Как и в вопросе с Донбассом, в переговорах по газу Зеленский оказывается в сложной ситуации

Уступить нельзя настаивать. Сложный выбор Киева в газовых переговорах с РФ

Изображение: Кайсин Сергей © ИА Красная Весна
Выбор Зеленского
Выбор Зеленского

Прошедшая неделя ознаменовалась очередными попытками России и Украины решить наконец-то топливный вопрос. Частичные подвижки в этой сфере все же произошли — по транзиту нефти 3 декабря двум сторонам удалось придти к соглашению. «Укртранснафта» и «Транснефть» продлили действующий договор еще на 10 лет, до 1 января 2030 года, актуализировав при этом «ряд его положений с учетом текущего состояния изменений на рынке услуг по транспортировке нефти в регионе», как сказано в сообщении пресс-службы «Укртранснафты» в Facebook.

Столкновение интересов

С договором о транзите газа ситуация сложнее. Действующий в настоящее время десятилетний контракт по транзиту газа истекает 31 декабря 2019 года. Россия настаивает в переговорах на заключении краткосрочного контракта сроком на 1 год. Предлагается либо продление на год существующего контракта, либо заключение нового также на год. При этом новый контракт может быть заключен на льготных условиях, если обе стороны откажутся от судебных претензий друг к другу.

Украинские власти, в свою очередь, пытаются совместить риторику жесткой конфронтации с Россией, которая является неотменяемой составляющей современной украинской политики, с выторговыванием выгодных условий по газовому контракту. Киев требует заключения долгосрочного договора на транзит газа и выплаты «Газпромом», согласно решению Стокгольмского арбитражного суда, 3 млрд долларов.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер 4 декабря рассказал журналистам о тарифах, предложенных украинской стороной в ходе переговоров в Вене. «Это очень-очень высокие тарифы, значительно, серьезно, значительно выше действующего тарифа, по которому мы сейчас транзитируем газ по территории Украины в Европу», — сказал Миллер.

Президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции 4 декабря также высказался по поводу предложений Киева: «Условия, которые нам предлагают возможные украинские транзитеры, экономически неприемлемы для нас пока. Но я надеюсь, что это запросная позиция, удастся как-то позиции согласовать».

Энергетическая безопасность и альтернативные мнения

С учетом ближайших планов России запустить новые газопроводы «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» переговорная позиция Украины не выглядит такой уж прочной. Видимо, поняв всю шаткость положения, СНБО Украины 2 декабря решает принять неотложные меры по обеспечению энергетической безопасности страны.

В качестве практического воплощения этого решения президент Украины Владимир Зеленский в тот же день подписывает указ, обязывающий украинское правительство диверсифицировать поставки газа, нефти и угля таким образом, чтобы доля каждого источника или маршрута поставки не превышала 30%. Это должно быть сделано до 1 июля 2020 года. Кроме того предполагается изыскать внутренние резервы, то есть увеличить собственную добычу нефти, природного и сланцевого газа.

Не все политические силы на Украине одинаково смотрят на вопрос заключения газового контракта с Россией. Так, 3 декабря, выступая в украинском парламенте, бывший президент Украины Петр Порошенко заявил, что заключение Украиной контракта о прямых закупках российского газа — это капитуляция Украины, а прямой контракт — это «оружие в руках Путина». Он обратил внимание на то, что вот уже 5 лет страна не покупает газ у России и «вполне довольна» реверсными поставками из Европы. «Ни куба!» — призвал Порошенко.

В связи с этим сенатор от республики Крым в Совете Федерации РФ Сергей Цеков в комментарии для RT 3 декабря назвал Порошенко «негосударственным человеком». Цеков объяснил позицию украинского экс-президента тем, что тот не думает о простых украинцах, по которым непосредственно бьет закупка дорогого реверсного газа.

Переговоры, аргументы, предупреждения

Очередной раунд переговоров по транзиту газа был запланирован на 5 декабря. Инициатором выступила украинская сторона. Руководство «Газпрома» согласилось встретиться, если к этой дате обе стороны достигнут консенсуса по техническим вопросам. 5 декабря украинский портал «Громадьске» со ссылкой на министерство энергетики Украины сообщил о том, что запланированная встреча не состоится. Издание отмечает, что крайний срок, когда еще можно будет заключить долгосрочный контракт, — это 13 декабря.

Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев 5 декабря в интервью интернет-изданию Liga.net заявил о том, что, если контракт о транзите газа через территорию Украины не будет подписан, цены на газ в Европе могут вырасти вдвое. «Кризисные цены спрогнозировать сложно, но думаю, я не ошибусь, если скажу, что цена на первых порах может и удвоиться», — сказал он. При этом Коболев отметил, что у Украины достаточно собственных запасов, чтобы продержаться до конца марта 2020 года. Отметим, что эта давно применяемая Украиной стратегия шантажа Европы перекрытием газа в значительной степени теряет свое значение при введении в эксплуатацию новых российских газопроводов.

Еще одним «аргументом» в переговорах с «Газпромом» являются новые иски Украины в Стокгольмский арбитраж на сумму более 12 млрд долларов. Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко написал 6 декабря в Facebook, что украинская сторона готова отозвать свои новые исковые заявления, если «Газпром» выполнит все требования — заключит с «Нафтогазом» долгосрочный контракт и компенсирует невыполнение обязательств по существующим контрактам. При этом долг в 3 млрд долларов «Нафтогаз» готов получить в форме поставок газа.

Однако российская сторона не спешит идти на уступки. Глава «Газпрома» Алексей Миллер, обсуждая 6 декабря со специальным представителем ФРГ результаты переговоров по транзиту газа, заявил, что «Газпром» ждет от украинской стороны экономически обоснованных предложений по условиям транзита российского газа.

Путин на встрече с немецкими бизнесменами 6 декабря в Сочи отметил, что даже после введения в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2» Россия не собирается прекращать транзит газа через Украину. Президент подчеркнул, что это вопрос «экономической целесообразности».

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил 7 декабря в эфире программы «Вести в субботу» телеканала «Россия 1», что у Москвы и Киева не получится договориться по газу до тех пор, пока украинская сторона не прекратит настаивать на выплатах по решениям суда.

«Ну, не будет тогда ничего. Невозможно договориться по газу и в то же время сказать: знаете что, вы нам еще заплатите деньги по всяким судебным решениям. Поэтому, хотят они этого или нет, очевидно, что в этом случае необходимо придти к какому-то нулевому варианту», — сказал Медведев.

В ответ на это Витренко в тот же день рассказал в Facebook о своем понимании «нулевого варианта». «„Нулевой вариант“ — это прежде всего выполнить решение арбитража, чтобы задолженность „Газпрома“ перед „Нафтогазом“ стала равна нулю», — написал он, подчеркнув, что долг в 3 млрд долларов невозможно простить.

Европа может спать спокойно?

В этом отношении интересными представляются результаты исследования, проведенного учеными из Института по изучению экономики энергетики при Кёльнском университете (Германия). Результаты опубликованы 4 декабря. Немецкие ученые проанализировали возможные последствия срыва переговоров по транзиту газа и пришли к выводу, что Европе всерьез ничего не угрожает.

«Ни в одной из стран ЕС энергетическая безопасность не окажется под угрозой, причем во всех рассмотренных сценариях», — заявил руководитель проекта Зимон Шульте. Исследователи уверены, что Европа полностью готова к прекращению транзита газа через Украину, и даже в случае очень холодной зимы мерзнуть европейцам не придется.

Обосновывается это следующими соображениями. Во-первых, Европа почти до максимума заполнила свои подземные хранилища. Во-вторых, с момента прошлых перебоев с поставками российского газа (10 лет назад) существенно увеличены возможности европейских стран по приему газа из альтернативных источников, в частности, появились новые терминалы для сжиженного природного раза и «Северный поток». В-третьих, усовершенствована инфраструктура передачи и распределения газа между странами Европы.

По мнению ученых, прекращение транзита не приведет к недопустимому росту цен на газ в Европе. «Цены на газ хотя и вырастут, но в большинстве стран ЕС относительно умеренно, во всяком случае в Северо-Западной Европе», — прогнозирует Шульте. При этом отмечается, что в странах Юго-Восточной Европы рост цен на газ может быть существенным. Согласно прогнозу, максимальным он будет в Греции (45%), Болгарии (24%) и Румынии (18%). Для сравнения, ожидаемое повышение цен в Германии составит 5%, во Франции и Великобритании — 3%.

На основании этого исследователи делают вывод, что наибольшие финансовые потери от прекращения транзита газа понесет Россия. По их подсчетам, недополученная прибыль «Газпрома» за первый квартал 2020 года может составить 3,4 млрд евро. Тогда как суммарные дополнительные расходы европейских потребителей составят «всего» 1,5 млрд евро в случае умеренной зимы и 2,1 млрд евро в случае очень холодной.

С выводами немецких ученых можно согласиться с двумя оговорками. Планирующийся на 8 января 2020 года запуск газопровода «Турецкий поток» позволит уменьшить последствия прекращения транзита через Украину для стран Юго-Восточной Европы, в частности для Болгарии и Румынии. Кроме того, в середине 2020 года должен произойти запуск «Северного потока — 2». По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, сказанным на пресс-конференции после встречи с Дональдом Трампом 10 декабря, никакие санкции США не смогут отменить запуск «Северного потока — 2» и «Турецкого потока».

Вторая оговорка касается упущенной прибыли России. С учетом растущего азиатского рынка и запуска 2 декабря газопровода «Сила Сибири», ситуация с недополученной на европейском рынке прибылью совсем не выглядит для России фатальной. В долгосрочной перспективе Россия решит проблему снижения поставок газа в Европу за счет развития восточного направления.

После «нормандской» встречи

Прошедшие 9 декабря в Париже переговоры в «нормандском формате» не были посвящены решению газовых вопросов, однако в ходе двусторонних встреч эти вопросы все же удалось обсудить.

По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, Путин и Зеленский в присутствии руководителей «Газпрома» и «Нафтогаза» обозначили свои позиции, однако к какому-то соглашению стороны не пришли. Дальнейшее общение по данному вопросу будет происходить на уровне соответствующих министерств.

Украинская сторона более оптимистично оценивает итоги встречи президентов. Так, Зеленский, которому необходимо как-то обнадежить собственное население и продемонстрировать позитивный результат, заявил, что вопрос транзита газа удалось «разблокировать», и что Путин допустил снижение цены на газ на четверть, если стороны смогут договориться о сотрудничестве.

Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко оценил переговоры как конструктивные, отметив при этом, что Киев не снимет свои претензии к «Газпрому». По его словам, к дальнейшим переговорам могут быть привлечены представители ЕС.

Между майданом и социальным взрывом

Очевидно, что ни одна из сторон в переговорах по транзиту газа пока не собирается уступать свои позиции. Россия чувствует себя уверенно и, после введения в эксплуатацию новых газопроводов, фактически перестает зависеть от «украинских партнеров».

Зеленский же, как и в вопросе с Донбассом, оказывается в сложной ситуации. С одной стороны, на него давит парламентская оппозиция и радикалы, требующие еще большего обострения взаимоотношений с Россией вплоть до полного разрыва. Серьезные уступки «Газпрому» могут привести ко вполне конкретным политическим последствиям.

С другой стороны, Зеленский не может не понимать, что именно ему придется расхлебывать социально-экономические последствия прекращения поставок газа, если контракт с Россией не будет заключен. И как-то объясняться с собственным народом по поводу невыполненных обещаний.

Ему остается как-то балансировать между двух огней, проявляя чудеса ловкости и артистизма. И рассчитывая на помощь «старших товарищей» из Европы и США.