на орбиту спутники связи типа Starlink.

ИА Красная Весна: Есть ли разработки систем воздушного старта в России?

— В конце 80-х прорабатывалась система запуска спутников и перехвата спутников с МиГ-31. Один самолет был переоборудован под эту задачу: сняли всё лишнее, включая второго члена экипажа. Однако после 91-го всё закончилось, и вроде бы, даже самолет остался в Казахстане.

В 90-х были некие фантазии по поводу совместного российско-казахского, или даже чисто казахского проекта при участии российских организаций вроде МАИ или МИТТ, под названием «Ишим».

Пару лет назад появились фотографии МиГ-31 с большой — существенно больше «Кинжала» — ракетой «под брюхом» на полосе в Жуковском. Так что работы идут.